в докризисный период рынок лизинговых услуг был необычайно развит. Постепенно он стабилизировался, однако минувший сложный период внес в развитие лизинга свои коррективы. Поэтому новая тема Круглого стола озаглавлена так:
«Виды лизинга: оперативный (operating lease), финансовый (financial lease) , возвратный (sale and lease back)».
Каждый из участников выразил свою точку зрения по следующим вопросам:
Какой из видов лизинга сейчас наиболее востребован при приобретении спецтехники?
Почему клиенты сейчас предпочитают именно этот вид лизинга?
И насколько приверженность клиентов к тому или иному виду лизинга связана
с текущей экономической ситуацией в стране?
Марина Тыщицкая, эксперт по лизингу компании «Единая лизинговая справочная»:
«Безусловно, наиболее востребованным остается финансовый лизинг. В России оперативный лизинг пока распространен слабо, его предлагают немногие компании и преимущественно на новые автомобили. Оперативный лизинг лучше всего работает в тех отраслях, где предмет лизинга достаточно ликвиден: так автомобиль, который вернула одна компания, можно сразу предложить другому клиенту. А по спецтехнике и оборудованию есть довольно высокий риск того, что при повторном лизинге или реализации объект окажется невостребованным. Также присутствуют риски большого износа техники, порчи и потери ее стоимости. Необходимость обслуживания техники также снижает ликвидность оперативного лизинга. Однако перспективы развития оперативного лизинга в связи с увеличением спроса на временное приобретение техники, в основном для выполнения разовых или сезонных работ в строительстве и сельском хозяйстве, довольно высоки.
В ближайшее время в России лизинговые компании пока не готовы приобретать специально тяжелую технику для сдачи в краткосрочную аренду. Соответственно, возвратный лизинг на приобретение техники не является целесообразным, так как для его оформления в качестве предмета лизинга потребуется другое имущество, находящееся в собственности и не в залоге. Такой вид лизинга применяют в основном на пополнение оборотных средств, строительство или ремонт. Имеет смысл применять возвратный лизинг на приобретение техники, когда у предприятия нет средств на аванс, но есть в собственности имущество стоимостью выше приобретаемого на 20-40%, которое документально продается лизинговой компании, а эксплуатация продолжается лизингополучателем. Такая сделка сравнима с кредитом, но, обеспеченная налоговыми льготами экономически более выгодна, но пока используется очень редко. Также в редких случаях возвратный лизинг используют для покупки техники или оборудования, если срок поставки, например, больше 3-4-х месяцев или когда иностранный поставщик не имеет представительства в России и лизинговая компания не работает с внешнеторговыми контрактами, учитывая, что у клиента есть в собственности техника или оборудование не старше 5-10 лет.
Рассматривая практику нашей работы в период 2009 — начало 2010 года процентное соотношение поступивших заявок составило: 91% - на финансовый лизинг, 6% - на оперативный и 3% - на возвратный.
Финансовый лизинг более предпочтителен из-за его популярности в первую очередь как основного вида лизинга, доступности. Финансовый лизинг дешевле оперативного и несет в себе больше выгоды для лизингополучателя: это экономия на налоге на имущество и налоге на прибыль за счет применения ускоренной амортизации, возможность дальнейшего выкупа техники и др. и, самое главное, доминирование данного направления в предложениях лизинговых компаний. Этот продукт наиболее прост и доступен, тем более что в данное время мало у кого осталось в собственности ликвидное и не устаревшее оборудование или техника, не находящиеся в залоге.
Спрос и предложение на финансовый лизинг будет однозначно расти. Впрочем, возрастет спрос и предложение и на оперативный вид лизинга. Отсутствие явного спроса и предложения на оперативный лизинг связаны как с кризисной ситуацией в стране, так и с тем, что у клиентов пока нет достаточной осведомленности по этим видам лизинга, поскольку со стороны лизинговых компаний пока нет желания и возможности развивать это направление.
Оживление наступит с восстановлением и ростом экономики. От себя могу сказать, что независимо от того, какая ситуация в стране, мы всегда подберем клаенту наиболее выгодные для него вид и условия лизинга из всех предложений лизинговых компаний, вне зависимости от того, где находится клиент и какая у него ситуация на предприятии».
Марк Горелик, руководитель регионального управления лизинговой компании «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»
«По количеству запросов, как и ранее, в настоящее время наиболее востребован прямой финансовый лизинг с финансированием на срок от двух до пяти лет. Он предусматривает передачу в лизинг имущества и полное возмещение стоимости за период действия договора. После выплаты всех лизинговых платежей имущество выкупается предприятием по остаточной стоимости. В настоящее время на российском рынке потребности в оперативном лизинге не достаточны, чтобы это направление активно развивалось.
Что касается возвратного лизинга, то в настоящее время наибольшее количество подобных обращений связано с рефинансированием уже имеющихся контрактов. Такие проекты, как правило, попадают в группу высокого риска и не вызывают большого интереса у лизинговых компаний.
На наш взгляд, в ближайшем будущем наиболее популярным видом лизинга будет оставаться финансовый лизинг. Для российских предприятий он является наиболее привычным. Но нельзя исключать и развития оперативного лизинга».
Денис Складнюк менеджер компании «РусЛизинг»
«В лизинговых схемах я предпочитаю оперативный лизинг. Потому что в этой схеме все ясно: машина работает – деньги плачу, машина не работает – деньги не плачу. Все просто.
Сейчас в основном сделки по лизингу заключаются в том варианте, который предлагает поставщик. Почему? Потому что ассортимент техники, которую он может предложить лизинговой компании, довольно ограничен. Потребитель в такой ситуации не имеет возможности что-либо выбрать, за него заранее все уже выбрала лизинговая компания. Исключения в праве выбора схемы сделки могут быть разве что в отношении крупного потребителя лизинговых услуг.
Сложившуюся ситуацию, на мой взгляд, не следует считать следствием кризиса. Скорее это связано с невысокой степенью развития банковских услуг в целом по России. Однако я не исключаю в скором времени оживления этого рынка и расширения линейки банковских продуктов.
Что касается рыночных тенденций, то пока что их сложно назвать радужными – весной 2010 г. продажи спецтехники стояли. Сейчас наиболее востребованная сделка - аренда с правом выкупа. Но постепенно рынок восстанавливается, что, в свою очередь, постепенно приведет к оживлению лизинга».