+79139857900

Международный автомобильный форум: будущее на пороге

31 октября 2019 в 14:15

Повестка и деловая программа прошедшего в Москве международного автомобильного форума (IMAF-2019) на этот раз отличалась серьезным и глубоким взглядом в будущее не только автомобильного рынка и автопрома, но трендов, которые будут определять развитие автомобильного бизнеса в самую ближайшую перспективу.

Актуальный автокомпонент 

До сих пор в российском автопроме не уменьшается острота проблемы развития автокомпонентного производства. После завершения функционирования режимов промсборки, наиболее остро проявили себя проблемы и противоречия, заложенные предыдущими инвестиционными режимами.

В своем выступлении управляющий директор компании Trianglum Олег Ищенко отметил, что острота проблемы состоит в низком уровне локализации в автомобилестроении Российской Федерации, при одновременно потенциально высоком запросе на отечественные компоненты. Среди таких востребованных узлов и деталей, производство которых необходимо освоить, названы такие компоненты как рулевые рейки, колонки, усилители тормозов, генераторы и компрессоры, масляные насосы и турбины, приводы колес и др. Потенциальный спрос имеется на более чем 50 групп компонентов. В РФ сегодня работают около 400 локальных поставщиков автокомпонентов 1- и 2–го уровня, имеющих компетенции и характеризующиеся разным уровнем развития. Также в стране работают 44 производителя оснастки. Это солидная производственная база, но, к сожалению, которая не полностью использует возможности для Tier-N локализации. В частности Олег Ищенко особо отметил, что наименее развитыми являются производство оснастки, инжиниринг и испытания компонентов. 

На технологическое отставание и несоответствие международным стандартам СМК отечественных производителей обратила внимание Майя Свиридова, руководитель комитета по развитию малых и средних предприятий Национальной Ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК). Среди противоречий развития отрасли она назвала отсутствие сложившейся многоуровневой базы промышленных поставщиков, закрытость информации и как следствие недооцененность собственного потенциала. Сохраняются неэффективное использование мер господдержки, устаревшее оборудование,  недостаточное развитие индустриальной и технологической инфраструктуры. Вдобавок, отстающее развитие собственной базы НИОКР, недостаток квалифицированных кадров. Также тормозит развитие отрасли, по мнению Майи Свиридовой, менталитет руководителей и собственников предприятий, не сумевших адаптироваться к новым экономическим реалиям в условиях острой конкуренции на рынке.

 

IMAF5

 

Впрочем, по мнению докладчика, ситуация постепенно меняется. На авторынке и в автокомпонентной отрасли начали проявляться новые тенденции. Среди них Свиридова назвала сокращение импорта автомобилей, восстановление рынка, развитие экспортных продаж автомобилей и компонентов. В связи с этим происходит активизация поставщиков 2-3 уровня, привлечение к выпуску комплектующих промышленных поставщиков из смежных индустрий, а также диверсификация бизнеса поставщиков и освоение новых рынков. В результате происходит углубление локализации и стремление к вертикальной интеграции в автопроме, развитие системы субконтрактинга и курс на модернизацию предприятий. Также внедряются отраслевые стандарты и системы менеджмента, которые позволяют отслеживать затраты и качество. Между тем сегодня на рынке отсутствуют «дешевые» деньги на развитие проектов. Поэтому в таких условиях и при ограниченности государственных мер поддержки автопрома развитие отрасли не приобретает высокую динамику.

Для усиления взаимодействия предприятий и решения других важных задач в Санкт-Петербурге было создано объединение – промышленный кластер «Автопром Северо-Запад» Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


Зоны притяжения
 

Впрочем, такими инвестиционными локальными точками роста являются Особые экономические зоны (ОЭЗ).
С момента старта создания таких зон 13 лет назад, на территории Российской Федерации уже работают 26 ОЭЗ, в которых развиваются самые разнообразные отрасли — от туризма и сельского хозяйства до автосборочных производств. За эти годы создано 32 тыс. новых рабочих мест, сумма инвестиций составила более 5 млрд долл. В ОЭЗ работают 130 компаний-инвесторов из 35 стран.

Готовая инфраструктура, режим свободной таможенной зоны, налоговые льготы и  гарантии от неблагоприятного изменения законодательства обеспечивают до 30% экономии от первоначальных инвестиций.

Одна из крупнейших ОЭЗ страны создана в Республике Татарстан. В радиусе менее 500 км от особой экономической зоны «Алабуга» расположены ведущие предприятия автомобилестроения страны, такие как КАМАЗ, Лада Ижевск, Ford Sollers, АвтоВАЗ, GM-АвтоВАЗ и ряд других. Сегодня, по словам заместителя генерального директора по привлечению инвестиций Сергея Трушина, в ОЭЗ насчитывается 57 компаний-резидентов, 32 действующих производств, создано около 7 тысяч новых рабочих мест. Учитывая особенности географического положения, в ОЭЗ успешно функционируют автосборочные и автокомпонентные производства таких компаний как Ford-Sollers, где организован выпуск автомобилей Ford Transit. Объем инвестиций составил $791,3 млн. Производство кузовных деталей на предприятии «Джошкуноз» составляет в год до 6 млн единиц продукции. Еще один масштабный проект на территории ОЭЗ – производство автомобильного стекла на предприятии «Шишеджам». Объем инвестиций составил $114 млн. 

В производство автомобильных аккумуляторных батарей «Кориб» вложено $24,7 млн, а производственные мощности предприятия 1,5 млн АКБ. Дальнейшее развитие ОЭЗ «Алабуга» связано с вводом в строй индустриального парка «Синергия» производственной площадью более 39 тыс. кв.м. Его ввод в строй состоится весной 2020 года. Одним из резидентов парка будет предприятие «СТ-Нижегородец», известный в отрасли кузовостроитель. 

Одна из первых ОЭЗ была создана на территории Самарской области. Это особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Генеральный директор ОЭЗ «Тольятти» Сергей Андреев отмечает, что на территории работает 22 резидента, заявленные инвестиции составляют более 22,3 млрд руб., количество созданных новых рабочих мест превысило 5 600. Подведенные коммуникации, инженерно обустроенная площадка позволяют сэкономить до 39% затрат на строительство. Сегодня решаются вопросы повышения транспортно-логистического потенциала резидентов. Строится  железнодорожная ветка. Удобное географическое положение рядом с лидером отечественного автостроения АвтоВАЗом дает высокие преимущества для привлечения новых резидентов.

 

volvo-trucks-vera-project

 

Всматриваясь в беспилотное будущее 

Но все же основная повестка международного автомобильного форума была заявлена как широкий взгляд в будущее автомобилизации. Беспилотные транспортные средства – одно из перспективных направлений развития. Уже в ближайшем будущем число таких автомобилей увеличится, и растущий трафик «беспилотников» потребует изменений в дорожных регламентах.

Данное направление технического прогресса в автотранспортной отрасли вызывает все более растущий интерес. На форуме более десятка выступлений было посвящено этой тематике. Докладчики раскрыли несколько групп проблем, возникающих  в связи с введением автономного движения.

Создание системы оценки высокоавтоматизированных и автономных транспортных средств в нашей стране находится в стадии становления. Об этом рассказал заместитель руководителя Центра испытаний НАМИ Алексей Лагузин, который в своем выступлении остановился на наиболее актуальных проблемах и перспективах развития системы оценки высокоавтоматизированных и автономных транспортных средств. Наиболее острый момент таких испытаний – тестирование беспилотных транспортных средств (БТС) на дорогах общего пользования.

Есть два пути таких испытаний - «американский» и «европейский». Сокращение административных барьеров путем исключения испытательных лабораторий из эксперимента — это американский путь. Таким образом, вся ответственность по техническому состоянию транспортных средств ложится на заявителя (производителя). В свою очередь, европейский путь испытаний в большей степени забюрократизирован. В законодательстве прописано разделение зон ответственности между заявителем БТС и назначенным регулятором надзорным органом, позволяющим контролировать и оценивать состояние транспортного средства перед его выпуском на дороги общего пользования. Контролирующие действия осуществляются на основе локальных государственных актов. Эти аспекты очень важны, поскольку БТС представляют большие риски для других участников движения.

Сегодня в РФ на полигоне центра испытаний НАМИ создана площадка для испытаний «беспилотников». Но на ней можно создать лишь ограниченное количество сценариев движения. В мировой практике для испытаний БТС используются испытательные полигоны с возможностью создания большого числа сценариев движения.

 

Для нас представляет большой интерес опыт США, Великобритании и Нидерландов. Так, в таких штатах как Калифорния, Невада, Аризона правительствами одобрена эксплуатация БТС на дорогах общего пользования, создана облегченная система регистрации такого транспортного средства заявителем в части эксплуатации. А в штате Невада департамент транспорта предлагает услугу «самосертификации БТС».

В европейских странах контроль и выдача разрешений носят более строгий характер. Прежде чем разрешить дорожные испытания, государственный орган по надзору за транспортом в Нидерландах поэтапно проверяет все применения новых технологий и функциональные возможности ТС заявителя. К таким этапам проверки относится комплексный подход заявителя к тестированию ТС, исследование системы автоматизированного управления автомобиля, поведение в окружающей среде и взаимодействие с инфраструктурой и т.д.

Сегодня Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием БТС на дорогах общего пользования РФ находится на стадии общественного обсуждения.

Без создания испытательной базы для беспилотных транспортных средств нельзя говорить о высокой степени готовности страны к использованию автономного транспорта. Российский автопром находится в самом начале пути развития «беспилотного» движения. Понять, на каком этапе находится данный тренд в РФ, позволило широкое международное исследование, которое охватило несколько десятков стран мира. Это исследование проводится каждый год, и в текущем году оно распространено на 5 новых стран, в том числе и РФ. Помимо европейских стран исследование проводилось в США, Канаде, Мексике, Бразилии, а также ряде азиатских стран (КНР, Япония, Ю.Корея, Индия, ОАЭ, Сингапур, Израиль и др.). Об этом рассказал Вадим Топоров, представляющий консалтингово-аудиторскую группу компаний KMPG.

Изучается 4 компонента – политика и законодательство, технологии и инновации, инфраструктура и уровень принятия потребителями. Затем на основе этих данных рассчитывается индекс готовности стран к использованию автономного транспорта (AVRI), который оценивает открытость и готовность к широкому применению беспилотных автомобилей. В первой пятерке лидеров второй год подряд оказываются Нидерланды, Сингапур, Норвегия, США, Швеция. РФ в этом рейтинге заняла 22 место, оказавшись между Мексикой и Венгрией.

В сфере политики и законодательства РФ занимает 22 позицию. В итоговом рейтинге по показателю «Технологии и инновации» наша страна на 24 месте. По показателю «Принятие потребителем» лидером стал Сингапур, в котором вся территория страны и все дороги станут местом тестирования «беспилотников», РФ на 24 месте. Таким образом, России необходимо догоняющее развитие в этой области.

Развитие автономного движения поднимает вопросы геолокации. «Беспилотные технологии и открытая локационная платформа Here» — такова тема выступления Павла Козлова, директора по развитию бизнеса Here Technologies. Он рассказал о 5 главных трендах развития современной геолокации. Современный уровень геолокации позволяет создать базу для широкого распространению «беспилотного» движения в городах и на загородных трассах.

Геолокационная платформа Here дает картину ориентировки местоположения транспортного средства с точностью до сантиметра. Также она предлагает решение по составлению и планированию маршрута движения от точки А до точки В, причем данное решение учитывает реалии, которые находятся за пределами видимости датчиков. Платформа позволяет также выбирать БТС стратегию и маневренные решения. И это еще не все.

Технологическая локационная платформа Here позволяет выполнять правила дорожного движения, принимать верные решения, поэтому исходные данные должны быть надежными и точными.

Будущее без водителя открывает заманчивые перспективы. В числе них в перспективе отказ от покупки собственного автомобиля, нормой станут мультимодальные перевозки. Также в долгосрочной перспективе самоуправляемые автомобили приведут к меньшему количеству транспортных средств на дороге. По мере снижения использования дорог в городской оборот вернутся земли, на которых сегодня расположены парковки, площадь территории под дорожную инфраструктуру может быть значительно уменьшена.

 

foto_Скания1111

 

Реальность беспилотного транспорта 

Ведущие мировые автопроизводители сегодня концентрируют свои усилия на разработке и производстве беспилотных транспортных средств. Яна Аржанова, директор по взаимодействию с органами государственной власти Volvo Group Russia, рассказала о первом «беспилотнике» шведского автопроизводителя Vera.

Транспортные операции осуществляются электрогрузовыми автомобилями, оснащенными современными системами для автономного вождения. Каждое БТС движется с заранее заданной скоростью, отслеживает свое местоположение с точностью до сантиметра и комплексно анализирует окружающую дорожно-транспортную обстановку.

Все БТС подключены в режиме онлайн к единому центру управления, где идет постоянное отслеживание основных рабочих параметров, таких как текущее позиционирование, уровень заряда батарей, тоннаж перевозимого груза, сервисная история и ряд других. В задачи единого центра управления входит адаптация скоростного режима каждого БТС для исключения длительных простоев и повышения точности доставки грузов.

Таким образом, транспортное средство Vera — это первый беспилотный автомобиль, который является частью транспортного решения, сочетающего в себе преимущества автоматизации и электромобильности. Данное решение создано для оптимизации доставки грузов в условиях часто повторяющихся транспортных операций на относительно коротких маршрутах. Такой грузовой «беспилотник» востребован в работе на территории закрытых объектов, между хабами, в портах, на промышленных и заводских площадках, в логистических центрах, там, где перевозится большой объем грузов. При этом этот грузовик может трудиться круглосуточно. Его отличают компактные габариты – длина 6000 мм, высота – 1500 мм, ширина – 2550 мм, а снаряженная масса составляет 6500 кг. Из других технических характеристик  поражает высокая грузоподъемность компактного «беспилотника» - он может транспортировать груз до 32 тонн со скоростью до 40 км/час. Энерговооруженность батарей составляет  200 квт/час, запас хода 100 км, время для подзарядки – 30 минут.

Другой шведский автопроизводитель работает над созданием модульной платформы Scania NXT, на базе которой будут спроектированы пассажирский автобус, фургон для доставки товаров и мусоровоз. Об этом проекте рассказал Вахтанг Парцвания, директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами ООО «Скания Рус».

Основные технические характеристики пассажирского автобуса: огнеупорный ударопрочный композитный кузов длиной 8 метров и полной массой не более 8 тонн. Крыша площадью 20 кв.м оснащена солнечными панелями, генерирующими 3 квт дополнительной мощности. Аккумуляторные батареи цилиндрической формы размещены под полом салона. Расчетный пробег на одной зарядке – 245 км. Автобус рассчитан для круглосуточной работы. Вместимость 55 пассажиров, в салоне размещено 22 сидячих места.   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >