+79139857900

Лизинг подержанной техники: новое направление

13 октября 2009 в 08:46

Рынок в состоянии спада


В последние несколько лет наша страна стала свидетелем настоящего строительного бума. Развитие ипотеки, выход на российский рынок западных инвесторов, постоянный рост цен обусловили поток инвестиций в данную отрасль. Однако сегодня даже самым большим оптимистам стало ясно, что эти времена прошли, и новые экономические реалии диктуют свои суровые законы. Для лизинговых компаний это выразилось, прежде всего, в новых условиях кредитования со стороны банковской системы. Именно она начала повышать ставки по кредитам, отзывать ранее выданные, что в условиях снижения покупательской активности практически остановило строительную отрасль. Остановка строительства в свою очередь вызвала спад на рынке коммерческой техники. Падение строительной отрасли оказалось впечатляющим. По словам президента ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области Константина Бокова, более 50% строек в Новосибирске заморожены, а государственная поддержка данной сферы несущественна. Некоторые строительные организации уже начинают процедуру добровольного банкротства. Все это поставило лизинговые компании, занимающиеся специальной и строительной техникой, в очень непростые условия. 

В то же время на величину спроса оказывает большое влияние развитие вторичного рынка оборудования: в условиях увеличения «плохих кредитов» банки и лизинговые компании вынуждены изымать имущество у неплатежеспособных клиентов. Поэтому в настоящее время у предприятий малого и среднего бизнеса появилась возможность приобретения бывшей в эксплуатации коммерческой техники в лизинг на выгодных условиях. 


Лизинг для вторичного рынка


Естественно, что кризис повлиял и на рынок лизинговых услуг. Ужесточаются условия его предоставления: увеличиваются авансовые платежи, растет процентная ставка, уменьшается срок лизинга. 

 «Однако даже в этих условиях, - замечает Алексей Цирельников, руководитель ООО «Первый лизинговый Брокер», - лизинг остается эффективным и выгодным инструментом приобретения оборудования.  Во-первых, несмотря на увеличение  процентных ставок и аванса, лизингополучателю все же не нужно выводить большие суммы из оборота; во-вторых, в условиях продолжающегося кризиса компании-поставщики предпочитают предоставить клиенту максимально возможную скидку (если говорить о дилерах, то она возможна вследствие закупок техники еще до кризиса); в-третьих, с целью привлечения клиентов лизинговые компании и производители коммерческой спецтехники предоставляют совместные программы с максимально выгодными условиями и, в-четвертых, появилась распродажа конфискованного имущества, что позволяет использовать инструмент лизинга с целью приобретения оборудования, бывшего в употреблении». 

«Важным преимуществом лизинга перед банковским кредитом является отсутствие залогового обеспечения, в роли которого выступает сам предмет лизинга, - говорит главный менеджер по маркетингу ООО «ТрансФин-М» (Москва) Иван Шалагинов. - Это актуально в виду того, что банки принимают залог не в рыночном размере, а с дисконтом более 30%. Кроме того, к анализу финансового состояния клиента лизинговые компании подходят более либерально, нежели банки». 

Казалось бы, при существующих условиях клиенты должны уделить повышенное внимание лизингу техники вторичного рынка. Однако такой лизинг сопровождается целым рядом обязательных условий. Прежде всего, техника не должна быть старше 2005 года. Во-вторых, многие компании категорически не согласны работать с китайской, а иногда и с российской техникой, так как ее надежность и долговечность вызывает много вопросов.  Прочие условия можно в нынешней ситуации назвать стандартными: минимальный аванс составляет от 20% стоимости оборудования, процент удорожания – от 10%, срок предоставления – до 36 месяцев. Те же требования выдвигаются в отношении лизингового конфиската.  

В итоге лизинговые компании активно осваивают вторичный рынок техники. Сейчас у многих из них разработаны предложения по лизингу б/у техники.  Однако при этом лизинговые компании стараются максимально защитить свои интересы. К примеру, компания «Акнова» (Новосибирск) в принципе допускает операции с подержанной техникой, однако с жесткими ограничениями. 

«Во-первых, наша компания оказывает лизинговые услуги только организациям, зарегистрированным на территории Новосибирской области или имеющим на ее территории филиалы. Во-вторых, рыночная стоимость предмета лизинга, которую установят специалисты нашей компании, может не соответствовать цене продавца, и есть вероятность, что сделка не состоится. В-третьих, размер аванса, который лизингополучатель должен уплатить, может оказаться больше 20%-30% от стоимости предмета лизинга, либо может потребоваться дополнительное обеспечение», - говорит коммерческий директор «Акновы» Артем Асочаков. 
  
По словам Ивана Шалагинова, компания рассматривает направление лизинга б/у техники как весьма перспективное, но не готова работать с техникой старше 3-х лет или обремененной какими-либо обязательствами. Старается не работать с техникой старше 3-4 лет и «Акнова», хотя, как заметил Артем Асочаков, каждое такое предложение рассматривается индивидуально. 


Когда наступит оживление?


В отношении перспектив рынка лизинговых услуг России мнения наших собеседников разделились. Алексей Цирельников придерживается осторожного оптимизма:

«Сравнивая настоящий момент с началом года, мы видим положительные тенденции – лизинг в России продолжает развиваться, правда, уже не такими темпами, как ранее, так что сказать, что рынок «стоит», нельзя. Несмотря на все трудности, все же большая часть приобретений  оборудования осуществляется с помощью механизмов кредитования». 

Более осторожен в своих оценках Иван Шалагинов. По его мнению, говорить о каком-либо «размораживании» рынка пока не приходится. Более того, в скором времени нас может ожидать волна банкротств лизинговых компаний: с рынка начнут уходить структуры, которые давно уже не работают и только номинально числятся действующими. Реальный же сектор экономики, то есть клиенты лизинговых компаний, по сути, заняли выжидательную позицию и не собираются затевать широких проектов до тех пор, пока экономическая ситуация не войдет в более-менее спокойное русло. С этой точкой зрения согласен и коммерческий директор компании «Акнова». По его мнению, сейчас рынок лизинговых услуг довольно сильно уменьшился в объемах по сравнению с предыдущими годами. На это, по словам Артема Асочакова, влияет два фактора. Во-первых, потенциальные лизингополучатели озабочены собственным выживанием и нуждаются в оборотных, а не основных средствах. Во-вторых, не ясны перспективы как нашей экономики в целом, так и каждой отдельной отрасли в частности. Поэтому, потенциальные лизингополучатели предпочитают свернуть или заморозить свои инвестиционные программы. Отсюда можно предположить, что рынок лизинговых услуг оживет через полгода-год с момента оживления реального сектора экономики. 

И все-таки, по общему мнению, не стоит рассматривать кризис как период времени, когда нужно остановиться и заморозить любую деятельность до лучших времен. Кризис как элемент экономического цикла должен оздоравливать рынок, выводя слабых игроков с поля. На данный момент компании, продолжающие двигаться вперед, изыскивающие способы и дополнительные возможности, займут лидирующие позиции, намного обогнав конкурентов. Те же, кто пытаются только сохранить уже достигнутое и не думают о будущем, не желают идти навстречу клиентам, обречены на исчезновение. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >