+79139857900

Катком по кризису

11 апреля 2010 в 12:39

Экономический кризис тяжело отразился на российском рынке спецтехники. Грунтовые катки не избежали всеобщего спада продаж. Тем не менее, в этом секторе ситуация не так критична, поскольку дорожная отрасль, в отличие от гражданского строительства, пока финансируется государством, причем на достаточно неплохом уровне. 

эксперты статьи 
Рашид Ганиев, менеджер компании «Амкодор-Сибирь» (Новосибирск) 
Борис Головачёв,директор компании «Китайская автоспецтехника» (Новосибирск) 
Александр Ткачев, финансовый директор ЗАО «Спецтехника» (Владивосток) 
Дмитрий Кузнецов, руководитель направления по дорожно-строительной технике ООО «Восточная Техника» (Новосибирск) 

Кризис один – последствия разные

В свое время рынок грунтовых катков пережил настоящий взлет. Бурное развитие дорожного строительства вызвало рост спроса на дорожные катки всех типов. Основными тенденциями периода экономического роста были, с одной стороны, наращивание объемов выпуска катков российскими и белорусскими предприятиями при одновременном падении их суммарной доли на рынке, а с другой – активным проникновением на российский рынок иностранных производителей с новой техникой, а также торгующих б/у катками. Последний период перед кризисом был отмечен бурным ростом доли китайских компаний-производителей до-рожно-строительной техники, которые последними вошли на наш рынок, но быстро сумели отвоевать место под солнцем, потеснив прочих конкурентов. Экономический кризис и последовавшая за ним стагнация перемешали все карты и заставили производителей и продавцов думать не столько о дальнейшей экспансии, сколько о сохранении хотя бы тех позиций, которых удалось достичь, а нередко и просто о выживании. Впрочем, финансирование дорожного строительства продолжается, и государственные деньги дают возможность компаниям время от времени обновлять парк катков. 

Россия и Китай

Для российских производителей кризис имел двоякие последствия. С одной стороны, клиентская база сократилась, и ничего хорошего в этом нет. С другой стороны, высокие цены на б/у технику европейского, американского  и японского производства, а также на новые катки вынуждают многие компании переходить на более дешевую российскую технику. Таким образом, первоначальное падение продаж частично компенсируется появлением новых клиентов, и общий спад продаж не столь критичен, как у зарубежных производителей на российском рынке. К примеру, белорусский «Амкодор» (который находится в одном ценовом сегменте с российской техникой), по словам менеджера компании «Амкодор-Сибирь» (Новосибирск) Рашида Ганиева, в общей сложности уменьшил продажи на 20% по сравнению с 2008 годом. Одна пятая – не мало, но на фоне других участников рынка и не много. Более того, в настоящее время компанией уже ставится вопрос об увеличении продаж, хотя, как откровенно признал Рашид Ганиев, выйти хотя бы на показатели конца 2008 года можно будет никак не ранее августа текущего года, даже по самым оптимистичным прогнозам. 

В относительно неплохом положении находятся продавцы китайских грунтовых катков. Однако здесь ситуация иная. Предоставим слово директору компании «Китайская автоспецтехника» (Новосибирск) Борису Головачёву: 

[«Внешний рынок у китайских заводов сузился. Товарооборот между Россией и Китаем из-за протекционистских пошлин упал на 40%, а по направлению дорожно-строительной техники, в том числе и по грунтовым каткам – еще больше. Тем не менее, все китайские компании, крупные компании-производители дорожно-строительной техники с честью пережили этот кризис. Основная причина – политика китайского правительства, которое позаботилось о создании широкого внутреннего спроса на дорожно-строительную технику, в том числе и на грунтовые катки. Были выделены реальные средства, которые пошли на строительство  дорог, мостов, жилья, прочей инфраструктуры. За счет этого без работы строители не остались, как и производители техники. Все это помогает им безболезненно пережить кризис». ] 

Перспективы китайских катков на российском рынке также никто из специалистов не подвергает сомнению – свои позиции они во многом сохранят и будут серьезными конкурентами любым другим производителям. Тем более что за последние годы они сделали очень много как в плане улучшения качества своих катков, так и в плане налаживания поставок запчастей и комплектующих, а цена на их продукцию по-прежнему остается достаточно низкой, несмотря на то, что пришлось реагировать на рост ввозных пошлин. 

Бывшие в употреблении

Техника среднего ценового сегмента – это подержанные катки европейского, американского и японского производства. Здесь ситуация сложилась намного сложнее, чем с машинами нижнего ценового диапазона. В свое время, выбирая между дешевыми катками российского или китайского происхождения, и дорогими новыми машинами потребитель часто склонялся к компромиссному варианту – б/у технике. Сегодня, по признанию финансового директора ЗАО «Спецтехника» (Владивосток) Александра Ткачева, спрос на подержанные катки сильно упал: 

 [«Большая часть потребителей сейчас ориентируется на китайские катки, которые однозначно выигрывают в цене – она в 2-3 раза ниже, чем у японской или европейской техники, даже подержанной. Нельзя сказать, что спроса на нашу технику нет. Она востребована частными строительно-дорожными организациями. Но даже они сегодня ориентируются на цену и постепенно уходят к китайским и российским производителям». 

Трудности, по словам Александра Ткачева, усугубляются еще и тем, что доступ строительных компаний к кредитным средствам сегодня затруднен, так что многие из тех, кто был бы рад обзавестись японской «б/ушкой», просто не могут себе этого позволить. 

Новые катки

Отдельно несколько слов стоит сказать о верхнем ценовом сегменте. Вот как охарактеризовал ситуацию руководитель направления по дорожно-строительной технике ООО «Восточная Техника» (Новосибирск) Дмитрий Кузнецов: 

[«Если говорить о непосредственном влиянии кризиса на рынок грунтовых катков конкретно для компании «Восточная Техника», то кризис практически не отразился на объеме продаж грунтовых катков по сравнению с предшествующим докризисным периодом». ] 

Однако в целом продавцы новых катков сейчас находятся не в лучшем положении, так как приобрести их катки могут только самые состоятельные клиенты. 

Катки по-прежнему нужны

На сегодняшний день наиболее востребованными, по общему мнению, являются машины весом от 15 до 20 тонн. Катки весом выше 20 тонн востребованы меньше в силу высокой стоимости. Грунтовые катки массой 15-20 тонн на 50-70% дешевле более тяжелых машин, к тому же, по словам Бориса Головачёва, могут одинаково успешно использоваться на строительстве самых разных объектов, как относительно небольших, так и достаточно крупных. При этом наиболее распространенным типом остаются вибрационные комбинированные катки. Это наиболее универсальный тип грунтового катка, предназначенный для работы на грунте средней плотности. Также пользуются спросом катки для утрамбовки песка и катки, предназначенные для вязких грунтов, например, для утрамбовки глины. 

Кроме того, не смотря на кризис, на российский рынок продолжают поступать новейшие образцы катков. К примеру, компания «Восточная Техника» сейчас предлагает вибрационные грунтовые катки Caterpillar, с установленной спутниковой системой AccuGrade. Данная система позволяет вести карту уплотнения по всему масштабу проекта и предъявлять его заказчику, как доказательство качественно выполненной работы. Поскольку это система 3D, то она позволяет еще и получать координаты построенного объекта и сверять их с проектными данными. В особенности эта опция полезна при строительстве дорог, для соблюдения высоты насыпи. В своем сегменте не сдают позиций и китайские производители. «Китайская автоспецтехника», например, не так давно представила на сибирском рынке 14-тонные вибрационные грунтовые катки Lutong LTC 214. Эти катки превосходно показали себя при утрамбовке песка, обойдя основных конкурентов. 
Помимо строительства дорог грунтовые катки активно используются на больших стройках. 

[«Сейчас под Новосибирском строятся три крупных логистических терминала. Для каждого из них необходимо утрамбовать 20 000 м2 грунта. На таких стройках грунтовый каток просто незаменим», - отметил Борис Головачёв.

Крупное строительство развернуто и во Владивостоке, где идет активная подготовка к саммиту стран АТЭС. Идут государственные стройки и в других регионах. 

[«В регионах Западной, Восточной Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока в основном сейчас осуществляются проекты строительства железных дорог и технологических дорог к месторождениям полезных ископаемых, рассчитанных на движение большегрузной техники. Требования к основанию этих дорог очень высокие. Это обусловливает повышенный интерес заказчиков к самым тяжелым вибрационным грунтовым каткам массой 18-20 т, без которых такое строительство невозможно»,  - поделился своими наблюдениями Дмитрий Кузнецов. 

Вместе с тем нельзя не заметить, что выигрывают от заинтересованности рынка в грунтовых катках большей частью российские и китайские производители грунтовых катков, которые предлагают технику по заведомо более низким ценам, чем конкуренты. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >