+79139857900

Кризисный год

2 февраля 2021 в 07:21

2020 год на российском авторынке стал шестым по счету за прошедшее десятилетие в череде лет с отрицательной динамикой. На этот раз падение продаж было спровоцировано новым фактором - разразившейся пандемией и принятыми мерами по купированию последствий распространения коронавируса Covid-19.

 китай_автосаBSDHTлон

За прошедшее десятилетие новейшей истории развития российского автомобильного рынка только четыре года были отмечены положительной динамикой, соответственно, оставшиеся шесть лет характеризовались спадом продаж. Не остался в стороне и прошлый 2020 год, по итогам которого, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, снизились на 9,1%.

Ряд отечественных аналитиков, сравнивая цифры отрицательной динамики в РФ и в других странах, отмечали, что отечественный рынок  выглядит как один из наименее пострадавших.

По данным консалтингового агентства LMC Automotive, в прошлом году емкость мирового авторынка составила 77,7 млн автомобилей, это на 14% меньше в сравнении с 2019 годом. По данным Ассоциации автопроизводителей Германии (VDA) немецкий рынок в прошлом году снизился до своего исторического минимума и составил 2,92 млн автомобилей (произошло падение на 19%). По данным Комитета французских автопроизводителей (CCFA), емкость французского рынка составила 1,65 млн автомобилей, что на 22,5% меньше, чем годом ранее. Снижение продаж автомобилей на 29% произошло в Великобритании, такого уровня продаж не было уже более трех десятков лет. В целом западноевропейский рынок показал отрицательную динамику -  минус 23,9%.

На азиатских рынках падение было не таким значительным. Так, на самом крупном в мире китайском авторынке отрицательная динамика составила 4%. А в Южной Корее по итогам 2020 года зафиксирован даже 6-процентный рост продаж.

Отечественный показатель (-9,1%) на фоне более глубокого падения европейских продаж выглядит не так драматично. Но все же следует отметить, что на европейских рынках не было существенного спада в течение пяти лет, который наблюдался в РФ с 2014 года (диаграмма).

За предыдущие пять лет емкость российского автомобильного рынка снизилась вдвое. Таким образом,  падение продаж в 2020 году в России произошло на рынке, испытавшем серьезный спад, но так и не восстановившемся до докризисных значений. По всей видимости, границы пределов емкости российского рынка будут в течение ряда ближайших лет находиться в коридоре 1,5-1,8 млн автомобилей. Таким образом, российский авторынок пришел к своей новой реальности. 

 transervice_01_PRW_print-15

Кризис подкрался незаметно 

Впрочем, начало 2020 года не сулило никаких форс-мажоров. Комитет автопроизводителей АЕБ давал осторожный прогноз по спаду в пределах не более 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году, или 1,72 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Но все оказалось намного драматичнее. Общий объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей снизился до 1, 599 млн.

 

              КАК ВЕСЕННИЙ ЛОКДАУН ИСПОРТИЛ ВЕСЬ ГОД

 

За первый квартал было продано 398 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1,8% больше, чем годом ранее. Однако второй квартал, во время которого был объявлен локдаун и карантин, приведший к закрытию автосалонов официальных дилеров, обвалил продажи до 237,4 тысяч машин – минус 46,5% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ). После того, как ограничительные меры были существенно ослаблены, автосалоны были открыты, в третьем квартале продажи возросли до 458,8 тыс. автомобилей. Сказался отложенный спрос и боязнь населения потери средств из-за девальвации национальной валюты. В четвертом квартале продажи выросли до 504,0 тысяч автомобилей. Впрочем, по итогам года провальный второй квартал не был компенсирован ростом объемов реализации автомобилей во втором полугодии.

Сегодня многие аналитики прогнозируют, что в 2021 году рынок может вырасти на несколько процентных пунктов. Так, Комитет автопроизводителей обнародовал свой прогноз: «Каких-либо значительных изменений в 2021 году не будет: рост рынка составит 2,1%, т. е. мы ожидаем, что будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности
1 632 000 транспортных средств».

Заметим, это меньше, чем достигнутый  после восстановительного роста уровень 2018 года.   

 

transervice_01_PRW_print-16

 

 

Растущие и падающие на спаде 

Российский автомобильный рынок падает второй год подряд. Но первая пятерка лидеров за это время не изменилась. Как и прежде, на первом месте рейтинга отечественный бренд Lada. Продажи отечественных машин просели всего на 5% по сравнению с результатом 2019 года. Это несколько меньше среднего показателя по рынку (-9,1%), в результате доля автомобилей с «ладьей на радиаторе» увеличилась до 21,5%. У корейских марок Kia и Hyundai падение сравнимое со средним показателем по рынку, минус 11% и 9% соответственно. Европейские марки Renault и Volkswagen, занимающие 4 и 5 строчки рейтинга, по итогам 2020 года потеряли 11% и 4% соответственно (таблица).

 

              НОВЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ ОБВАЛИЛ ПРОДАЖИ, НО НЕ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОРЫНКА 

 

На шестом месте теперь находится не японский бренд Toyota, a чешский бренд Skoda, который, несмотря на все трудности, смог показать 6-процентный рост продаж. Феномен Skoda на кризисном рынке еще необходимо подвергнуть тщательному анализу, поскольку чешский бренд имеет слишком усеченный модельный ряд, представленный двумя моделями легковых лифтбеков в классах В+ и С+, а также двумя кроссоверами локальной сборки.

В первую десятку впервые за много лет попал и немецкий премиум-бренд BMW с 3% ростом. Если рассматривать первую десятку популярных брендов, то надо обратить внимание на следующий момент, Если в 2019 году  на их долю (ТОП-10) приходилось 78,4%, то в 2020 году уже 79,6%.

В прошлом году ряд крупных игроков российского рынка показали падение ниже среднерыночного. Самое заметное падение спроса у марки Mitsubishi (минус 30%) и Nissan (минус 13%).

Нужно отметить, что и у Mitsubishi, и у Nissan этот негативный тренд продолжается уже второй год подряд. Весь прирост их продаж на растущем рынке в 2017-2018 гг попросту растрачен. Японские марки постепенно уходит во вторую лигу игроков российского рынка.

Впрочем, у каждого бренда, показавшего падение выше среднерыночного, своя история неуспеха. Примечательно, что в соответствии с трендами рынка оба японских автопроизводителя удалили из своих модельных рядов автомобили, не являющиеся представителями класса SUV, оставив в модельной гамме только кроссоверы. Этот шаг не спас от сильного спада.        

 

transervice_01_PRVERASHSW_print-16

 

Год Китая в России 

Самый примечательный итог 2020 года – это рост объемов продаж игроков второй лиги – китайских брендов Haval (+ 41%), Geely (+61 %), Chery (+ 80%) и Changan (+153 %). Эти бренды укрепляют рыночные позиции на российском рынке. Если данный положительный тренд продолжится, то вскоре можно будет говорить не просто о китайском феномене, а о том, что впервые в новейшей истории российского авторынка эти игроки прорвутся в высшую лигу.

 

              ПРОДАЖИ КИТАЙСКИХ МАРОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПОКАЗАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ

 

2020 год стал самым впечатляющим для китайского автопрома в России. В принципе этот успех готовился несколько лет. Ряд китайских компаний создали прочную производственную базу для масштабной экспансии на рынок РФ. Это выверенное решение, поскольку ряд проектов контрактной сборки на мощностях в РФ показал свою низкую эффективность и был свернут. Поэтому создание собственной производственной базы более надежный путь. Прежде всего, назовем новый автомобильный завод в Особой экономической зоне «Узловая» в Тульской области «Хавейл Мотор Мануфэктуринг Рус». В прошлом году предприятие последним из зарубежных автопроизводителей подписало специнвестконтракт (СПИК). На территории Таможенного союза в Республике Беларусь, недалеко от города Борисова функционирует завод «БелДжи», выпускающий автомобили Geely.  

Теперь вернемся к делам рыночным. Общее число проданных автомобилей китайских марок в РФ в 2020 году составило 56 947 шт., годом ранее - 39 638 шт. Впечатляющий рост продаж (+ 44%) на фоне общего падения отечественного авторынка - 9,1%.

Однако нужно понимать, что в абсолютных выражениях пока продажи автомобилей всех китайских марок не превышают объемы продаж одного бренда Nissan.
Но при такой высокой динамике, если она не будет затухать несколько лет и начнет  несколько снижаться, что неизбежно, не исключено, что два-три китайских бренда могут войти в первую десятку российского авторынка. В частности, такую амбициозную задачу ставит перед собой китайский Haval – стать №1 в классе SUV в России и занять 5% российского авторынка.

Китайская экспансия пришлась как нельзя кстати на пользу для дилерского сообщества страны, которое еще не оправилось от ухода «легкового» Ford из России и закрытия салонов по продажам Chevrolet Niva, модели, перешедшей к бренду Lada.

Дилерская сеть в РФ в январе 2020 года насчитывала 3,8 тыс. дилеров, в январе 2021 года - 3,6 тыс. При этом основные закрытия пришлись на первое полугодие, именно в тот период, когда был объявлен локдаун. Экономических предпосылок для роста дилерской сети нет, число ДЦ может пополниться лишь с завершением постройки автосалонов, начатых ранее пару лет назад, когда рынок начал рост.

Сегодня, как утверждают специалисты авторынка, количество новых дилеров в России увеличивается в основном за счет китайских брендов, которые активно работают над увеличением своего присутствие здесь. В первом полугодии 2020 года у марки Сhangan появилось 26 новых дилеров, у другой растущей марки FAW – 12. У лидера китайского сегмента Haval число ДЦ уже приблизилось к 100, в первую половину прошлого года он добавил к своей дилерской сети еще девять центров. Как итог, доля представителей китайских моделей в авторитейле составила 20,3%.

Что же касается конкретных моделей китайских брендов, то, во-первых, стоит отметить такой интересный факт. Китайские бренды в течение всего прошлого года выводили на российский рынок новинки в классе SUV. Как правило, это кроссоверы классов В и С, переднеприводные, с турбированными бензиновыми двигателями. Некоторые модели имели полный привод.

Но в целом даже лидеры китайского сегмента пока не занимают высоких мест в российском рейтинге популярности автомобилей класса SUV. Так, самым популярным кроссовером стал Geely Atlas с объемами продаж 7 311 единиц. В общем рейтинге класса SUV он оказался по итогам 2020 года на 25 месте, а его объем продаж в пять раз ниже, чем у лидера этого размерного класса Toyota RAV4 (36 433 ед.). Немногим меньше, чем Geely Atlas, было реализовано кроссоверов Haval F7  - 6 782 ед. и 26 место в классе.

 transervice_01_PRSRJKSW_print-17

Растущие и падающие на спаде 

Российский авторынок по-прежнему держится на двух «столпах». Фактически, наиболее емким на российском рынке оказался класс автомобилей SUV. За прошлый год было продано 720 тыс. кроссоверов и внедорожников, а их доля составила 48,5%. Это на четыре процентных пункта больше, чем годом ранее. Этот феномен требует более детального изучения. Было бы правильнее рассматривать сегмент автомобилей SUV по размерным классам (SUV-B, SUV-C, SUV-D и SUV-E). Мы проанализируем данный класс авторынка в следующих номерах нашего издания.  

 

              Внедорожники и кроссоверы даже на падающем рынке показали рост

 

Впрочем, главным рыночным сегментом на автомобильном рынке России остался размерный класс В+. На него пришлось 37,6% всех продаж, в абсолютных значениях это составило 558,9 тысяч автомобилей. Годом ранее на него приходилось 37,4% и 609,8 тыс. штук в абсолютном исчислении. В составе данного размерного класса произошли следующие изменения. Прекращено производство бюджетного седана Datsun onDo и хэтчбека miDO. Фактически это осталось бы незамеченным, поскольку данные автомобили были построены на платформе Lada Granta, которая остается самым популярным автомобилем российского авторынка. Продажи Lada Granta составили 126 112 ед. и снизились на 7%. 

Вторым по продажам автомобилем данного класса в России осталась Lada Vesta с результатом 107 281 ед. и почти 4% падением спроса. Примечательно, что Lada Vesta выпускается в кузове седан и универсал. Седаны Lada Vesta разошлись тиражом 53 578 штук и 53 252 автомобиля в кузове SW (универсал).  Таким образом, Vesta является самым популярным универсалом в РФ.

Но если в отечественном сегменте данного размерного класса особых перемен нет, то в иномарочном сегменте в прошлом году произошли существенные изменения. Выше мы отметили уход с рынка японской марки Datsun. Годом ранее прекратилось производство седана Nissan Almera, который был построен на платформе B0, на архитектуре которой построены автомобили Renault Logan и Sandero.

 

transervice_01_PRW_print-17

 

Но главное событие в том, что в прошлом году начат выпуск обновленных моделей-иномарок Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Такое одновременное обновление, да еще в трудный кризисный год, принесло несколько сюрпризов в их  расстановке популярности. На третьей ступени, как и в прошлом году, встала модель KIA Rio. Впервые в пятерку самых популярных автомобилей российского рынка вошел Volkswagen Polo, оттеснив на 6 строку Hyundai Solaris, который еще в 2016 году имел титул самого популярного автомобиля в России.

Самое драматичное падение продаж в размерном классе С: данный сегмент сократился на 30% за прошлый год, его доля снизилась на российском рынке с 5,3% в 2019 году до 4%. Всего было продано чуть менее 60 тыс. автомобилей этого класса. Лидером остался чешский автомобиль Skoda Octavia (21,6 тыс. ед.).

Примечательно, что уже второй год подряд продажи автомобилей размерного класса D превысили объемы класса С, хотя они также просели на 22%. Доля класса D снизилась до 4,8%, а в абсолютном выражении предано 71,3 тыс. автомобилей. Как и в прежние годы лидером остался седан Toyota Camry.  

В целом же, говоря о политике автопроизводителей, следует отметить тренд на продолжающееся сокращение модельных рядов. За прошлый год российский авторынок покинуло более двух десятков моделей (23). Шестью годами ранее, в 2014 году, на российском рынке было представлено 442 модели легковых и легких коммерческих автомобилей, в прошлом 2020 году их число сократилось до 308. Таким образом, за 6 лет число моделей, предлагаемых автопроизводителями российским покупателям, снизилось на 30%. Тем не менее, в отличие от ряда развивающихся рынков, пока в России выбор довольно разнообразен. На индийском рынке представлено чуть более одной сотни моделей.  

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >