С 20 по 24 июня в Горном Алтае проходила выездная бизнес-конференция «Дни лизинга в Сибири – 2010», организованная Северо-Западной Лизинговой Ассоциацией (СЗЛА) и компанией AXELIT. Главная тема деловой части конференции — развитие лизингового бизнеса в период кризиса.
Евгений Сулима,
генеральный директор
компании «АльянсРегионЛизинг»
— Тема моего доклада на конференции — работа лизинговых компаний с непрофильными активами, в том числе и с недвижимостью, как в период кризиса, так и после него. На примере конкретного объекта мы показали, что всегда возможны две ситуации: первая — фиксация убытков прямо сейчас и их реализация на сторону, вторая — ожидание оживления рынка. Но если мы «ждем рынок», ждем поднятия цен, неважно, автотранспорт это или недвижимость, — это всегда связано с тем, что в конкретный момент времени нужно нести определенные затраты. Эти затраты могут окупиться, а могут и нет.
Мы на примере своей компании показали, что действительно возможно не просто заморозить стройку, как это делали многие, а привнести инвестиции. Например, отремонтировать помещение и сдавать его в аренду. Именно в кризис мы сдали в аренду два офисных центра.
Также мы специально отказались от темы риска менеджмента в условиях кризиса. Все участники лизингового сообщества уже поняли и осмыслили, что безоговорочная выдача направо и налево лизинговых сделок — не оправдана. Впрочем, я не скажу, что такая практика осталась в прошлом, но те компании, которые этим занимались, — преподали полезный урок большинству лизингодателей.
Напомню, 2009 год с самого начала пошел под лозунгом распродажи конфиската. Он продавался потому, что основная часть лизингополучателей отказались от исполнений своих обязательств. Они это делали потому, что в период кризиса экономика сыграла злую шутку. Автоконцерны, распродавая остатки продукции, снизили цены на машины до такого уровня, что клиенту, купившему в 2008 году машину, было невыгодно платить лизинг. Ему проще было расторгнуть договор лизинга, вернуть машину и купить новую.
Следующая интересная тема — портрет клиента лизинговой компании до и после кризиса. Докризисную ситуацию можно сравнить с тем оголтелым периодом, когда потребительские кредиты люди брали чуть ли не про запас. Такая же ситуация сложилась и со многими предприятиями, которые брали до кризиса «про запас» технику в лизинг и думали: а вдруг подвернется новый контракт, а вдруг дозагружу технику еще какой-то новой работой?
Сейчас люди технику «про запас» брать перестали. Клиенты стараются просчитать все риски и приходят за лизингом только тогда, когда уже заключен договор. Например, он выиграл тендер на год или на три года и уже под конкретный тендер берет технику. Именно такой подход и ценят лизингодатели, потому что в такой ситуации мы видим финансовый источник для погашения лизинговых платежей.
К сожалению, такие контракты сейчас сохранились только в тех отраслях, которые «закольцованы» на госбюджет, на федеральные деньги. Что скрывать: строительная отрасль ожила только там, где действуют специальные государственные программы. Это только точечные воздействия на экономику. Дай Бог, если строительный рынок оживет в следующем году.
Теперь о том, что ждет лизинг в обозримом будущем. Если говорить о новых направлениях бизнеса, то реально многое зависит от того, будут ли изменения в законодательстве или нет. По ряду транспортных средств государство отрезало возможность применения процедуры ускоренной амортизации, что, в частности сразу же сказалось на цене вопроса и заинтересованности большинства компаний брать недорогие машины в лизинг. То есть экономический эффект от лизинга в данном случае просто-напросто исчез. Лизинг по экономике в этом сегменте начинает проигрывать традиционному кредиту.
Сегодня наблюдается поддержка на уровне Федерации и областных администраций в субсидировании всевозможных лизинговых программ. В основном эта касается малого бизнеса, когда клиенту субсидируется часть лизингового платежа. Этот процесс наблюдается почти повсеместно, что радует.
Отдельная тема — вторичный рынок, который хорошо сформирован в Екатеринбурге, Петербурге и Москве — именно техники, бывшей в употреблении. Частично этот рынок сдвинулся с мертвой точки: идет освоение Ямала, строятся олимпийские объекты в Сочи. Там пытаются распродать технику, в том числе и бывшую в употреблении. Что касается Западной Сибири, то у нас пока что нет глобальных проектов, куда бы шли федеральные деньги, и оживления рынка не наблюдается.
Елена Дергач,
заместитель генерального директора
по Западно-Сибирскому региону компании «ДельтаЛизинг»
— Если говорить об эффективности недели лизинга, ежегодно проводимой СЗЛА, то это всегда полезное с практической точки зрения мероприятие. Наиболее интересен, конечно же, обмен опытом с представителями лизинговых компаний разных регионов России. В этот раз на конференции больше внимания было уделено рискам, которые неизбежно возросли в кризисный и посткризисный периоды. Приятно было обнаружить, что многие компании движутся в одном направлении в части защиты своей собственности. Общность подходов к урегулированию проблемной задолженности, работе с изъятым имуществом, мотивационным программам в кризисный период в целом совершенствует лизинговый рынок. Конференция — это отличная возможность для лизинговых компаний, выходящих в новый сегмент рынка или регион, получить ценную информацию от непосредственных игроков рынка.
Затрагивая тему лизингополучателя посткризисного периода, я бы отметила, что это прежде всего «разумный лизингополучатель», который принимает решение о приобретении той или иной единицы техники исходя из консервативного сценария. Под консервативностью имеется в виду расчет потребностей на основе реальности: тендеры и подряды, которые будут реализовываться со 100-процентной вероятностью; жесткий отбор техники и машин по производительности и цене; выбор профессионального поставщика, который не пропадет с авансом клиента. Так же как и у лизингодателя, у лизингополучателя изменился подход к рискам, и эта тенденция на самом деле положительная, так как клиент с таким подходом к финансам в целом — это клиент, который с большой вероятностью осознает взятые на себя финансовые обязательства и обычно без проблем их исполняет.
Наталья Баликоева,
начальник управления
бизнес-процессов и автоматизации
компании «АльянсРегионЛизинг»
— Одна их важных тем конференции — внедрение систем автоматизации основных бизнес-процессов лизинговых компаний на определенной IT-платформе. Сейчас на рынке многие компании отдают предпочтение 1С, но есть и другие программы для управленческого учета. Мы совсем недавно внедрили систему автоматизации бизнес-процессов — ERP-систему на базе платформы Microsoft Dynamics AX. Об этом я рассказывала на конференции. Специалисты нашей компании рассматривали платформы 1С, и Microsoft Dynamics AX. В итоге выбрали платформу Microsoft Dynamics AX, которая наиболее полно отвечает нашим ожиданиям от ERP-системы.
Мы вполне довольны полученными результатами. Бизнес-процесс стал эффективнее и прозрачнее, ведение бизнеса стало понятнее. Цель управленческого учета — чтобы все было понятно и ясно для собственников, для акционеров. Именно с этой задачей система успешно справляется.
Еще при выборе платформы для нас был важен фактор международной сертифицированности, то есть уровень защиты данных. Все-таки платформа Microsoft Dynamics имеет сертифицированную степень защищенности. Это гарантия того, что нашими данными будем пользоваться только мы.
Важен и тот факт, что если в перспективе развития компании рассматривать международных инвесторов, то для них важно наличие именно этой программы управленческого учета, которая делает бизнес-процессы ясными и прозрачными.