+79139857900

Мини-погрузчики как снегоуборщик

5 января 2013 в 11:57

Отечественный универсал

Во многих парках коммунальных служб городов до сих пор костяк мини-техники представлен отечественными мини-погрузчиками МКСМ-800. Говорить, что они уходят в прошлое - преждевременно. Они еще много лет будут составной частью зимней картины уборки улиц наших городов. Это один из наиболее доступных вариантов снегоуборочной техника и потому распространенный в парках коммунальных предприятий.

Погрузочный ковш МКСМ 800 имеет вместимость 0,46 куб. м.

«Коммунально-хозяйственные службы давно сделали ставку на мини-погрузчики с бортовым поворотом при обслуживании полотна автомобильных дорог, содержании в чистоте тротуаров и пешеходных дорожек, аллей, дворов, дорог и придомовых территорий, - говорит Юрий Хвостанцев, руководитель ОП «МИКОНТ» (г. Саранск). - Зимой МКСМ 800 оборудуется фрезерно-роторным снегоочистителем с шириной захвата 1745 мм и расчетной производительностью 80 тонн в час. При необходимости можно использовать разбрасыватель противогололедных материалов РПМ-04 с бункером вместимостью 0,4 куб. м. Он, кстати, применяется не только для посыпки дворовых территорий, дорог и улиц, но даже и аэродромов — за счет ширины разбрасывания от 3 до 15 метров».

В целом, отечественный производитель увеличивает возможности ветерана отечественной коммунальной спецтехники, поскольку спектр навесного оборудования сегодня насчитывает порядка 30 наименований. Еще к одному достоинству отечественной модели относится простота обслуживания и управления машиной, которое осуществляется двумя джойстиками, встроенными в боковые панели.

«В парке нашего предприятия есть погрузчик курганского завода - МКСМ 800. Машина отработала 6 лет и в целом зарекомендовала себя неплохо, - говоритВладимир Лугин, главный механик Новосибирского зоопарка. – Но есть ряд моментов. МКСМ, например, отбрасывает снег только в одну сторону. Это неудобно: при расчистке приходится разворачиваться, возвращаться назад и ехать заново».

Более совершенный мини-погрузчик выпускает белорусский ОАО «АМКОДОР». Это универсальная, компактная, но в то же время достаточно мощная для своего класса машина грузоподъемностью 1200 кг, оборудованная двигателем Минского моторного завода мощностью 81 л.с. В тандеме с силовым агрегатом работает гидрообъемная трансмиссия хода с регулируемыми гидронасосами и нерегулируемыми гидромоторами фирмы Bondioli & Pavesi (Италия). Такое техническое решение повысило тягово-динамические возможности и производительность погрузчика АМКОДОР 211 при работе с ковшом и бульдозерным отвалом.

«Мощный двигатель и хорошо согласованные элементы трансмиссии позволяют развивать тягу более 3 т, при эксплуатационной массе погрузчика 3,8 т, а также разгоняться до 12 км/ч в транспортном режиме, - отмечает Дмитрий Чаховский, коммерческий директор ООО «Амкодор-Росмаш». - В коммунальный «набор», помимо обязательного основного ковша вместимостью 0,59 куб. м, шириной 2140 мм и с высотой выгрузки 2,4 м, входит поворотный отвал 2100 мм. Специализированное зимнее оборудование – фрезерно-роторный снегоочиститель с шириной захвата 2000 мм позволяет проводить уборку как слежавшегося, так и свежевыпавшего снега, слой которого не превышает 250 мм. Он способен отбрасывать основную массу снега не менее чем на 5 м со скоростью 90 т/ч. Для окончательного наведения лоска на только что убранную территорию, либо уборки тонкого слоя свежевыпавшего снега, можно использовать дорожную щетку. Ширина захвата щетки – 1800 мм, а при установке ее под углом 300 – 1500 мм».

Однако сейчас все большее число коммунальных предприятий делают ставку на зарубежную снегоуборочную технику. Сегодня на рынке представлен широкий модельный ряд мини-погрузчиков зарубежного производства. И именно эта спецтехника наиболее эффективна при зимнем содержании территории. Такие марки погрузчиков как BobcatMustangCaseCaterpillarDigger и ряд других уже давно завоевали не только свою рыночную нишу, но и показали отечественным коммунальщикам многочисленные плюсы эффективной работы. Однако до сих пор остается открытым вопрос, почему отечественные службы не используют на все 100% возможности этой спецтехники в зимний период. Постараемся ответить на него.

 

Эффективная единица техники

Как известно, модельный ряд зарубежных мини-погрузчиков разбит по массогабаритным показателям, а набор навесного оборудования чрезвычайно широк. Продавцы техники уже давно отметили такой тренд: коммунальные предприятия постепенно увеличивают набор необходимых для зимней работы навесного оборудования, говорят даже о некоем «джентльменском наборе».

«Восточная Техника», официальный дилер Caterpillar, предлагает большой выбор навесного оборудования, — говорит Владимир Лугин. — Взяли роторный снегоочиститель и вилы, универсальный ковш шел в машинокомплекте. Думаем о приобретении закрытой метлы».

Безусловно, в реальной практике коммунальных предприятий нет необходимости приобретения всего шлейфа навесок для мини-погрузчиков.

Самым распространенным оборудованием, используемым зимой, является универсальный ковш, а также плужно-роторное, подметально-щеточное, фрезерно-роторное навесное оборудование, навесные пескоразбрасыватели инертных и противогололедных материалов.

Уже вышеупомянутый АМКОДОР 211 - погрузчик с бортовым поворотом - имеет широкий спектр технических возможностей. Благодаря установленному гидравлическому адаптеру, АМКОДОР 211 можно оснащать различными быстросменными рабочими органами.

«Замена пассивных рабочих органов производится за 1-2 минуты и не требует выхода оператора из кабины, - говорит Дмитрий Чаховский из компании «Амкодор-Росмаш» (г. Новосибирск). - При установке активных рабочих органов необходимо подсоединить несколько быстроразъемных муфт для соединения их гидроприводов с гидросистемой погрузчика. Набор быстросменного навесного оборудования превращает мини-погрузчик АМКОДОР 211 в универсальную многофункциональную снегоуборочную технику, позволяющую механизировать многие трудоемкие коммунальные, транспортные и строительные операции. СегодняАМКОДОР 211 может работать с 15 быстросменными рабочими органами производства ОАО «Амкодор». 

В целом мини-погрузчик с навесным оборудованием для уборки снега и зимнего содержания территории является универсальной и востребованной снегоуборочной техники для коммунального хозяйства городов и поселков.

«Мини-погрузчик – это, прежде всего, маневренная спецтехника, - говорит Игорь Печенов, руководитель продаж дорожно-строительной и коммунальной техники компании ООО «ТД «Техника»», - Плюс компактные размеры машин, которые предназначены для уборки стесненных дворов, проездов. Их габариты позволяют без проблем убирать снег там, где фронтальные погрузчики не могут этого сделать. Ну и основной критерий – это многофункциональность машин».

Погрузчик с бортовым поворотом в парках коммунальных предприятий может конкурировать с другими видами снегоуборочной техники. При этом часто эксплуатирующие организации и не подозревают о потенциальных возможностях мини-погрузчиков. Главное препятствие – сложившиеся стереотипы, которые не позволяют раскрыть новые стороны спецтехники, увидеть преимущества и сравнить затраты при эксплуатации той или иной техники. Мини-погрузчик может выполнять свои функции по уборке территории, заменяя привычную спецтехнику, одновременно позволяет значительно снизить расходы по содержанию парка техники.

«Городские службы, такие как ДЭУ, пока прохладно относятся к покупке мини-погрузчиков, что связано со спецификой их методов работы. Их интересуют плужно-щёточные КАМАЗы с цистернами, меняющимися зимой на разбрасыватели песко-соляной смеси. Другими словами, городские коммунальные и дорожные службы, прежде всего, заинтересованы в приобретении универсальной техники, которая имеет высокую транспортную скорость и способна быстро очистить проезжую часть от выпавшего снега при скорости выше 30 км/час. Чистота и качество уборки снега не так важны, как скорость уборки. Соответственно, для таких служб существенным недостатком мини-погрузчиков являются их низкая транспортная скорость, неспособность со скоростью 30-40 км/час убирать улицы, отсутствие большекубовой цистерны с водой для полива и многокубового кузова-пескосолеразбрасывателя, - отмечает Евгений Викторов, менеджер по продажам строительной техники «Национальной арендной компании» (г. Новосибирск).

ДЭУ применяет на улицах тракторы МТЗ и лотковые снегоуборщики (в народе «тёщины руки»), а также мини-погрузчики МКСМ. В парках городских коммунальных служб до сих пор эксплуатируется большое число тракторов белорусского производства МТЗ, на которые устанавливается сзади щётка, а спереди - фронтальный ковш или отвал. Такая снегоуборочная техника обладает только двумя преимуществами перед мини-погрузчиками. У него более высокая транспортная скорость — до 40 км/час, а вторая характеристика - универсальность: трактор МТЗ может одновременно нести ковш (или отвал) и щётку.

«В остальном у него только минусы – невысокое качество уборки, плохая манёвренность, невысокая надёжность, большие габариты и большой расход топлива, - перечисляет Евгений Викторов. - Если бы за качество уборки ДЭУ постоянно наказывали, мы бы с вами видели на улицах только эффективную надёжную снегоуборочную технику, с высокими показателями производительности и надёжности. И она бы даже дешевле обходилась налогоплательщикам». 

Лотковый снегоуборщик (который часто называют «тёщины руки») фактически можно заменить на мини-погрузчик с навесным оборудованием – снегометатель с высоким лотком, который может забрасывать снег прямо в кузов самосвала. Цена лоткового снегоуборщика около 2,5 млн руб, а мини-погрузчик Bobcat со снегометателем обойдётся в сумму 3 млн. руб.

«Но при этом мини-погрузчик Bobcat – надёжное зарубежное высокопроизводительное оборудование, которое летом можно использовать на строительных/дорожных/коммунальных/ландшафтных работах, тем самым увеличив коэффициент использования и улучшив окупаемость, а лотковый снегоуборщик будет в это время просто стоять на складе и дожидаться зимы», - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании».

 

Мини vs фронтала

Мини-погрузчик – идеальный инструмент для работы в городе, прежде всего в стеснённом пространстве. В отличие от другой снегоуборочной техники, ему требуется меньшая рабочая зона. Благодаря небольшим габаритам по ширине и высоте, малой массе, а также бортовому развороту, машина успешно работает во дворах, на парковках, на тротуарах, вплотную к зданиям. Благодаря манёвренности, у погрузчика высокая скорость работы.

«Однажды мы устраивали «соревнования» между Bobcat S175 со стандартным ковшом 0,46 куб.м и китайским фронтальным погрузчиком с объемом ковша 2 куб. м. При разнице объёмов ковшей в 4 раза (!) мини-погрузчик не уступил в скорости погрузки полноценному «фронталу», - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании». - Это легко объяснимо: во-первых, наполняемость ковша у мини-погрузчика была лучше, во-вторых, благодаря манёвренности он делал больше рейсов от кучи снега к самосвалу и обратно. Пока «фронтал» разворачивался, Bobcat успевал погрузить два ковша. Погрузка снега была на дорогах города, соответственно фронтальный погрузчик перекрывал при своих манёврах три полосы проезжей части из четырёх, а Bobcat только одну».

Высота погрузки наиболее распространённой и рекомендуемой для коммунальщиков машины Bobcat S175 составляет 3 метра. Без проблем мини-погрузчик работает в паре с КАМАЗом с нарощенными бортами, самосвалами МАЗ, которые составляют костяк парка коммунальных предприятий Новосибирска.

Аналогичное сравнение в пользу мини-погрузчиков приводит Игорь Печенов из новосибирской компании ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «Техника»».

«Скажем, высота подъема фронтального погрузчика ненамного больше, чем мини-погрузчика. Проблем с загрузкой в кузов самосвала мини-погрузчиком нет, если на вывозке снега используется КАМАЗ с нарощенным бортом или даже китайский самосвал HOWO. Зарубежные мини-погрузчики марки CaseDigger имеют большую высоту подъема, в сравнении с отечественными МКСМ, у которых она составляет 2,6 м. По производительности можно сказать, что в некоторых случаях мини-погрузчики аналогичный объем снега загружают быстрее, чем фронтальный погрузчик. Для погрузки снега используют «снежные ковши», которые имеют объем около 1 куб. м. И это дополнительный плюс в пользу мини-погрузчиков».

 

Экономика должна быть экономной

Пока предприятия муниципального сектора не слишком обращают внимание на экономику. Бюджетное финансирование и масштабные вливания в эту важную отрасль городского хозяйства, когда с руководителей спрашивают лишь за объемные показатели уборки, отодвигают на второй план проблему экономики функционирования предприятий. Тем не менее, пока медленно, но осознание экономного ведения хозяйства постепенно приходит. В этом аспекте, сравнивая экономику работы мини-погрузчиков и другой снегоуборочной техники, можно констатировать их преимущество и высокую экономичность.

«Экономия топлива при использовании мини-погрузчиков очевидна - они расходует 3 до 5 литров на мото-час, - говорит Игорь Печенов. - По расходу запчастей мини-погрузчик намного более надежен, чем трактор «Беларус». 

Евгений Викторов из «Национальной арендной компании» приводит конкретные расчеты для сравнения экономики трактора «Беларус» и мини-погрузчикаBobcat.

«Мини-погрузчики Bobcat на уборке мусора/снега и погрузке работают на средних оборотах и расходуют около 5 литров дизтоплива в час. Для сравнения: тракторМТЗ расходует 10 литров в час. При работе 2000 мото-часов в год, при работе минипогрузчика Bobcat экономия будет 2000*5=10000 литров, *27 руб/литр = 270 000 руб. в год. При большой разнице в цене при покупке (1 млн руб. – трактор МТЗ и 1,5 млн руб. – мини-погрузчик Bobcat), через 5 лет при пересчёте за счёт более высоких затрат на эксплуатацию изначально недорогой МТЗ будет стоить 2,35 млн, а стоимость Bobcat останется такой же – 1,5 млн . То есть за 5 лет можно сэкономить 850 000 руб.»

 

Добавить мощности

Мини-погрузчики являются востребованной снегоуборочной техникой и каждый заказчик подбирает нужную модель по запрашиваемым характеристикам.

«Мощность двигателя и грузоподъемность мини-погрузчика Caterpillar 242 оптимальны для работы на нашем объекте, - отмечает Владимир Лугин, главный механик Новосибирского зоопарка. - На нем установлен двигатель объемом 2,2 л мощностью 63 л.с., есть турбина. Расход топлива летом около 8 л, зимой - больше, зависит и от того, с каким навесным оборудованием работает машина. У МКСМ расход топлива чуть меньше. У Сat двигатель 4-х-цилиндровый, машина движется заметно быстрее, тянет и поднимает ощутимо лучше. Максимальная грузоподъемность - 1200 кг, нам больше не нужно. Поддон с кирпичом снимает и перевозит свободно. Случается, развозим по зоопарку крупных животных. Нужно, например, тигра пересадить или медведя, ставим клетку — и вперед. Особенно много такой работы весной».

Для зимней очистки улиц и других территорий заказчикам часто требуется снегоуборочная техника с увеличенными характеристиками. Производители мини-погрузчиков предусмотрели и такой вариант. Собственная ширина мини-погрузчика Bobcat S175 составляет 170 см, однако ширина уборки определяется навесным оборудованием. На S175 можно установить щётку 213 см, снегометатель шириной 183 см (который будет гораздо удобнее и производительнее лоткового снегоуборщика), отвал шириной 213 см, снеговой ковш шириной 203 см.

На более мощную версию Bobcat S650 устанавливается снегометатель шириной 213 см, щётка - 213 см, отвал - 244 см, ковш - 254 см. Ширина уборки используемой ныне снегоуборочной техники не превышает ширины навесного оборудования, которое можно использовать на Bobcat S175, а ширина уборки S650 даже превышает возможности существующей техники.

 

Новый мини-формат

Сегодня на этом рынке представлены многофункциональные мини-машины нового поколения. Смогут ли они составить конкуренцию погрузчикам с бортовым поворотом? В качестве положительного момента называют обладание ими тех характеристик, которые присущи мини-погрузчикам, однако они еще более компактны и маневренны. Это снегоуборочная техника датской марки Egholm и финской марки Norcar.

Высокая маневренность достигается применением в конструкции шарнирно-сочлененной рамы.

«При длине всего 2 метра и навесном оборудовании радиус поворота универсальной мини-машины Norcar составляет 1,5 метра при повороте 90 градусов, - отмечаетМихаил Федорчук, руководитель отдела продаж компании «Коминвест-Сибирь и ДВ» (г. Новосибирск).

Другим достоинством, помимо шарнирно-сочлененной рамы, техника Norcar и Egholm характеризуется высокой производительностью и экономической эффективностью.

«Если считать затраты по данным машинам, то появляется значительная экономия по топливу, поскольку мини-погручзик - все же тяжелая машина, а эти машины весят меньше одной тонны, что напрямую влияет на расход топлива и количество расходных материалов. Мини-погрузчик снашивает за сезон не один комплект шин, здесь же одного комплекта колес хватит на пару сезонов», - утверждает Михаил Федорчук.

Универсальность применения данных мини-машин обуславливается широким набором навесного оборудования, смена которого занимает не более одной минуты. Мини-машины оснащаются бульдозерным отвалом, фронтальной щеткой, распределителем реагентов, фрезерно-роторным оборудованием и проч.

Эти суперкомпактные машины предназначены скорее для замены ручного труда, они нужны при зимнем содержании торговых центров, городских улиц и тротуаров, небольших площадей, парковок, парков и скверов, внутридворовых территорий, проездов и промышленных и складских площадок.   

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >