+79139857900

Катание на роликах

8 апреля 2010 в 13:16

Классификация роликов ГРМ по способу натяжения ремня:

 

1. Ручное натяжение. В этом случае степень натяжения зависит исключительно от опыта специалиста СТО

 

2. Пружинный натяжитель — величина натяжения регулируется усилием механической пружины

 

3. Гидронатяжитель. «Хитрый» герметичный элемент с маслом и пружиной внутри. Эдакий «цилиндр фараона», что-то вроде одностороннего амортизатора. Степень натяжения ремня регулируется выдвигающимся штоком, он по мере удлинения ремня сохраняет усилие прижима ролика к ремню. Гидронатяжитель может существовать как узел, интегрированный с телом ролика, и как отдельный цилиндрик с креплением.

 

 

 


Классифицировали: 
Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон» 
и его коллега Дмитрий Гинсар.

 

 

 


 

 

Зачем он нужен, этот ролик?


Ролик ГРМ состоит из узла крепления, внутреннего подшипника качения и собственно ролика с рабочей поверхностью, которая и контактирует с ремнем. Подшипник герметично защищен сальником. По сути своей работы ролики ГРМ делятся на две группы — направляющие (обводные, паразитные) и натяжительные. Первые служат для получения нужной траектории ремня ГРМ, у вторых задача серьезнее — обеспечить оптимальное натяжение ремня. В зависимости от типа двигателя в нем может быть один, два и даже три-четыре ролика ГРМ, как, например, в некоторых двигателях Subaru.


К натяжению ремня посредством роликов ГРМ следует относиться очень ответственно — от этого усилия напрямую зависит срок службы ремня и всех сопряженных с ним элементов.

 

 


Интересно, что в некоторых корейских автомобилях натяжение ремня ГРМ производится вручную регулировкой положения помпы. Чрезмерное натяжение приводит к перегреву подшипников помпы, собственно роликов и самого ремня. «Недотяг» чреват перескакиванием зубьев ремня ГРМ и, на определенных типах моторов, загибанием клапанов.

Кто на рынке?

Оптовики Сибирского региона предпочитают ориентироваться на японские автомобили — с удовольствием рассказывают о трех «роликовых китах» — KOYO, NSK и NTN.

  «Рынок нашего региона эти производители делят примерно поровну», — считает Александр Вершинин, менеджер отдела маркетинга компании Rossko.

Свои данные привел и Андрей Мельников, менеждер компании «Авто Оптима». По мнению этого «автооптимиста», NSK и KOYO имеют по 40% потребителей на рынке, а NTN — около 20%. Причем цена на ролики NSK ориентировочно на 10% ниже, чем у конкурентов, при одинаково высоком качестве у всех трех производителей, считает Андрей. Что касается «дублей», представителями компании «Авто Оптима» была отмечена марка GMB — вариант для экономных, вернее псевдоэкономных. При цене на 30% меньшей, нежели у именитых собратьев, ролик этой фирмы имеет и меньший на 30% ресурс.

  «Рынок роликов ГРМ для «азиатских» автомобилей относительно стабильный, однако мы периодически наблюдаем попытки внедриться на него со стороны новоявленных, преимущественно китайских, производителей», — сообщает Александр Вершинин.

Тон для «европейцев» создают такие производители, как SKF, INA, и … GATES! Да-да! Не удивляйтесь: бренд, к которому мы привыкли, как к традиционному производителю ремней, выпускает ныне и ролики. Более того, доля компании в рынке роликов-натяжителей, поставляемых на европейские конвейеры, составляет 30%. В ассортименте компании есть и своеобразные «ремкомплекты» для той или иной модели авто, состоящие из ремня, роликов и необходимых дополнительных аксессуаров. Однако, как утверждает Александр Вершинин, они не слишком востребованы на сибирском рынке из-за высокой цены.

 

«Проблема многих производителей роликов, комплектующих европейские автопредприятия, заключается в том, что сегодня Европа стремится к гарантийному сроку на автомобили в семь лет, — заявил генеральный директор компании Gates Power Transmission Europe B.V.B.A. Евгений Бедняков. — И мы уже достигли показателя срока службы отдельных «пар» роликов и ремней ГРМ в Gates 200 тыс. километров».

 

Ролики «умирают» стоя

 

«Наиболее трагичный сценарий, который можно наблюдать при несоблюдении сроков замены роликов ГРМ, выглядит так. Сначала в подшипнике ролика деградирует сальник. Внутрь подшипника качения попадают грязь, влага, абразив. Смазка высыхает, замерзает, изнашивается, выдавливается в конце концов. Ролик еще вращается, но шумит. Это уже серьезный звоночек. По мере дальнейшего износа появляется поперечный люфт, и ролик начинает «подклинивать», то есть вращение в определенные моменты останавливается, внешняя поверхность ремня ГРМ переходит в фазу активного трения. Ремешок начинает нагреваться, «гореть», лохматиться и вскоре, из-за термической деструкции, рвется окончательно. В результате как минимум остановка двигателя, а как максимум — загибание клапанов,— поясняет Дмитрий Либман.

 

Андрей Мельников несколько «разогнал тучи» безнадежности.

 

«Страшные» случаи заклинивания роликов ГРМ и обрывов ремней, безусловно, бывают. Однако их не так уж и много. Как правило, ролики, отработавшие свой ресурс, просто шумят. Сначала тихо, но, если с заменой тянуть, шум в конце концов достигает таких децибелов, что волей-неволей поедешь на СТО», — считает представитель компании «Авто Оптима».

 

Так какой же номинальный срок службы ролика ГРМ? Официально качественный ролик должен сохранять свою работоспособность в течение всего срока службы ремня — не менее 100 000 км пробега. Представители GATES, напомним, заявляют о достиже

нии ресурса некоторых роликов и ремней ГРМ в 200 000 км. Но будем реалистами — пробег колес фиксирует одометр, а количество реальных оборотов двигателя нам неизвестно. Два месяца последних морозов и регулярных прогревов большинства автомобилей при экстремально низких температурах, совершенно очевидно, обеспечили автовладельцам «двойной» износ ремня и роликов.

Большую «роликово-ременную» проблему, вызванную морозами, озвучил Дмитрий Либман:

 

«В холода через старые задубевшие сальники валов выдавливается моторное масло. А масло, попавшее на ремень и ролика ГРМ, — аварийный случай, требующий немедленного обращения на СТО (если успеете)».

Тем не менее представители торговых фирм говорят об отсутствии сезонного спроса на ролики ГРМ, во всяком случае ярко выраженного, хотя еще несколько лет назад «роликовая» сезонность прослеживалась достаточно четко.

 

Страсти по «оригиналам»  и подделкам

Красивая красная коробочка с многократно повторяемой надписью Toyota и загадочным номером — это то, что благоговейно, вполголоса и всегда особенно уважительно называется «оригиналом». Множество покупателей свято верят в то, что именно такие ролики ГРМ японцы используют на конвейере при сборке автомобилей. Цена на оригинальные ролики может быть в полтора-два раза выше, чем на аналогичные позиции, не облаченные высоким титулом.

 

«Однако, если открыть коробочку и извлечь ролик, мы без труда увидим, что это обычный качественный подшипник от NSK. Ну не производит Toyota Motors роликов для механизма ГРМ, так же как не производит она свечей зажигания, хотя и их можно увидеть в такой же красной «оригинальной» упаковке. Поскольку в России и странах СНГ всегда найдется некоторое количество желающих купить именно оригинальную деталь, пусть переплатив за бренд, то у большинства поставщиков всегда есть в наличии «оригинальные» запчасти, хотя все понимают, что по большому счету это хитрый маркетинговый ход, если не сказать, лукавство», — считает Андрей Мельников.

 

«Детали, поступающие на конвейер, ничем не отличаются от тех, что поступают в свободную продажу, однако выходной и входной контроль конвейерных комплектующих гораздо строже, — утверждает Александр Вершинин. — А переплата за изделие в «оригинальной» упаковке — стандартная мировая практика, хоть детали совершенно идентичны».

 

Однако сервисмены, более приближенные к реальной эксплуатации автомобиля и понятие «износ» ощущающие физически, смотрят на проблему «оригиналов» более осторожно.

 

«То, что запчасти, установленные на иномарку на заводе, имеют гораздо больший срок службы относительно любых других, для нас совершенно очевидный факт. Вероятно, все-таки на конвейер производители комплектующих, в том числе и роликов ГРМ, поставляют, если можно так выразиться, детали «высшего сорта», выполненные на самой безупречно отлаженной технологической линии, а в продажу направляются партии с чуть большими отклонениями от «идеала», сделанные на заводах, расположенных где-то в третьих странах, но это далеко не всегда брак. Что же касается «оригинальных» коробочек на прилавках магазинов, сильно сомневаюсь, что возле конвейера Toyota стоит какой-нибудь японец, который один ролик отправляет на автомобиль, а другой заворачивает и посылает, скажем, в Новосибирск. Нам даже встречались «оригинальные» упаковки с надписью Made in China (Сделано в Китае)», — сообщает Дмитрий Либман.

 

На рынке роликов ГРМ довольно распространены подделки. Большинство наших сегодняшних экспертов, не сговариваясь, оценивают количество поддельных роликов ГРМ в 30% от общего объема рынка этих изделий.

Распознать подделку довольно сложно, а неспециалисту это порой не под силу. Некоторые особенности особо низкопробных подделок: мелкий шрифт на коробочках смазан, надписи на деталях выполнены не рельефным способом, а краской. Но таких явных подделок на рынке очень мало. Гораздо чаще бывают случаи, когда даже видавшие виды специалисты СТО с огромным трудом выявляют «засланца». Лучший способ избежать встреч с подделками — работать с надежными компаниями, с многолетней историей и безупречной репутацией.

 

Что в итоге?

«Ролик и ремень — близнецы-братья, кто более матери истории ценен?» — хочется перефразировать пролетарского поэта Владимира Маяковского.

 

Уж в чем были едины наши эксперты, так в том, что ролики ГРМ надо обязательно менять вместе с ремнем, и лучше не ждать рубежа в 100 000 км, особенно в нынешних погодных условиях, а заменить по истечении 70–80 тыс. километров пробега. Тем более что услуга замены ремня ГРМ на СТО достаточно дорогая — 3–4 тысячи рублей. Зачем же приезжать потом еще раз для замены ролика? Наиболее просто замена роликов и ремня реализуется в «тойотовских» двигателях типа «А» — 4А, 5А, 7А.

«Правильные» автовладельцы, как сообщил Дмитрий Либман, чтобы не тратить времени и денег понапрасну, кроме ремня и роликов ГРМ, сразу меняют еще и сальники валов, прокладки маслонасоса, а при необходимости и помпу. Но это уже совсем другая история.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >