+79139857900

«Маслосменка» по-грузовому

16 января 2012 в 14:55

По оценкам импортеров смазочных материалов, на грузовой автомобильный парк сегодня приходится до 30% потребляемых моторных и трансмиссионных масел в стране. При этом продавцы смазочных материалов одинаково заинтересованы как в сотрудничестве с автотранспортными предприятиями, самостоятельно обслуживающими свой автомобильный парк, так и со станциями технического обслуживания (независимыми и дилерскими). Эти потребители примерно в равных количествах приобретают смазочные материалы у ведущих российских производителей и у импортеров. Несмотря на столь значительные объемы, практически сопоставимые с продажами масел через легковые станции технического обслуживания, рынок экспресс-замены масел в грузовом сегменте находится фактически в зачаточном состоянии. Оборудование для замены масла, позволяющее организовать эффективную и действительно быструю замену масла на станциях, обслуживающих коммерческую технику, остается практически невостребованным. Тем не менее, его продавцы полны оптимизма и уверены, что ситуация изменится уже в ближайшее время.

Прежде чем начать разговор об особенностях технического оснащения «грузовых» пунктов экспресс-замены масла (ПЭЗМ), предлагаю определиться,
чем, собственно, такой пункт отличается от обычного ПЭЗМ, который работает с легковым транспортом? По большому счету, ничем. Разница состоит только в том, что через «грузовой» ПЭЗМ единовременно (то есть за одну операцию) «прокачивается» в 10 раз больше масла, чем на обычном (читай — легковом) автосервисе. Этот факт, естественно, должен найти отражение при формировании необходимого комплекта оборудования. Кроме того, на автосервисе для коммерческого транспорта вполне объяснимо будут востребованы операции по раздаче консистентной смазки.

Учитывая большие заправочные объемы, предпринимателю, решившему вложить деньги в грузовой автосервис, стоит серьезно подумать по поводу более высокой автоматизации работ, а также организации более строгого учета и контроля за раздачей масла. Логика проста. Заправочный объем двигателя легкового автомобиля составляет в среднем 4 — 5 литров масла. Сколько удастся утаить нечистому на руку сотруднику? Грамм 150 — 200 (это примерно 3 — 4%), больше не получится. Согласитесь, резон не велик (хотя прецеденты имели место). А в ситуации, когда на каждую заправку двигателя уходит 30 — 40 литров смазки, эти же 3 — 4% приобретают совсем другой «вес». Имея определенные навыки, такой сотрудник может при каждой операции приписывать уже не граммы, а литры масла. О том, как избавить себя от подобных неприятностей мы поговорим чуть позже. А пока начнем с минимального набора оборудования.

Грузовой минимум

Как уже было отмечено выше, главная особенность грузового маслосменного пункта состоит в больших объемах прокачиваемой жидкости. Соответственно, маслонагнетатели емкостью 24 литра на таком пункте будут бесполезны, поскольку заправочные объемы двигателей крупнотоннажных самосвалов и магистральных тягачей достигают 30 литров и более.

«Мы рекомендуем для заправки масел использовать пневмонасосы с рукавами высокого давления и электронным счетчиком масла, которые устанавливаются непосредственно на 200-литровую бочку. Для сбора отработанного масла необходимо покупать маслосборщики ёмкостью, как минимум, на 90 литров», — советует коммерческий директор компании «Торгсиб и К» Виктор Соснин.

Его коллега, генеральный директор компании «АДЭКС-Сервис» Вячеслав Афанасьев в целом согласен с этой точкой зрения.

«В то же время мы советуем в дополнение к специальными комплектам для раздачи масел из бочки приобретать один либо два маслонагнетателя с пневматическим или ручным приводом большой емкости. Нагнетатели могут пригодиться для того, чтобы обслуживать автомобили без заезда на территорию сервиса. С помощью одного комбинированного маслосборщика и маслонагнетателя можно заменить масло в двигателе в полевых условиях. Это весьма актуально для тяжелых автомобилей, работающих в горных карьерах», — говорит В.Афанасьев.

Что касается сбора отработанного масла, то здесь есть определенные нюансы. На СТО, работающих с легковым транспортом, эта операция, как правило, происходит на подъемнике. Хотя бы один подъемник имеется на любом пункте экспресс-замены масла. Поднимать грузовые автомобили довольно сложно и нецелесообразно. Во-первых, для этого требуется покупать дорогие подкатные подъемные колонны. Во-вторых, потолок сервис-центра должен быть достаточно высоким.

«Если на автосервисе есть смотровая яма, то логичнее всего собирать отработанное масло с помощью ванны, передвигающейся на роликах по всей длине ямы. Если же ямы нет, то мы советуем использовать комбинированный маслосборщик», — говорит Вячеслав Афанасьев (АДЭКС-Сервис).

Комбинированный маслосборщик представляет собой приемную ванну, которая с помощью специальных направляющих может опускаться на пол и подкатываться под автомобиль. Одна из направляющих этой ванны одновременно является каналом, по которому отработанное масло закачивается в емкость пневмомаслосборщика, в котором предварительно создано разрежение. Рекомендуемая емкость маслосборника 90-115 литров, емкость ванны — 50 литров. Маслосборник не случайно называется комбинированным. В комплекте с ним поставляется набор щупов-зондов, с помощью которых можно выкачивать масло из двигателя через отверстие для щупа. Стандартный набор щупов, который предлагается в комплекте с оборудованием таких известных марок, как RAASM, Flexbimec, Samoa, LubeWorks, для выкачивания масла позволяет обслуживать большинство грузовых автомобилей, работающих на нашем рынке. Единственный минус такого метода — большое время откачки масла, поэтому, если есть возможность открутить сливную пробку, лучше удалять масло из двигателя именно таким образом.

«Ещё одна обязательная позиция на пункте замены масла для грузового сервиса — нагнетатели консистентной смазки. Без этого невозможно провести полноценное ТО грузового автомобиля. Компания «АДЭКС-сервис» предлагает нагнетатели с ручным, ножным и пневматическим приводом, от компании RAASM. «Все модели по размерам созданы специально с таким расчетом, чтобы можно было осуществлять раздачу смази, непосредственно из стандартной тары, в которых она поставляется», — отмечает Вячеслав Афанасьев.

Аналогичное по своим характеристикам оборудование, но уже от другого итальянского брэнда Flexbimec, может предложить компания «Техноэкспорт». А вот в компании «Торгсиб и К» сделали ставку на электрические нагнетатели отечественного производства. По словам Виктора Соснина, электрические солидолонагнетатели российского производства, емкостью 40 литров, пользуются довольно высоким спросом.

«Преимущество данной модели состоит в том, что электродвигатели успешно прокачивают очень густую смазку, такую как солидол. Пневматические нагнетатели хуже прокачивают такую смазку», — отмечает В. Соснин.

Таким образом, минимальный набор оборудования для оснащения грузового пункта экспресс-замены масел должен включать в себя:
набор комплектов для раздачи масел из бочек (по числу представленных на СТО марок моторного масла, плюс один — для раздачи трансмиссионной смазки)
1-2 комбинированных маслосборщика, емкостью от 90 до 115 литров, либо ванна для сбора масла (при наличии смотровой ямы).
1 нагнетатель консистентной смазки.
Как видите, набор невелик, и стоимость такого набора доступна для любого автотранспортного предприятия. К примеру, комплект для раздачи масел из бочки с электронным счетчиком и рукавом высокого давления на 4 метра, стоит около 20000 рублей. Есть на рынке и более доступные предложения. Комбинированный маслосборщик итальянского производства стоит около 30000 рублей. Простейшие нагнетатели консистентной смазки с ручной накачкой стоят ещё дешевле -
от 14000 рублей. Тем не менее, продавцы автосервисного оборудования пока не могут похвастать большими продажами данного оборудования.
«Сегодня эта ниша абсолютно свободна. Замена масла на грузовых автомобилях по-прежнему осуществляется дедовским способом: механик заползает под автомобиль, сливает масло из двигателя в любую попавшуюся под руки емкость и заливает свежее масло из канистр. Естественно в боксе — грязь, масляные лужи. Нормальной организации процесса не увидишь, во всяком случае, в Новосибирске. По поводу других городов Сибири не скажу», — отмечает Виктор Соснин из компании «Торгсиб и К».

По мнению менеджера компании «Техноэкспорт» Павла Распопина, невысокий спрос обусловлен небольшим количеством станций технического обслуживания, специализирующихся на работе с коммерческим транспортом:

«Полноценные независимые автосервисы для грузового транспорта в городе можно пересчитать по пальцам. Поэтому, настоятельно рекомендовал бы представителям автобизнеса обратить внимание на данную нишу. Сегодня конкуренция в этом сегменте очень невысока и правильная организация бизнеса позволит довольно быстро занять прочные позиции на рынке. Если учесть, что объемы продаваемых смазочных материалов на таком сервисе достаточно велики, то и прибыль обещает быть неплохой. Единственное обстоятельство, которое может сдерживать этот вид деятельности, — потребность в большом проездном боксе».

Вячеслав Афанасьев (АДЭКС-сервис) добавляет, что пока независимые грузовые сервисные центры охотно покупают только нагнетатели консистентной смазки, которые значительно облегчают техническое обслуживание ходовой части грузовиков.

«Собственно, маслосменное оборудование, не говоря уже о сервисных установках по замене антифриза или тормозной жидкости, пока практически не востребованы грузовым сервисом, но, думаю, что в скором времени продажи этого оборудования также возрастут. Рано или поздно владельцы таких СТО придут к выводу, что это необходимо, как это и произошло в свое время в сегменте обслуживания легковых автомобилей».

Итак, продавцы оборудования уверены: как только появятся первые сервис-центры, которые смогут предоставить действительно быструю и профессиональную замену жидкостей и смазок на коммерческом транспорте, процесс быстро сдвинется с мертвой точки. Если эксплуатирующая организация заботится о том, чтобы её прибыль не падала на пол в виде моторного или трансмиссионного масла, то она рано или поздно придет к тому, чтобы купить достойное маслосменное оборудование. Именно поэтому ни один из наших респондентов не выразил никакого сомнения в том, что современное маслосменное оборудование в сегменте коммерческого транспорта и спецавтотехники окупит себя так же быстро, как и на легковом сервисе.

ПЭЗМ-автомат

А теперь вернемся к нашему разговору о том, как свести к минимуму необязательные потери в работе, связанные с утечкой масла «налево». Самый эффективный способ организации замены масла — создание автоматизированной системы раздачи смазки и технических жидкостей. Причем, Павел Распопин (Техноэкспорт) советует на такой станции разливать масла даже не из 200-литровых бочек, а из специальных «кубовых» емкостей, изготовить которые можно и самостоятельно.

«Это выгоднее даже для обычного автосервиса, на котором есть большой поток клиентов» — уверен Павел: — «Дело в том, что технологический перерыв, связанный со сменой стандартной емкости занимает продолжительное время. Надо отсоединить бочку, сдать пустую тару, оформить получение бочки со склада, подключить её к магистрали и произвести холостой запуск, чтобы выгнать воздух из пневмосистемы. Все эти операции можно исключить, путем перехода станции на специальные стационарные «кубовые» емкости».

Кстати на большинстве пунктов замены масла на Западе применяется именно такая комплектация. Поставщик смазочных материалов с определенной периодичностью приезжает на сервис-центр, тут же заправляет емкости маслом и забирает пустую тару. Ещё один плюс состоит в том, что вы отдаете тару с так называемым «мертвым остатком», оплачивая только фактический объем масла, который вы перелили из бочки поставщика в свою емкость. А это, между прочим, 2-3 литра в каждой бочке. Кроме того, при такой организации процесса исключается риск завоздушивания пневмосистемы, которое приводит к сбою всех электронных счетчиков масла.

Помимо кубовых емкостей, из которых производится раздача масел и техжидкостей, автоматизированная система должна включать в себя заборные патрубки, соединенные с мощными пневмонасосами.

«Поскольку пневмомагистраль получается более протяженной, то для неё требуются более мощные насосы, позволяющие подавать масло по магистрали с более высоким давлением. Если для раздачи масла из бочек с помощью 15-метровой катушки редукционное число насоса может составлять 3:1 (например, на вход насоса подается давление воздуха 5 атм, а на выходе насос подает масло с давлением 15 атм), то для автоматизированной системы требуются насосы с редукционным числом 5:1. Этот насос может продавить масло по пневматической системе на 50 метров» — отмечает П. Распопин.

Далее от каждого насоса масло поступает по магистрали на электронный счетчик. Информация с этого счетчика поступает на центральный процессор, который обрабатывает информацию и выдает её на компьютер менеджера. От счетчика масло подается непосредственно на катушку с раздаточным рукавом высокого давления, которая закрепляется на стене. При этом на самом пистолете электронный счетчик масла уже не нужен. Автоматизированная система позволяет задать необходимое количество масла, на любой из постов, после чего подача будет прекращена. Вот как, по словам Павла Распопина, это выглядит на практике:

«К примеру, приходит на станцию Mercedes Actros c шестицилиндровым двигателем, объемом 12 литров. Мастер-приемщик выясняет у заказчика, какую марку масла тот хочет залить, определяет по базе данных в компьютере заправочные объемы и подает команду — отпустить с определенного поста данный объем масла. Механику остается лишь слить «отработку», вставить пистолет в горловину и налить столько масла, сколько задано. На выходе клиент получает полную распечатку об использованных материалах».

В компании «АДЭКС-сервис» с нами поделились другой концепцией создания автоматизированного ПЭЗМ. В общих словах концепция такой системы выглядит следующим образом. На станции организуется единый центр управления, который отвечает за работу нескольких постов раздачи жидкостей (несколько сортов моторного масла, трансмиссионное масло, антифриз, тормозная жидкость). Каждый механик, работающий на станции, получает свой пин-код. Для того чтобы залить свежее масло или жидкость, он обязан ввести свой пин-код на соответствующем посту замены. Электронный счетчик, которым оборудованы все посты замены, отслеживает израсходованный объем масла. И на центральный компьютер поступает информация о том, что такого-то числа, в такое-то время механик Иванов Иван Иванович залил определенный объем данной марки масла. По итогам работы можно составлять дневную, недельную либо месячную распечатку израсходованных смазочных и других материалов по каждому владельцу пин-кода. Эти данные можно сопоставлять с заказ-нарядами, которые получали мастера на обслуживание автомобилей. Воровство смазочных материалов исключено.

«На первый взгляд, такая система может показаться слишком технологичной и дорогой. Однако опыт работы таких станций в Москве показал, что примерно через 1-1,5 года она окупает себя», — заявил Вячеслав Афанасьев. Он также отметил, что в настоящий момент компания «АДЭКС-сервис» ведет проектирование такой системы.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >