+79139857900

Когда приходит тепло

30 апреля 2019 в 08:30

Весна, начался теплый сезон. Множество автомобилистов в едином порыве ринултсь на СТО, чтобы проверить и заправить системы кондиционирования своих автомобилей. Как следствие – конкуренция обостряется до предела. В этой конкуренции победителем окажется тот, кто помимо типичных, стандартных сезонных услуг сможет предложить нечто большее, привлечь потенциального клиента не просто низкой ценой и банальной дозаправкой, но сервисом актуальным, необходимым и в своей нише уникальным. Ну, может быть, не совсем уж и уникальным, но мало кем предлагаемым, широко не распространённым точно. О таких видах сервиса – именно сервиса, а не тривиальных работ – читайте в нашей статье. Рассказываем вам абсолютно бесплатно, как поднять прибыльность своей СТО. Не благодарите.

 

 

Фото-для-статей-(16)

 

Давайте рассмотрим типичную для наступившего сезона ситуацию. На СТО приезжает автомобиль («с улицы» или по записи – не важно), владелец которого обращается к мастеру-приемщику со стандартным для этого времени обращением: «Включил после зимы кондиционер, а он что-то плохо работает, холодит совсем не так, как прежде». Алгоритм действий подавляющего большинства приёмщиков, к сожалению, не отличается разнообразием – они сразу же, недолго думая, предлагают дозаправить систему.

Автовладелец, неискушенный в технических премудростях, как правило, тотчас соглашается, фреон откачивается, выясняется, что не хватает грамм сто, эти 100 г успешно доливаются и тем самым проблема вроде решена.

И все бы хорошо, но на самом деле не учитывается одна немаловажная деталь – даже при отсутствии в системе, скажем так, среднестатистического автомобиля 100 г хладагента при положенных 500 г, кондиционер должен работать нормально, и его эффективность вот так «на глазок» будет крайне сложно определить. Поэтому чаще всего банальная перезаправка с добавлением 100 г не дает желаемого результата. Холодить «как новый» кондиционер не станет, а скорее всего, присутствующие в системе проблемы будут не замечены, что неизбежно вскоре приведет к серьезной поломке.

 

AIR-FILTER-1

 

И тогда будьте уверены – этот автовладелец уже не поедет к вам – забудьте про него. А заодно и про его друзей, коллег, родственников и весь дальний и ближний круг общения, которому он непременно расскажет, как неквалифицированно обошлись с его автомобилем на вашей СТО: деньги взяли, а проблему не решили, что в итоге вылилось в крупный и дорогостоящий ремонт у «настоящих профессионалов». А они действовали по другому алгоритму. И тем самым и денег побольше заработали, и конкуренту – то есть вам – жизнь подпортили, и клиента себе лояльного заполучили.

Что это за алгоритм? Рассказываем.

 

При наступлении весенне-летнего сезона, как настоятельно рекомендуют специалисты MAHLE, необходимо не просто дозаправить систему, ее необходимо обслужить в полном смысле этого слова.  И начинать надо с самого начала – с салонного фильтра, который находится непосредственно в салоне. Через него весь воздух, в том числе и охлажденный, поступает внутрь автомобиля – это тот воздух, которым дышит водитель, его друзья, близкие, кто едет в машине.

Четко затвердите себе это правило – в преддверии каждого весенне-летнего сезона обслуживание системы кондиционирования должно начинаться именно с фильтра. Вне зависимости от пробега, вне зависимости от того, ездил ли автомобиль в холодное время года, и сколько ездил, зимой фильтр в любом случае принимает в себя помимо грязи и мусора приличные объемы влаги, перемешанной на наших российских дорогах с реагентами. Лекарство здесь только одно – замена фильтра.  

 

AIR-FILTER-2

 

Причем заменить его надо, даже если на фильтре не видно серьезных загрязнений – лишь потому, что внутри него уже собралось достаточное количество бактерий, грибков и проч., которые будут под летним солнышком активно размножаться, становясь причиной неприятных запахов, разнообразных заболеваний и аллергических реакций. И не забывайте – многие болезни передаются как раз воздушно-капельным путем. Чтобы исключить их возникновение, эту накопившуюся гадость надо удалить. Единственный способ это сделать – заменить салонный фильтр.  

В этой связи компания MAHLE предлагает новый салонный фильтр CareMetix, реализующий технологию широкополосной фильтрации S5, благодаря которой попадающий в кабину воздух очищается от твёрдых частиц, выхлопных газов, неприятных запахов, пыльцы, пуха и других аллергенов. Комбинация из слоя фильтрации частиц, молекулярного слоя, слоя с активированным углём, инновационного биоактивного адсорбирующего слоя и защитного покрытия позволяет водителю и пассажирам, по утверждению производителя, комфортно себя чувствовать и получать удовольствие от езды даже во время длительных путешествий. При этом, благодаря улучшенной структуре,CareMetix предотвращает возникновение плесени и грибков, которые  появляются в результате работы системы кондиционирования.

 

CABIN-FILTER

 

Закончив с фильтром, переходим к испарителю, который относится уже непосредственно к системе кондиционирования воздуха в салоне. На испарителе, ввиду того, что в нем происходит процесс расширения газов и хладагент активно забирает тепло из салона, энергично конденсируется влага, успешно отводимая через специальное дренажное отверстие наружу.

Многие автовладельцы замечали, что в пробках, на стоянке и т. д. очень часто под машиной можно обнаружить пятно воды. Это ни в коем случае не является неисправностью, это обычный результат работы системы кондиционирования – при работе кондиционера конденсат с испарителя просто утекает через дренажное отверстие на улицу.

Словом, все те факторы, которые мы перечислили, говоря про салонный фильтр, благополучно возникают и прогрессируют и на самом испарителе. Поэтому если салонный фильтр своевременно не заменять либо использовать низкокачественный, плохо прилегающий фильтр или с усилием вгонять фильтр, не предназначенный для данной модели автомобиля, то практически вся грязь, пыль и т. д. будут осаждаться на испарителе. 

И тут в испарителе начинается самое интересное. Если обслуживание кондиционера после окончания летнего сезона не производилось, то все равно какие-то мелкие бактерии, грибки будут неизбежно присутствовать в испарителе. И представляете себе, закончился прошлый летний период, бактерии уснули в испарителе, а когда в начале нового летнего сезона испаритель начинает работать, на нем начинает конденсироваться влага, то при отсутствии фильтра либо если фильтр уже порядком изношен и не задерживает в себе грязь эффективно, вся эта грязь осаждается на испарителе.

Он начинает забиваться, грибки и бактерии стремительно начинают размножать. А самое страшное то, что если довести систему до такого вот состояния, то стандартной антибактериальной обработкой проблему не решить. Придется очищать непосредственно сам испаритель, демонтировав его с автомобиля. А поскольку испаритель находится в очень труднодоступном месте, чтобы до него добраться, придется разобрать практически всю переднюю часть салона и вытащить модуль печки.

 

FAN

 

Работа эта трудоемкая. Даже опытному механику может потребоваться весь день. Вы догадываетесь, какова в итоге будет стоимость промывки (в лучшем случае) или замены (в худшем) испарителя? 

Поэтому такие дорогостоящие работы дешевле предупредить и произвести полноценное обслуживание кондиционера с ежегодной заменой салонного фильтра и антибактериальной обработкой. Обязательно объясните это своему клиенту, чтобы он понимал, что с него не пытаются любой ценой вытянуть дополнительные деньги, а предлагают совершенно правильный, абсолютно необходимый сервис.

Для стандартной антибактериальной обработки сейчас предлагается множество средств аэрозольного или пенного типа, они успешно уничтожают все грибки и бактерии, накопившиеся на испарителе, чтобы летом автовладелец мог дышать свежим, чистым воздухом.

В идеале антибактериальную обработку и замену салонного фильтра, как рекомендует техническая служба MAHLE,  следует производить два раза в год: первый раз после зимы, второй раз после лета. Вы по этому поводу скажете: «Клиента уговорить регулярно это делать хоть бы раз в год – уже хорошо… А два раза в год он никогда не согласится». Но все-таки попробуйте его убедить. Да, автовладелец не видит внутренности салонного фильтра, и он не способен адекватно оценить его состояние и все последствия. Так помогите ему в этом!

 

FLUSHING-KIT

 

Так называемые «наглядные продавцы», о которых мы неоднократно писали на страницах журнала, очень хорошая для этого возможность, обладающая огромным потенциалом. Многие СТО, в том числе и дилерские центры, успешно их используют в своей работе. Автовладелец действительно не знает, что происходит с отдельными деталями в процессе эксплуатации транспортного средства, поэтому убедить его в их замене чрезвычайно сложно. Он всегда может подумать, что вы его «разводите». А наглядный пример – грязный фильтр, истершийся тормозной диск и проч. без всяких слов выступят весомейшим доказательством.

Работайте с клиентом: объясняйте и показывайте. Не опускайте руки, слыша его отказ. Что значит: клиент не захотел?  А почему он не захотел? А вы показали ему, что происходит с фильтром за год? За полгода? Напомните автовладельцу о незыблемых ценностях: он же ездит с семьей, а в машине полностью забитый салонный фильтр – чем дышат его близкие? Разве он не боится за их здоровье? Боится и дорожит ими. Поэтому охотнее откроется диалогу и быстрее согласится с мастером.  

 

FUEL-FILTER-ELEMENT

 

Но вернемся к технологиям. Итак, мы заменили фильтр, провели антибактериальную обработку, в салоне – чисто. Вместе с нашими экспертами из компании MAHLE идем дальше, глубже в систему – надо убедиться, что внутри самой системы все чисто и нет влаги, потому что в большинстве автомобилей применяется очень гигроскопичное масло типа PAG. Откуда в системе влага, спросите вы?

Влага в систему все равно попадает через потерявшие герметичность соединения, резиновые шланги, уплотнения и проч. Постепенно эта влага конденсируется в системе, и масло, призванное смазывать главный орган системы, можно сказать, «сердце системы» – компрессор, набирает влагу и теряет свои свойства.

Поэтому помимо откачки фреона и дозаправки кондиционера надо произвести еще и вакуумирование системы. Некоторые недостаточно квалифицированные механики, не знакомые с физическими процессами, проходящими в этот момент в системе, отводят на процедуру минут пять, ну, десять. Они считают, что вакуумирование необходимо лишь для того, чтобы откачать весь фреон и проверить систему на герметичность. Отчасти они правы, но основная задача вакуумирования – это удаление влаги, присутствующей в системе в определенных количествах. И тем самым предохранить компрессор кондиционера, а также расширительный клапан (терморегулирующий вентиль) от преждевременного выхода из строя.

Поэтому вакуумирование должно проходить в полном соответствии с регламентированной технологией. Прежде всего – это время вакуумации, которое минимально должно составлять 30 минут. Что происходит за 30 минут? Известно, что вода кипит при 100 градусах. При снижении атмосферного давления температура кипения снижается. Вакуумация как раз и моделирует эффект снижения давления, заставляя воду кипеть внутри системы без нагрева.  При этом по мере вакуумации образованный водяной пар откачивается и удаляется из системы.

 

SERVICE-UNIT-ACX-480

 

А теперь задумайтесь: в системе два контура – высокого и низкого давления, есть испаритель, осушитель и проч., и вода во всех этих компонентах пусть и в маленьких количествах, но присутствует. Если вакуумировать минут пять-десять, вода из них просто не успеет испариться. Да, она превратится в пар, однако малое время вакуумации не позволит воде стопроцентно удалиться из всей системы. Поэтому эту процедуру надо выполнять правильно, соблюдая установленные сроки – минимум 30 минут.

Еще один важный момент масло компрессоров кондиционеров как любое другое масло, самым естественным образом стареет. Однако ни один автопроизводитель не регламентирует замену этого масла.

Судите сами. Компрессоры кондиционера работают и 10, и 15 лет. Чтобы обеспечить им надежную, безотказную их работу, как и в случае с ДВС, где мы масло меняем регулярно по инструкции, нам необходимо так же заменять масло в компрессоре. До недавнего времени был демонтаж компрессора и просто слив из него масла.

Благодаря установкам MAHLE ArcticPRO серии ACX есть возможность в автоматическом режиме провести процедуру промывки системы. Причем будет промываться и контур высокого давления, и контур низкого. Процедура помогает удалить загрязнения из системы, при этом откачивая больший объем масла, чем при обычной заправке. Поэтому благодаря этим установкам возможно не только качественно заменить весь фреон, не только в автоматическом режиме и гораздо быстрее выполнить все эти процедуры, но еще и промыть всю систему в абсолютно автоматическом режиме.

 

Фото-для-статей-(20)

 

К сожалению, еще остаются «умельцы», которые пытаются обслужить автомобильный кондиционер без специальных установок. Они используют ручные манометры с вентилями, фактически, самодельные шланги, непонятные емкости для хладагента и т. д. Что тут сказать? Работать так нельзя ни в коем случае, потому что результат будет весьма печальный. Не откачав фреон, а без установки откачать его невозможно, мы никогда не поймем, сколько в систему необходимо залить хладагента. Да, его количество приблизительно одинаково во всех легковых автомобилях. Но есть нюансы. Каждый год допускается улетучивание фреона, поэтому всегда хладагент нужно сначала откачать, оценить его количество, а уже после этого принимать решение о закачке.

На рынке представлены и более простые установки, которые действуют вручную: вакуумируют, закачивают. Но если СТО занимается обслуживанием автомобилей на потоке и заинтересована в том,чтобы комплекс операций по диагностике и обслуживанию кондиционера выполнялся более качественно и быстро и сводил к минимуму человеческий фактор, то ей лучше оперировать автоматическим оборудованием. С таким оборудованием меньше ошибок, выше скорость облуживания и работать гораздо приятнее

А клиенту всегда нужно уметь донести: если описанные выше процедуры выполнять ежегодно в полном объеме, то система кондиционирования его автомобиля постоянно будет оставаться исправной, поставляя в салон чистый, свежий, охлажденный воздух. И никаких болезней, никаких «внезапных» непонятно откуда взявшихся простуд ни у него, ни у его пассажиров не возникнет. И обращаться на СТО он будет только за обслуживанием, а не за ремонтом, потому что, как правило, любая поломка в системе кондиционирования  – это следствие как раз недобросовестного превентивного обслуживания. Причем ремонт системы чаще всего достаточно дорогое удовольствие. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >