Отечественный универсал
Во многих парках коммунальных служб городов до сих пор костяк мини-техники представлен отечественными мини-погрузчиками МКСМ-800. Говорить, что они уходят в прошлое - преждевременно. Они еще много лет будут составной частью зимней картины уборки улиц наших городов. Это один из наиболее доступных вариантов снегоуборочной техника и потому распространенный в парках коммунальных предприятий.
Погрузочный ковш МКСМ 800 имеет вместимость 0,46 куб. м.
«Коммунально-хозяйственные службы давно сделали ставку на мини-погрузчики с бортовым поворотом при обслуживании полотна автомобильных дорог, содержании в чистоте тротуаров и пешеходных дорожек, аллей, дворов, дорог и придомовых территорий, - говорит Юрий Хвостанцев, руководитель ОП «МИКОНТ» (г. Саранск). - Зимой МКСМ 800 оборудуется фрезерно-роторным снегоочистителем с шириной захвата 1745 мм и расчетной производительностью 80 тонн в час. При необходимости можно использовать разбрасыватель противогололедных материалов РПМ-04 с бункером вместимостью 0,4 куб. м. Он, кстати, применяется не только для посыпки дворовых территорий, дорог и улиц, но даже и аэродромов — за счет ширины разбрасывания от 3 до 15 метров».
В целом, отечественный производитель увеличивает возможности ветерана отечественной коммунальной спецтехники, поскольку спектр навесного оборудования сегодня насчитывает порядка 30 наименований. Еще к одному достоинству отечественной модели относится простота обслуживания и управления машиной, которое осуществляется двумя джойстиками, встроенными в боковые панели.
«В парке нашего предприятия есть погрузчик курганского завода - МКСМ 800. Машина отработала 6 лет и в целом зарекомендовала себя неплохо, - говоритВладимир Лугин, главный механик Новосибирского зоопарка. – Но есть ряд моментов. МКСМ, например, отбрасывает снег только в одну сторону. Это неудобно: при расчистке приходится разворачиваться, возвращаться назад и ехать заново».
Более совершенный мини-погрузчик выпускает белорусский ОАО «АМКОДОР». Это универсальная, компактная, но в то же время достаточно мощная для своего класса машина грузоподъемностью 1200 кг, оборудованная двигателем Минского моторного завода мощностью 81 л.с. В тандеме с силовым агрегатом работает гидрообъемная трансмиссия хода с регулируемыми гидронасосами и нерегулируемыми гидромоторами фирмы Bondioli & Pavesi (Италия). Такое техническое решение повысило тягово-динамические возможности и производительность погрузчика АМКОДОР 211 при работе с ковшом и бульдозерным отвалом.
«Мощный двигатель и хорошо согласованные элементы трансмиссии позволяют развивать тягу более 3 т, при эксплуатационной массе погрузчика 3,8 т, а также разгоняться до 12 км/ч в транспортном режиме, - отмечает Дмитрий Чаховский, коммерческий директор ООО «Амкодор-Росмаш». - В коммунальный «набор», помимо обязательного основного ковша вместимостью 0,59 куб. м, шириной 2140 мм и с высотой выгрузки 2,4 м, входит поворотный отвал 2100 мм. Специализированное зимнее оборудование – фрезерно-роторный снегоочиститель с шириной захвата 2000 мм позволяет проводить уборку как слежавшегося, так и свежевыпавшего снега, слой которого не превышает 250 мм. Он способен отбрасывать основную массу снега не менее чем на 5 м со скоростью 90 т/ч. Для окончательного наведения лоска на только что убранную территорию, либо уборки тонкого слоя свежевыпавшего снега, можно использовать дорожную щетку. Ширина захвата щетки – 1800 мм, а при установке ее под углом 300 – 1500 мм».
Однако сейчас все большее число коммунальных предприятий делают ставку на зарубежную снегоуборочную технику. Сегодня на рынке представлен широкий модельный ряд мини-погрузчиков зарубежного производства. И именно эта спецтехника наиболее эффективна при зимнем содержании территории. Такие марки погрузчиков как Bobcat, Mustang, Case, Caterpillar, Digger и ряд других уже давно завоевали не только свою рыночную нишу, но и показали отечественным коммунальщикам многочисленные плюсы эффективной работы. Однако до сих пор остается открытым вопрос, почему отечественные службы не используют на все 100% возможности этой спецтехники в зимний период. Постараемся ответить на него.
Эффективная единица техники
Как известно, модельный ряд зарубежных мини-погрузчиков разбит по массогабаритным показателям, а набор навесного оборудования чрезвычайно широк. Продавцы техники уже давно отметили такой тренд: коммунальные предприятия постепенно увеличивают набор необходимых для зимней работы навесного оборудования, говорят даже о некоем «джентльменском наборе».
«Восточная Техника», официальный дилер Caterpillar, предлагает большой выбор навесного оборудования, — говорит Владимир Лугин. — Взяли роторный снегоочиститель и вилы, универсальный ковш шел в машинокомплекте. Думаем о приобретении закрытой метлы».
Безусловно, в реальной практике коммунальных предприятий нет необходимости приобретения всего шлейфа навесок для мини-погрузчиков.
Самым распространенным оборудованием, используемым зимой, является универсальный ковш, а также плужно-роторное, подметально-щеточное, фрезерно-роторное навесное оборудование, навесные пескоразбрасыватели инертных и противогололедных материалов.
Уже вышеупомянутый АМКОДОР 211 - погрузчик с бортовым поворотом - имеет широкий спектр технических возможностей. Благодаря установленному гидравлическому адаптеру, АМКОДОР 211 можно оснащать различными быстросменными рабочими органами.
«Замена пассивных рабочих органов производится за 1-2 минуты и не требует выхода оператора из кабины, - говорит Дмитрий Чаховский из компании «Амкодор-Росмаш» (г. Новосибирск). - При установке активных рабочих органов необходимо подсоединить несколько быстроразъемных муфт для соединения их гидроприводов с гидросистемой погрузчика. Набор быстросменного навесного оборудования превращает мини-погрузчик АМКОДОР 211 в универсальную многофункциональную снегоуборочную технику, позволяющую механизировать многие трудоемкие коммунальные, транспортные и строительные операции. СегодняАМКОДОР 211 может работать с 15 быстросменными рабочими органами производства ОАО «Амкодор».
В целом мини-погрузчик с навесным оборудованием для уборки снега и зимнего содержания территории является универсальной и востребованной снегоуборочной техники для коммунального хозяйства городов и поселков.
«Мини-погрузчик – это, прежде всего, маневренная спецтехника, - говорит Игорь Печенов, руководитель продаж дорожно-строительной и коммунальной техники компании ООО «ТД «Техника»», - Плюс компактные размеры машин, которые предназначены для уборки стесненных дворов, проездов. Их габариты позволяют без проблем убирать снег там, где фронтальные погрузчики не могут этого сделать. Ну и основной критерий – это многофункциональность машин».
Погрузчик с бортовым поворотом в парках коммунальных предприятий может конкурировать с другими видами снегоуборочной техники. При этом часто эксплуатирующие организации и не подозревают о потенциальных возможностях мини-погрузчиков. Главное препятствие – сложившиеся стереотипы, которые не позволяют раскрыть новые стороны спецтехники, увидеть преимущества и сравнить затраты при эксплуатации той или иной техники. Мини-погрузчик может выполнять свои функции по уборке территории, заменяя привычную спецтехнику, одновременно позволяет значительно снизить расходы по содержанию парка техники.
«Городские службы, такие как ДЭУ, пока прохладно относятся к покупке мини-погрузчиков, что связано со спецификой их методов работы. Их интересуют плужно-щёточные КАМАЗы с цистернами, меняющимися зимой на разбрасыватели песко-соляной смеси. Другими словами, городские коммунальные и дорожные службы, прежде всего, заинтересованы в приобретении универсальной техники, которая имеет высокую транспортную скорость и способна быстро очистить проезжую часть от выпавшего снега при скорости выше 30 км/час. Чистота и качество уборки снега не так важны, как скорость уборки. Соответственно, для таких служб существенным недостатком мини-погрузчиков являются их низкая транспортная скорость, неспособность со скоростью 30-40 км/час убирать улицы, отсутствие большекубовой цистерны с водой для полива и многокубового кузова-пескосолеразбрасывателя, - отмечает Евгений Викторов, менеджер по продажам строительной техники «Национальной арендной компании» (г. Новосибирск).
ДЭУ применяет на улицах тракторы МТЗ и лотковые снегоуборщики (в народе «тёщины руки»), а также мини-погрузчики МКСМ. В парках городских коммунальных служб до сих пор эксплуатируется большое число тракторов белорусского производства МТЗ, на которые устанавливается сзади щётка, а спереди - фронтальный ковш или отвал. Такая снегоуборочная техника обладает только двумя преимуществами перед мини-погрузчиками. У него более высокая транспортная скорость — до 40 км/час, а вторая характеристика - универсальность: трактор МТЗ может одновременно нести ковш (или отвал) и щётку.
«В остальном у него только минусы – невысокое качество уборки, плохая манёвренность, невысокая надёжность, большие габариты и большой расход топлива, - перечисляет Евгений Викторов. - Если бы за качество уборки ДЭУ постоянно наказывали, мы бы с вами видели на улицах только эффективную надёжную снегоуборочную технику, с высокими показателями производительности и надёжности. И она бы даже дешевле обходилась налогоплательщикам».
Лотковый снегоуборщик (который часто называют «тёщины руки») фактически можно заменить на мини-погрузчик с навесным оборудованием – снегометатель с высоким лотком, который может забрасывать снег прямо в кузов самосвала. Цена лоткового снегоуборщика около 2,5 млн руб, а мини-погрузчик Bobcat со снегометателем обойдётся в сумму 3 млн. руб.
«Но при этом мини-погрузчик Bobcat – надёжное зарубежное высокопроизводительное оборудование, которое летом можно использовать на строительных/дорожных/коммунальных/ландшафтных работах, тем самым увеличив коэффициент использования и улучшив окупаемость, а лотковый снегоуборщик будет в это время просто стоять на складе и дожидаться зимы», - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании».
Мини vs фронтала
Мини-погрузчик – идеальный инструмент для работы в городе, прежде всего в стеснённом пространстве. В отличие от другой снегоуборочной техники, ему требуется меньшая рабочая зона. Благодаря небольшим габаритам по ширине и высоте, малой массе, а также бортовому развороту, машина успешно работает во дворах, на парковках, на тротуарах, вплотную к зданиям. Благодаря манёвренности, у погрузчика высокая скорость работы.
«Однажды мы устраивали «соревнования» между Bobcat S175 со стандартным ковшом 0,46 куб.м и китайским фронтальным погрузчиком с объемом ковша 2 куб. м. При разнице объёмов ковшей в 4 раза (!) мини-погрузчик не уступил в скорости погрузки полноценному «фронталу», - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании». - Это легко объяснимо: во-первых, наполняемость ковша у мини-погрузчика была лучше, во-вторых, благодаря манёвренности он делал больше рейсов от кучи снега к самосвалу и обратно. Пока «фронтал» разворачивался, Bobcat успевал погрузить два ковша. Погрузка снега была на дорогах города, соответственно фронтальный погрузчик перекрывал при своих манёврах три полосы проезжей части из четырёх, а Bobcat только одну».
Высота погрузки наиболее распространённой и рекомендуемой для коммунальщиков машины Bobcat S175 составляет 3 метра. Без проблем мини-погрузчик работает в паре с КАМАЗом с нарощенными бортами, самосвалами МАЗ, которые составляют костяк парка коммунальных предприятий Новосибирска.
Аналогичное сравнение в пользу мини-погрузчиков приводит Игорь Печенов из новосибирской компании ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «Техника»».
«Скажем, высота подъема фронтального погрузчика ненамного больше, чем мини-погрузчика. Проблем с загрузкой в кузов самосвала мини-погрузчиком нет, если на вывозке снега используется КАМАЗ с нарощенным бортом или даже китайский самосвал HOWO. Зарубежные мини-погрузчики марки Case, Digger имеют большую высоту подъема, в сравнении с отечественными МКСМ, у которых она составляет 2,6 м. По производительности можно сказать, что в некоторых случаях мини-погрузчики аналогичный объем снега загружают быстрее, чем фронтальный погрузчик. Для погрузки снега используют «снежные ковши», которые имеют объем около 1 куб. м. И это дополнительный плюс в пользу мини-погрузчиков».
Экономика должна быть экономной
Пока предприятия муниципального сектора не слишком обращают внимание на экономику. Бюджетное финансирование и масштабные вливания в эту важную отрасль городского хозяйства, когда с руководителей спрашивают лишь за объемные показатели уборки, отодвигают на второй план проблему экономики функционирования предприятий. Тем не менее, пока медленно, но осознание экономного ведения хозяйства постепенно приходит. В этом аспекте, сравнивая экономику работы мини-погрузчиков и другой снегоуборочной техники, можно констатировать их преимущество и высокую экономичность.
«Экономия топлива при использовании мини-погрузчиков очевидна - они расходует 3 до 5 литров на мото-час, - говорит Игорь Печенов. - По расходу запчастей мини-погрузчик намного более надежен, чем трактор «Беларус».
Евгений Викторов из «Национальной арендной компании» приводит конкретные расчеты для сравнения экономики трактора «Беларус» и мини-погрузчикаBobcat.
«Мини-погрузчики Bobcat на уборке мусора/снега и погрузке работают на средних оборотах и расходуют около 5 литров дизтоплива в час. Для сравнения: тракторМТЗ расходует 10 литров в час. При работе 2000 мото-часов в год, при работе минипогрузчика Bobcat экономия будет 2000*5=10000 литров, *27 руб/литр = 270 000 руб. в год. При большой разнице в цене при покупке (1 млн руб. – трактор МТЗ и 1,5 млн руб. – мини-погрузчик Bobcat), через 5 лет при пересчёте за счёт более высоких затрат на эксплуатацию изначально недорогой МТЗ будет стоить 2,35 млн, а стоимость Bobcat останется такой же – 1,5 млн . То есть за 5 лет можно сэкономить 850 000 руб.»
Добавить мощности
Мини-погрузчики являются востребованной снегоуборочной техникой и каждый заказчик подбирает нужную модель по запрашиваемым характеристикам.
«Мощность двигателя и грузоподъемность мини-погрузчика Caterpillar 242 оптимальны для работы на нашем объекте, - отмечает Владимир Лугин, главный механик Новосибирского зоопарка. - На нем установлен двигатель объемом 2,2 л мощностью 63 л.с., есть турбина. Расход топлива летом около 8 л, зимой - больше, зависит и от того, с каким навесным оборудованием работает машина. У МКСМ расход топлива чуть меньше. У Сat двигатель 4-х-цилиндровый, машина движется заметно быстрее, тянет и поднимает ощутимо лучше. Максимальная грузоподъемность - 1200 кг, нам больше не нужно. Поддон с кирпичом снимает и перевозит свободно. Случается, развозим по зоопарку крупных животных. Нужно, например, тигра пересадить или медведя, ставим клетку — и вперед. Особенно много такой работы весной».
Для зимней очистки улиц и других территорий заказчикам часто требуется снегоуборочная техника с увеличенными характеристиками. Производители мини-погрузчиков предусмотрели и такой вариант. Собственная ширина мини-погрузчика Bobcat S175 составляет 170 см, однако ширина уборки определяется навесным оборудованием. На S175 можно установить щётку 213 см, снегометатель шириной 183 см (который будет гораздо удобнее и производительнее лоткового снегоуборщика), отвал шириной 213 см, снеговой ковш шириной 203 см.
На более мощную версию Bobcat S650 устанавливается снегометатель шириной 213 см, щётка - 213 см, отвал - 244 см, ковш - 254 см. Ширина уборки используемой ныне снегоуборочной техники не превышает ширины навесного оборудования, которое можно использовать на Bobcat S175, а ширина уборки S650 даже превышает возможности существующей техники.
Новый мини-формат
Сегодня на этом рынке представлены многофункциональные мини-машины нового поколения. Смогут ли они составить конкуренцию погрузчикам с бортовым поворотом? В качестве положительного момента называют обладание ими тех характеристик, которые присущи мини-погрузчикам, однако они еще более компактны и маневренны. Это снегоуборочная техника датской марки Egholm и финской марки Norcar.
Высокая маневренность достигается применением в конструкции шарнирно-сочлененной рамы.
«При длине всего 2 метра и навесном оборудовании радиус поворота универсальной мини-машины Norcar составляет 1,5 метра при повороте 90 градусов, - отмечаетМихаил Федорчук, руководитель отдела продаж компании «Коминвест-Сибирь и ДВ» (г. Новосибирск).
Другим достоинством, помимо шарнирно-сочлененной рамы, техника Norcar и Egholm характеризуется высокой производительностью и экономической эффективностью.
«Если считать затраты по данным машинам, то появляется значительная экономия по топливу, поскольку мини-погручзик - все же тяжелая машина, а эти машины весят меньше одной тонны, что напрямую влияет на расход топлива и количество расходных материалов. Мини-погрузчик снашивает за сезон не один комплект шин, здесь же одного комплекта колес хватит на пару сезонов», - утверждает Михаил Федорчук.
Универсальность применения данных мини-машин обуславливается широким набором навесного оборудования, смена которого занимает не более одной минуты. Мини-машины оснащаются бульдозерным отвалом, фронтальной щеткой, распределителем реагентов, фрезерно-роторным оборудованием и проч.
Эти суперкомпактные машины предназначены скорее для замены ручного труда, они нужны при зимнем содержании торговых центров, городских улиц и тротуаров, небольших площадей, парковок, парков и скверов, внутридворовых территорий, проездов и промышленных и складских площадок.