+79139857900

Карьерный рост самосвалов

4 мая 2012 в 15:57

 

Стратегическая программа развития угольной промышленности России до 2030 предусматривает удвоение объемов добычи угля в стране. Одним из направлений развития отрасли является ускоренное развитие открытой добычи твердого топлива. Для выполнения этой задачи необходима всемерная модернизация существующих мощностей и строительство новых крупных разрезов. Вопрос карьерной транспортной техники в решении этой задачи является ключевым. Многолетним партнером отечественных угледобывающих компаний является Белорусский автомобильный завод. Сейчас каждый третий карьерный самосвал в мире - марка «БелАЗ». Гарантированная закупка белорусской техники крупными российскими горными компаниями позволяет производить не только широкую модельную линейку карьерной техники, но и расширять производственные мощности и постоянно модернизировать как сам производственный процесс, так и выпускаемую технику. Однако монополию белорусских машиностроителей пытается нарушить карьерная техника ведущих мировых производителей.


Белорусский монстр 

Пока подавляющую часть парков карьерного транспорта на угледобывающих предприятиях Кузнецкого бассейна составляют модели Белорусского автомобильного завода (БелАЗ). Пятидесятилетняя работа предприятия в сотрудничестве с угледобытчиками дает свои положительные плоды: с одной стороны, машиностроители расширяют модельную линейку выпускаемой техники, с другой — совершенствуют ее в плане надежности и экономичности. 

В настоящее время на предприятии в городе Жодино под Минском выпускается более трех десятков моделей и модификаций карьерной техники грузоподъемностью от 30 до 360 тонн. С середины прошлого десятилетия на белорусском предприятии проводится перманентная модернизация производства. В результате выросло качество выпускаемой техники, что позволило белорусским машиностроителям удержаться в ведущей семерке производителей карьерных самосвалов. Процесс модернизации на предприятии продолжается. 

Все модели белорусских карьерных самосвалов скомпонованы по классической схеме: с жесткой рамой, передним расположением моторной установки и задним расположением самосвального кузова. На самосвалах ПО «БелАЗ» применяются двигатели Ярославского моторного завода, и зарубежных производителей Cummins и MTU. 

На самосвалах грузоподъемностью 30-90 т применены гидромеханические трансмиссии с электрогидравлическим управлением, гидродинамическим тормозом-замедлителем. Трансмиссии оснащены полуавтоматическими системами управления скоростными режимами самосвала. 

Рулевое управление – гидрообъемного типа с аварийным энергетическим источником. Рабочие тормоза – с раздельным приводом; для самосвалов серий 7540 и 7547 – колодочные барабанного типа с пневмоприводом; для самосвалов серий 7545 и 7557 – многодисковые маслоохлаждаемые для заднего моста и сухие дисковые для передней оси; для самосвалов серии 7555 – дисковые сухие. Стояночные тормоза установлены на ведущем валу главной передачи: колодочные – для самосвалов серий 7540, 7547 и 7555 и дисковые – для самосвалов серий 7545 и 7557. Тормоза-замедлители: для машин серий 7540 и 7547 – гидродинамические с электроуправлением на ведущем валу коробки передач; для серий 7545 и 7557 используются многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес и для серии 7555 – гидродинамический с электроуправлением, с ускоренным режимом срабатывания на ведущем валу коробки передач. 

На самосвалах грузоподъемностью от 130 до 320 т применены электромеханические трансмиссии двух типов: для самосвалов серий 7513 и 7530 – переменно-постоянного тока с тяговым генератором и 2-мя тяговыми электродвигателями с редукторами электромотор-колес; для самосвалов серии 7560 – переменного тока. Для этой категории самосвалов характерно жесткое соединение тягового генератора переменного тока с двигателем, монтаж тяговых электродвигателей в ступицах электромотор-колес, применение 2-рядных планетарных редукторов у электромотор-колес. 

Белорусский производитель карьерных самосвалов видит для себя перспективу развития рынка в сегменте 300-450 тонн. На автозаводе в Жодино дан старт новому инвестиционному проекту по расширению мощностей предприятия - начато строительство цеха по выпуску карьерных самосвалов грузоподъемностью 320-450 тонн, на который разработана и выдана проектно-сметная документация. Первая продукция этой линейки будет выпущена в 2013 году. 

Основным регионом, куда поставляются белорусские самосвалы, является Кузбасс. Поэтому региональные власти ведут переговоры с белорусской стороной об организации производства 90-тонных самосвалов на одном из предприятий региона. Разместив в России производства, партнеры смогут получить немалый экономический эффект. На сегодня определена площадка для сборки «БелАЗов» - это мощности ООО «Подземстрой» в Прокопьевске. Для ознакомления с предприятием туда вскоре прибудет делегация белорусских машиностроителей. Специалисты из Белоруссии будут вести подготовку к началу производства и его контроль. Партнером белорусских автостроителей выступает ХК «СДС». Его дочерняя структура - самый крупный дилер БелАЗа в России «КузбассБелАвто» эффективно работает уже на протяжении трех лет. Только в 2011 году компания сумела реализовать 56% карьерной техники, выпущенной БелАЗом.


Зарубежный поход 

И хотя доминирующим позициям белорусской техники в разрезах Кузбасса в ближайшей перспективе ничто не угрожает, все же прорыв зарубежных карьерных самосвалов на рынок горнодобывающего региона состоялся. На разрезе «Шестаки» (ЗАО «Стройсервис») приступил к работе первый японский карьерный самосвал Komatsu HD 785 российской сборки. Он был доставлен из Ярославля, где расположен российский завод Komatsu, специализирующийся на крупноузловой сборке экскаваторов и карьерных самосвалов. 

Японская техника Komatsu давно работает на разрезах Кузбасса, однако российский аналог карьерного самосвала появился там впервые. Новую машину уже смогли опробовать водители разреза Шестаки, которые считают, что машина российской сборки ничуть не хуже японских аналогов. 

Компания «Сумитек» (официальный дилер Komatsu) «подготовила» приход японских самосвалов российской сборки в Кузбасс. 

Представитель компании заявил нашему изданию: 

«Поставка 90-тонного самосвала на разрез ЗАО «Стройсервис» был логичным шагом. Японская техника Komatsu хорошо зарекомендовала себя на угледобывающих предприятиях Кузбасса. Поэтому выбор карьерных самосвалов был осмыслен, несмотря на довольно высокую стоимость (около $1,5 млн). 90-тонный самосвал японской марки по производительности конкурирует с аналогичным 130-тонником белорусского производства. ЗАО «Стройсервис» анонсировало покупку 40 единиц Komatsu, из которых 20 будут поставлены из Ярославля. Сейчас уже имеются заявки на поставки японской карьерной техники от других угледобывающих предприятий Кузбасса. Горнодобывающие компании увидели, что наша техническая и сервисная поддержка поможет им в плане значительного сокращения затрат на техническое обслуживание техники, а российская сборка значительно сократит сроки поставки карьерных самосвалов». 

Как известно, у официального дилера Komatsu компании «Сумитек» в Кузбассе располагаются четыре технические базы. Работает сервисный центр в Полысаево. Но если Komatsu совершила прорыв в сегменте супертяжелой карьерной техники, то большинство других зарубежных производителей успешно продвигает в Кузбассе и шарнирно-сочлененные самосвалы. 

Игорь Никулин, директор компании ООО «Трансиб» (Новокузнецк) отмечает: 

«Особенность такого этапа как проведение вскрышных работ на горнодобывающих предприятиях обусловила востребованность шарнирно-сочленных самосвалов грузоподъемностью 30-40 тонн, способных работать в сложных условиях, на исключительно слабых грунтах, где невозможно использовать обычные самосвалы с жесткой рамой. Еще в 2008 году мы начали поставку первых самосвалов марки Bell в Сибирь. Суммарный парк самосвалов этого производителя в Кузбассе составляет 70 единиц. Основной моделью является BELL B40D 6х6. Отмечу что эти самосвалы востребованы и в других регионах Сибири – на добывающих предприятиях Алтайского и Красноярского краев и Новосибирской области. Наше предприятие имеет и опыт сдачи таких самосвалов в аренду. А для сервисной и гарантийной поддержки создан региональный склад запчастей в Новокузнецке». 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >