+79139857900

Малолитражки для «малоэтажки»

8 апреля 2010 в 12:24

Малоэтажное строительство набирает обороты. В 2009 году, на фоне сильнейшего падения объемов строительства, в сегменте малоэтажной застройки был зафиксирован рост. Естественно, с учетом непростой рыночной ситуации, этот рост был небольшим – всего 4,3%.  И, тем не менее, этот факт заставил участников строительного рынка  пересмотреть своё отношение к рынку малоэтажного строительства. 

эксперты статьи 

Владислав Моисейченко, генеральный директор компании «Техноплаза-Сибирь» 
Николай Пирогов, руководитель отдела аренды компании «Восточная Техника» 
Елена Ермаченко, менеджер по аренде спецтехники компании «СтройСпецтехника АБК-Н» 

Основными предпосылками для роста объемов строительства стало несколько благоприятных факторов. Во-первых, именно в  2009 году произошла активизация предложений по продаже недорогих земельных участков в пригородных зонах, без обязательного подряда на строительство. Это стало серьезным стимулом для развития самостоятельного строительства. Термин «самостоятельное» в данном случае следует воспринимать довольно условно, поскольку подавляющее большинство покупателей земельных участков всё же заказывали основной объем работ профессиональным строительным бригадам. Во-вторых, произошло значительное снижение цен на стройматериалы и активное внедрение на рынок новых технологий строительства, которые позволили значительно сократить и конечную стоимость жилья, и сроки строительства. По данным Росстата, в стране в течение прошлого года россияне за счет собственных и заемных средств ввели в эксплуатацию 207 тысяч жилых домов общей площадью 28,5 миллиона квадратных метров. В целом по России доля индивидуального домостроения в общей площади построенного жилья составила по итогам прошлого года 47,8 процента. 

«Малоэтажка», как известно, предъявляет не высокие требования к технической вооруженности строительной компании. Впрочем, это только в России ручной труд является основным двигателем малоэтажного домостроения. В Европе, в США, Японии и других развитых странах большую часть работы выполняет малогабаритная строительная техника, которая на сегодняшний день считается самым перспективным сегментом рынка. 

Тенденции мировых рынков

Начиная с конца 90-х годов рынок малогабаритных машин, включая мини-экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, погрузчики с телескопической стрелой, погрузчики с бортовым поворотом и небольшие колесные погрузчики (до 80 лошадиных сил), в Европе, Северной Америке и Японии стабильно растет. В 2003 году на мировом рынке было продано около 215 тысяч единиц такой техники, в 2004 г. 240 тысяч единиц. На сегодняшний день в Европе и Северной Америке на долю малогабаритных строительных машин приходится до 70 % рынка, в Японии – около 50%. Китай, который в начале «нулевых» годов имел на внутреннем рынке лишь 2-3% малогабаритной строительной техники, сегодня довел этот показатель уже до 30%. Эти цифры наглядно демонстрируют нам тенденцию замещения ручного труда в малоэтажном строительстве везде, где это возможно. 

Российская действительность

Чем может похвастать российский рынок? Для начала – несколько общих цифр. Как свидетельствуют данные российского союза машиностроителей, в прошлом году внутреннее производство всех видов техники в стране упало на 55%. Импорт также резко сократился. За первое полугодие 2009 года в нашу страну было ввезено лишь 8% от объемов импортированной техники в 2008 году. Опрос строительных компаний, проведенный нашим журналом в начале 2010 года (см №1, 2010) показал, что доля малогабаритных строительных машин в структуре парка строительной техники, находящейся в эксплуатации, сегодня составляет около 10%. До 2008 года в тройку основных поставщиков (70% объема рынка) малой строительной техники в Россию входили Великобритания, Америка и Италия. Остальная часть поставок приходилась на Корею и Китай. Сейчас ситуация немного изменилась и более доступные по цене корейские и китайские машины заняли более прочные позиции в России. 

Львиная доля малогабаритных строительных машин на российском рынке – это самые доступные по цене минипогрузчики с бортовым поворотом. Что же касается компактных экскаваторов и телескопических погрузчиков, то их доля на рынке практически равна нулю. Сибирский регион значительно отстает от более благополучных в этом плане южных и центральных областей России, где сфера малоэтажного строительства так же, как и сегмент рынка минитехники, развита намного лучше. 

Вот как объясняют причины такого отношения к компактным строительным машинам продавцы техники. 

[«Основная причина – наличие очень дешевой рабочей силы, которую нам поставляют соседние среднеазиатские государства. Сегодня строителю дешевле пойти на близлежащий рынок, на который приезжают гости с юга, и нанять там бригаду гастарбайтеров, – рассказывает генеральный директор компании «Техноплаза-Сибирь» Владислав Моисейченко. – Никто даже не задумывается над тем, что имея в наличии одну единицу универсальной минитехники, такой как Bobcat, с полным комплектом рабочих инструментов, можно сократить количество работников на объекте до минимума и при этом выполнить тот же самый объем работ намного быстрее. В считанные минуты можно из погрузчика сделать бетономешалку, компактный бетононасос, экскаватор, бур для бурения отверстий под столбы ограждений и сваи и многое другое. Минитехника дороже лишь на этапе покупки, а в процессе эксплуатации она довольно быстро окупает себя. Если есть временные перерывы в работе, её можно сдавать в аренду и получать дополнительную прибыль».  ] 

[«Говорить о том, что компании в достаточной мере оснащены этими машинами, можно только сейчас, когда наблюдается спад в строительстве. С ростом объемов будет ощущаться их нехватка на рынке, – полагает руководитель отдела аренды компании «Восточная Техника» Николай Пирогов. - Примечательно, что мини-погрузчики с бортовым поворотом и гусеничные погрузчики повышенной проходимости являются явно недооцененными, их, в основном, используют для уборки снега или мусора и считают такие машины вспомогательными – а зря. Ведь эти машины зачастую не менее универсальны, чем экскаваторы-погрузчики (за счет применения разнообразного навесного оборудования), а за счет своей компактности могут быть даже более предпочтительными для малоэтажного строительства или в условиях городской застройки».  ] 

По мнению продавцов, популярность минитехники среди строителей – вопрос времени. Сейчас мало у кого есть мини-погрузчики иностранного производства. Российские же машины используются преимущественно с обычным (не открывающимся) ковшом и весьма скудным набором навесного оборудования. Но по мере того, как строители будут узнавать все возможности мини-погрузчиков ведущих мировых производителей, они будут отдавать предпочтение именно такой технике.

Слишком много «старья»

Ещё одна причина низкого спроса на новую минитехнику – наличие на рынке относительно дешевых подержанных машин из Японии и Кореи и старой техники советского производства, которая сдается в аренду по низкой цене. К примеру, по этой самой причине в Сибири пока не пользуются успехом телескопические короткобазные погрузчики. 

[«А между тем это очень интересная машина, которая пока ещё мало знакома нашим строителям. Если объемы строительства есть постоянно, её лучше иметь в собственности, поскольку она может выполнять как функцию погрузчика, так и работу  компактного автокрана», - отмечает Николай Пирогов. ] 

«В нашем регионе эту технику пока приобретают преимущественно сельхозпроизводители, в то время как во всем мире «телескопы» довольно активно эксплуатируются как раз на строительстве малоэтажных объектов, – дополняет Владислав Моисейченко, – высота подъема у погрузчиков с телескопической стрелой может достигать 18 метров. Таким образом, с помощью одной единицы можно и грузить грунт, и монтировать тяжелые строительные конструкции, и подавать стройматериалы на большую высоту. Я считаю, что этот вид техники сильно недооценен сибирскими строительными компаниями». ] 

В почете - «средний класс»

По мнению аналитиков российского рынка строительной техники, популярность малогабаритных машин в Европе обусловлена тем, что там довольно высокая плотность застройки. Даже в поселках с индивидуальной застройкой тяжелым кранам и экскаваторам попросту негде развернуться, не говоря уж о городской черте.  Ручной же труд стоит очень дорого. Поэтому миниэкскаваторам, минипогрузчикам и  подъемникам с телескопической стрелой в Европе попросту нет альтернативы. Они могут обеспечить прокладку инженерных коммуникаций, рытье котлованов и монтаж строительных конструкций в очень стесненных условиях. В России проблем со свободным пространством пока нет, поэтому вместо миниэкскаваторов наши строители используют стандартные экскаваторы-погрузчики, вместо «телескопов» - обычный кран либо бортовой грузовик с телескопическим манипулятором, а вместо мини-погрузчика – обычный среднеразмерный фронтальный погрузчик. Эту информацию подтверждают как представительства крупнейших мировых производителей техники, работающие на российском рынке, так и арендные компании. 

«Сегодня машиной №1 при малоэтажном строительстве являются экскаваторы-погрузчики, на второе место я бы поставил мини-погрузчики с бортовым поворотом и гусеничные погрузчики повышенной проходимости, а на третье – погрузчики с телескопической стрелой. Кроме того, в зависимости от того, о каком строительстве идет речь, могут применяться гидравлические экскаваторы класса САТ 320 (например, при закладке фундамента для таунхаусов) и бульдозеры малого и среднего класса, – отмечает Николай Пирогов. - Такие машины, как экскаваторы-погрузчики, безусловно, лучше иметь в собственности, так как машины пригодятся не только во время строительства, но также для очистки территории от снега, мусора. То же касается и мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Но, без-условно, необходимо оценивать объемы работ и сроки окупаемости техники. Если объемы строительства небольшие, лучше обойтись только мини-погрузчиком с бортовым поворотом».  ] 

Арендовать, по мнению специалиста компании «Восточная Техника», лучше экскаватор и бульдозер. Покупать такие машины при небольших объемах нерентабельно. Однако представители независимых арендных компаний заявляют, что наиболее «ходовыми» моделями техники являются как раз экскаваторы-погрузчики. 

[«Основным спросом сейчас пользуется техника среднего класса. Это современные экскаваторы-погрузчики. В данном сегменте импортная техника очень заметно потеснила российских и белорусских машиностроителей, поскольку она намного производительнее и удобнее в работе, – отмечает менеджер по аренде спецтехники компании «СтройСпецтехника АБК-Н» Елена Ермаченко. - Кроме того, практически в любом малоэтажном строительстве востребована подъемно-транспортная техника. В зависимости от потребностей, подрядчики заказывают либо автокран небольшой грузоподъемности от 16 до 25 тонн, либо бортовой грузовик с краном-манипулятором, грузоподъемностью до 10 тонн. Минитехника, а также более тяжелые гусеничные экскаваторы, большим спросом не пользуются».  ] 

По словам Елены Ермаченко, компании, занимающиеся строительством коттеджных поселков, являются сегодня довольно активными игроками на рынке аренды техники. Практика показывает, что даже при постоянной занятости техники аренда для таких компаний выгодна. Дело в том, что у большинства таких фирм, как правило, нет достаточного количества средств на покупку техники за полную стоимость, а если обращаться к услугам лизинговых компаний, то сумма платежей будет немногим ниже, чем при найме техники. 

[«Сегодня аренда автокрана или экскаватора-погрузчика стоит в среднем от 1200 рублей (1400 рублей – вместе с гидромолотом). Арендовать автокран можно от 1100 рублей в час. Строителю при этом не надо содержать водителя и механика, не надо обслуживать технику, проходить техосмотры и так далее. В конечном счете, даже при довольно высокой загрузке техники аренда получается немногим дороже, чем эксплуатация собственных машин», - уверена Елена Ермаченко.  

Новинки малогабаритной техники: 
JCB предложила клиентам новый гусеничный экскаватор 8065 RTS массой 6,5 тонн и с малым свесом поворотной платформы. Максимальная глубина копания 4,35 м. 
Компания Amman Yanmar разработала новый мини-экскавтор SV20, массой 2 тонны, который представляет собой промежуточную модель между машинами типа SV и компактными Vio 20. Ходовая часть новой модели, ее стрела и рукоять соответствуют Vio 20, а поворотная платформа и кабина взяты от экскаваторов серии SV. 
Bobcat недавно представила новый колесный экскаватор класса E55W собственной массой 5,5 тонн. Фактически, это первый колесный экскаватор компании Bobcat. 
Новый 1,5-тонный экскаватор ZX14-3 Hitachi агрегатируется трехцилиндровым двигателем мощностью 10,7 кВт; в этой модели установлен топливный бак увеличенной емкости 22 л, что позволяет дольше работать без дозаправки. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >