+79139857900

Карьерные экскаваторы

14 июня 2012 в 16:12

Прошлый год стал рекордным по объемам добычи угля в Кузбассе. Общий объем поставленного шахтерами региона угля составил 190 млн тонн. Это закрепило положительный тренд роста, который угольная отрасль демонстрирует после провала в 2009 году. 

Объем инвестиций в угольную отрасль этого региона составил не более 55 млрд руб. (против 35,5 млрд руб. годом ранее), тогда как предприятия отрасли нуждаются в серьезной модернизации: износ основных фондов на некоторых из них достиг критического уровня. Это касается как шахт, так и разрезов. Еще одним фактором, подталкивающим модернизацию, является требование снижения себестоимости добываемого угля. Причина в том, что растут экспортные поставки угледобывающих компаний, в том числе на азиатский рынок. А здесь главный конкурент Кузбасса – Австралия. Ее дешевый и высококачественный уголь пока не попадает на отечественный рынок, но бороться с ним можно только в ценовом поле. Ни для кого не является секретом, что дальнейший рост добычи угля в Кемеровской области ориентирован на внешние рынки. В России вряд ли можно ожидать взрывного роста потребления твердого топлива в ближайшей перспективе. Следовательно, угольным компаниям Кузбасса придется конкурировать в ценовом поле и думать о снижении себестоимости продукции. Чтобы продукция была конкурентоспособной, нужно развивать, прежде всего, открытый способ добычи, а это напрямую связано с внедрением на горнодобывающих предприятиях новых технологий и обновлением парка техники. 

Сейчас парк экскаваторной техники в Кузбассе представлен преимущественно отечественной техникой – сериями экскаваторов ЭКГ производства «Уралмаш» (г.Екатеринбург) и Ижорского завода «ИЗ-КАРТЭКС». При этом, как отмечают эксперты, износ данной техники на ряде разрезов и карьеров по добыче полезных ископаемых достиг критической черты. Потребность в замене этой техники достаточно высока. Сейчас данные предприятия отечественного сектора наращивают выпуск продукции, стараясь обеспечить потребности отрасли в современных и высокопроизводительных машинах, однако всемерное увеличение присутствия в секторе угледобычи эффективной и надежной зарубежной техники стало всеобщей тенденцией. 



Кому добывать уголь? 

Угленосная толща Кузнецкого угольного бассейна включает 260 угольных пластов различной мощности, при этом преобладающая мощность пластов угля от 1,3 до 4 м. Разрабатываются и мощные пласты в 9-15 м и даже 20 м, с углами залегания от 5 до 90 градусов. Разнообразие условий залегания и горно-геологических условий месторождений обуславливают разные подходы и способы добычи. Сейчас в Кузбассе насчитывается 55 разрезов разной мощности по открытой добычи угля. 

Коммерческий представитель компании «Восточная Техника» (дилер Caterpillar) в Кемерово Игорь Башков отмечает: 

«Естественно, в зависимости от горно-геологических условий и мощности пластов применяются различные экскаваторы, но при этом немаловажным фактором является применяемая на разрезе система разработки и транспортировки и другие факторы. В зависимости от этого могут быть использованы экскаваторы Cat® различных моделей с различными емкостями ковшей, как c прямой, так и обратной лопатой. Добыча мощных пластов может вестись послойно. Вскрышные работы обычно выполняются экскаваторами с большим объемом ковшей — от 7 куб. м до 50 куб.м, и в зависимости от горно-геологических условий может применяться прямая или обратная лопата. Связано это с тем, что для добычи одной тонны угля необходимо вывезти от 7 до 15 т породы. Коэффициент вскрыши разнится у разных разрезов. Поэтому для проведения вскрышных работ используется большая техника, позволяющая извлекать большие объемы породы. Как правило, непосредственно добычу угля ведут машины по-меньше. Это экскаваторы с обратной лопатой и объемом ковша от 4 куб. м до 7-10 куб. м ». 

Постоянное повышение надежности гидроагрегатов, внедрение электронных систем контроля рабочих параметров, более доступная агрегатная компоновка оборудования позволят создавать машины, сравнимые по надежности с механическими лопатами. Отечественная механическая лопата имеет несколько большую массу, в сравнении с гидравлическим экскаватором с базовым ковшом той же вместимости, и их ценовое преимущество уже фактически утеряно. Все это приводит к вытеснению механических лопат в классе карьерных экскаваторов с базовым ковшом вместимостью до 10 куб. м, особенно на вновь открывающихся разрезах. Такое перевооружение является вполне закономерным процессом. Ряд горнодобывающих предприятий отказываются от отечественных ЭКГ и начинают успешно эксплуатировать гидравлические экскаваторы рабочей массой 100 т и выше. 

Коммерческий представитель компании «Восточная Техника» (дилер Caterpillar) в Кемерово Игорь Башков констатирует: 

«Электрические экскаваторы – это, как правило, экскаваторы с ковшами большого объема, предназначенные для перемещения больших объемов горной массы. Их преимущество в том, что электроэнергия достаточно дешевая и куб помещенной горной массы получается тоже недорогим. Кроме того, эксплуатационные затраты на электрических экскаваторах значительно меньше, чем на дизельных, в лучшем случае это своевременная смазка узлов (в отличие от дизельных, которые постоянно требуют снабжения дизтопливом и маслом). Но применяются такие машины только в районах, где есть доступ к электроэнергии (необходима достаточно большая мощность), и, как правило, это большие предприятия по добыче полезных ископаемых, в частности угля в Кузбассе. Недостаток таких экскаваторов в их затрудненной мобильности, ведь большие машины очень трудно перемещать на большие расстояния, и электрические кабели тоже не бесконечны». 

И хотя преимущества налицо, «механическую лопату» рано списывать со счетов. Этот тип экскавационной техники доказал свою надежность, она проще и дешевле в обслуживании. Применительно к крупным карьерам, где ведется долговременная разработка полезного ископаемого, где устроены постоянные и развитые электросети, где горно-геологическая обстановка не требует выборочной экскавации на уровне одного горизонта, «механические лопаты» подходят наилучшим образом. В свою очередь в сложных горно-геологических условиях более предпочтителен гидравлический экскаватор как технологически более гибкий. Масса гидравлического экскаватора меньше, он может быть оборудован как прямой лопатой, так и обратной, наделен большей удельной мощностью, мобилен, позволяет проводить качественную селективную выемку. А самое важное преимущество - способность работы на карьерах без устройства энергоснабжения. 

Сейчас в общем объеме продаж на гидравлическую экскаваторную технику приходится более 70%. Ограниченное применение крупных типоразмеров объясняется тем, что при вместимости ковша более 30 куб. м гидроэкскаваторы утрачивают свои технологические преимущества. 

«Преимущества дизельных экскаваторов Сat в их мобильности и возможности работать практически в любых условиях, особенно там, где нет развитой инфраструктуры (отдаленные районы Севера, в отдаленной и труднодоступной местности), где невозможно использовать электрические машины, и там, где большие объемы не нужны. Дизельные экскаваторы Cat представлены очень широко, но для добычи полезных ископаемых и строительных материалов применяются экскаваторы с ковшами от 1 куб. м до 5-7 куб. м, как правило, это обратная лопата, - говорит Игорь Башков, представитель компании «Восточная Техника»



Зарубежный ковш 

Отечественная промышленность, как показывает практика последних лет, оказалась не в полной мере готова предоставить угледобывающим компаниям новую высокоэффективную технику для пополнения парка. Новые инвестиционные проекты угледобывающих компаний, в результате которых увеличивается количество новых разрезов и участков открытой добычи, ускоренная модернизация действующих мощностей стимулировала активность на рынке карьерной техники зарубежных производителей. На рынке гидравлических экскаваторов сейчас все более представлены зарубежные марки: Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Terex, Liebherr. Карьерные экскаваторы этих марок за несколько лет уже зарекомендовали себя в угольных разрезах Кузнецкого бассейна. Сейчас отчетливо проявляется тенденция увеличения единичной мощности горнодобывающей техники. Игорь Башков, представитель компании «Восточная Техника», так характеризует данный тренд: 

«В настоящее время очень четко наметилась тенденция к увеличению размеров карьерной техники (самосвалы, способные перевозить по 320 т и более, экскаваторы с ковшом до 50 куб. м.) Для обеспечения их работы используются тяжелые бульдозеры (D11T) и грейдеры (24M) (марка Caterpillar). Для этого есть несколько причин. 

• необходимость увеличивать объемы производства (и соответсвенно снижать себестоимость); 

• нехватка высококвалифицированных кадров. 

Большие машины позволяют решить обе эти проблемы: можно достаточно легко нарастить производство, используя при этом меньше машин и соответственно меньше задействовать высококвалифицированных кадров. С другой стороны, цена таких машин достаточно высока и затраты на их содержание тоже не маленькие. 

За руль современной и дорогой машины не посадишь неспециалиста – «человека с улицы», необходимо обучение (подготовка кадров, а сейчас наблюдается их острая нехватка)». 

Эти же тренды подтверждает Александр Проскурин, региональный директор ООО «ТСК-Сервис Новокузнецк», официальный дилер Hitachi. По его мнению, в этом высококонкурентном рынке, где представлены как отечественная, так и зарубежная техника, карьерные экскаваторы Hitachi выделяются наиболее полной модельной линейкой: 

«Одной из тенденций развития угледобычи в Кузнецком бассейне является переход на высокопроизводительную и эффективную горную технику. Модельный ряд экскаваторов Hitachi имеет именно такие характеристики, которые подтверждены многолетней эксплуатацией в условиях Сибири. 

Сейчас уже четко наметилась тенденция увеличения размеров карьерной техники. Для открытой добычи наиболее востребованными являются карьерные экскаваторы Hitachi с ковшом объемом 15-22 куб. м. Хотя следует отметить, что модельный ряд экскаваторов японской марки представлен всеми классами экскаваторов. Угледобывающими компаниями Кузнецкого бассейна востребованы как линейка электрогидравлических карьерных экскаваторов EX с большим объемом ковша, так и дизельная - серии ZX, которые, как правило, высокомобильны и могут начать работу без этапа предварительной подготовки в разрезе. Экскаваторы Hitachi эксплуатируются и в карьерах по добыче марганца, железной руды и других полезных ископаемых. Высокая производительность карьерной техники Hitachi обеспечивается за счет конструктивных особенностей и ноу-хау, примененных в ней. Отмечу, что вся модельная линейка экскаваторов Hitachi выпускается на заводах в Японии». 



Китайский вызов 

Еще одной тенденцией, мимо которой вряд ли можно пройти, является выход в карьерный сегмент рынка горнодобывающей техники китайских производителей. КНР является №1 в мире по объемам добычи угля. Соответственно, эта страна является одним из крупнейших производителей карьерной техники и предпринимает попытки закрепиться на зарубежных рынках. В 2011 году в Новокузнецке открыт сервисный центр ГК «АМПС», официального дилера китайской компании BONNY — одного из крупнейших производителей карьерной техники. 

Евгений Медведев, генеральный директор ГК «АМПС», отмечает: 

«По оценкам аналитиков, к 2015 году более половины мирового спроса на карьерную технику будет обеспечиваться компаниями из Китая. Этому будет способствовать поступательное развитие мировой экономики , предъявляющей устойчивый спрос на китайские товары. 

В сегменте недорогой техники конкуренцию российским экскаваторам составляют китайская Компания «Сычуаньский Бонни Тяжёлая машиностроительная компания ЛТД», с оптимальным соотношенем невысокой цены и отличного качества. Карьерные экскаваторы BONNY просты в управлении и обслуживании, обладают хорошей маневренностью. Основное рабочее оборудование карьерных экскаваторов BONNY — прямая и обратная лопата вместимостью 2-15 куб. м. Каждая базовая модель может оснащаться ковшами различной емкости, как большей, так и меньшей, в зависимости от крепости разрабатываемых пород». 

Снабженные независимым гусеничным приводом хода и другими высокоэффективными узлами, карьерные экскаваторы BONNY являются оптимальным выбором для ведения любых крупных горных работ, подходят для погрузки в авто- и железнодорожный транспорт. Они рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >