Иранские автомобили делали несколько попыток проникнуть на российский рынок, но все они оказались неудачными. Несмотря на это, иранский автопром не оставляет попыток не просто вновь зайти в Россию, но и даже организовать здесь сборку своих моделей. Но на самом деле интересно другое – как в санкционных условиях Иран смог построить автопром с элементами технологичес-
кого суверенитета и практически полной локализацией выпускаемых автомобилей. Наш материал – об извилистом и тернистом пути автоиндустрии южного соседа.
По количеству санкций Иран находится на втором месте после Российской Федерации. При этом на протяжении всей своей новейшей истории эта исламская республика была под различными ограничениями и санкционным давлением. Поэтому опыт развития иранской автоиндустрии имеет непреходящую ценность для изучения.
Иран испытывал двукратное падение и двукратный рост автопроизводства. Так, в 2012 году новый санкционный пакет сильно ударил по финансовой системе страны, а объем производства автомобилей снизился с 1,65 млн шт. в 2011 году до 743 тысяч в 2013-м. Вдобавок, сразу несколько зарубежных автопроизводителей свернули свои инвестиционные проекты и ретировались из Ирана. Из инвесторов остался только французский Renault, а в качестве импортеров — китайские и корейские автопроизводители. Но иранский реал так подешевел, что автомобили зарубежного производства оказались недоступными для массового иранского потребителя.
Но в 2014 году санкции смягчили, и зарубежные инвесторы снова встали в очередь. Если до момента снятия санкционного давления емкость рынка составляла 892 тыс. автомобилей, то к 2018 году объем производства достиг 1,6 млн автомобилей, и аналитики прогнозировали рост до 2 млн уже к 2020 году.
У инвесторов в этот исторический период было много планов. В частности, альянс Renault-Nissan-Mitsubishi обещал инвестировать более 800 млн евро в новое производство. Немецкий Volkswagen создал СП с местной компанией Mammut Khodro, шведский концерн разворачивал производство грузовиков Volvo и т.д.
И здесь есть один важный момент. Иранские чиновники, наученные горьким опытом ужесточения санкционного давления в предыдущий период 2012-2014 гг, взяли на вооружение китайскую модель развития автопрома. Допускались только совместные предприятия с местными компаниями плюс углубленная локализация через разработку новых моделей с участием местных НТЦ, при этом двигатели должны быть не ниже Euro-4. А для комфортных условий инвесторам для реализации всего комплекса мер пошлины на импорт автомобилей подняли с 40% до 70%.
Однако в 2018 году правительство президента Трампа вышло из ядерной сделки, включив режим максимального давления на Иран. Следствием этого стал уход зарубежных автопроизводителей – так же, как в России в 2022 году. Иностранные компании бросили все свои иранские активы, оставив свои ноу-хау. А французская Peugeot даже выплатила компенсацию местному партнеру, чтобы уйти.
Санкционный удар оказался чувствительным. До сих пор в Иране не могут запустить производство «местного» Renault Logan, который называется Tandar 90 – детище совместного предприятия компаний Renault, SAIPA и Pars Khodro. Причина – в отсутствии силового агрегата. Это, кстати, явилось причиной ряда спекуляций на тему того, что можно поставить на эту модель мотор АвтоВАЗа. Иранцы в ответ предложили обеспечивать моторами российские заводы – и прежде всего, АвтоВАЗ, где до сих пор не могут восстановить выпуск полной гаммы бензиновых моторов.
С чем остался Иран
Несмотря ни на что, Иран имеет большой опыт развития в комфортных открытых условиях мировой глобализации. Если в РФ остались только два местных автопроизводителя – АвтоВАЗ и УАЗ, а также калининградский Автотор, который занимается «отверточной» сборкой, то в Иране и число автопроизводителей больше, и модельный ряд выпускаемых машин шире.
Иранскую автоиндустрию держат два столпа – Iran Khodro и SAIPA. Также есть ряд меньших по масштабу автопроизводителей. Но сегодня в условиях санкций заводы загружены только наполовину. Часть автопроизводителей работает в убыток, видимо, поэтому они так «рвутся» на заработки в Россию.
Самыми популярными на иранском рынке новых автомобилей остаются все же устаревшие модели SAIPA Quick, IKCO Dena. Последняя ведет свою родословную от известного у нас автомобиля Samand на платформе древнего Peugeot-405. В первое десятилетие производства этой модели было продано целых 12 тысяч штук. Dena оснащена турбомотором 1.6 (150 л.с.) и шестиступенчатым автоматом.
Удивитесь, но в мировом рейтинге самых популярных автомобилей 2022 года в списке обнаруживается иранская модель SAIPA Tibo. Было продано более чем 289 тыс. шт. этих автомобилей, рейтинговая позиция модели – 37. А строчкой выше на 36 позиции расположился самый популярный автомобиль объединенного европейского рынка Peugeot-208 с количеством 292 тыс. машин.
На самом деле в результате углубленной локализации иранская автоиндустрия получила как относительно современные турбомоторы, так и механические коробки передач. Но это не собственные разработки, а продукты национальных центров и зарубежных партнеров, либо адаптированные зарубежные лицензионные продукты. Iran Khodro выпускает целое семейство турбомоторов 3FX объемом 1.0 и 1.3 л с мощностными характеристиками от 72 л.с. до 148 л.с. Также этот автопроизводитель производит собственную 6-ступенчатую «механику» и обещает освоить производство вариаторов и роботов. Автомат, установленный на седане Tara, пока импортируются из Китая. Это лицензионный японский Aisin, который локализован для выпуска Peugeot и Citroen в Поднебесной.
Зачем Иран стремится в Россию
На прошедшей в конце августа прошлого года в Москве автомобильной выставке MIMS наблюдалось подчеркнутое отсутствие интереса зарубежных автопроизводителей к российскому авторынку. Это было впервые за всю историю проведения автомобильных выставок в РФ. На этой выставке были представлены два иностранных автомобильных стенда: оба иранские. Ситуация на рынке кардинально изменилась, и иранские бизнесмены предлагают нашему автопрому не только комплектующие, но и свои модели – актуально в условиях дефицита новых автомобилей. Эти модели мы упоминали выше – IKCO Tara и SAIPA Shahin, и они стали первыми вестниками иранского автопрома на российском авторынке.
С того мероприятия прошел уже довольно значительный срок. Много различных иранских деятелей высказались по поводу экспорта автомобилей в нашу страну. В феврале официальный представитель Министерства промышленности, рудников и торговли Ирана Омид Галибаф сообщил, что компании SAIPA и Iran Khodro находятся в процессе сертификации своих автомобилей для выхода на российский рынок. По его словам концерн Iran Khodro (IKCO) отправил в Россию одну из своих моделей для сертификации. После получения ОТТС автопроизводитель планирует связаться с частными компаниями из России для заключения договора о поставках и дистрибьюции.
По всей видимости, речь идет как раз о презентованной на выставке MIMS модели Iran Khodro Tara. Фактически это будет конкурент отечественной модели Lada Vesta. Tara – это седан на платформе Peugeot 301 образца 2012 года. Примечательно, что благодаря косметическому вмешательству иранский седан стал выглядеть солиднее и дороже французского прародителя. По габаритам автомобиль немного опережает своих одноклассников. Длина Tara – 4519 мм, колесная база – 2652 мм, это чуть больше чем у Hyundai Solaris, KIA Rio и Volkswagen Polo. Интерьер немного изменен, но узнаваем: комбинация приборов, пульт управления климатической системы, центральный тоннель с кнопками управления стеклоподъемниками – все это досталось от «триста первого». Также установлен новый руль с кнопками, которых не было у француза.
Бензиновый атмосферник 1.6 л (113 л.с., 144 Нм крутящего момента), установленный на автомобиль – это старый французский мотор PSA TUS, дополненный системой изменения фаз газораспределения и отвечающий нормам Euro-5. На выбор предлагается 5-ступенчатая «механика» и классический шестиступенчатый «автомат». Первая коробка передач иранская, а вот вторая – китайская копия автомата Aisin.
Tara имеет АБС, противобуксовочную систему, ESP. А вот степень локализации автомобиля вызывает зависть. Машина локализована на 95%. Оставшиеся 5% приходятся на автомат из Китая и ряд электронных блоков.
Также ранее стало известно, что иранский производитель Iran Khodro планирует привезти на российский рынок около двух тысяч автомобилей до конца первого квартала 2023 года.
Белорусская компания «Лаки Кэренси» стала дистрибьютором второй по величине иранской марки SAIPA и сегодня занимается сертификацией автомобилей. Запланированный объём поставок после получения ОТТС — 10 тысяч единиц до конца 2023 года, а в 2024 планируется ввезти до 20 тысяч. Продажи новинок одновременно стартуют и в России, и в Белоруссии текущей весной.
На российский рынок иранский бренд собирается вывести несколько моделей: хетчбэк Quik, а также седаны Saina и Shahin. Также не исключают сборку иранских автомобилей IKCO и SAIPA, которая может быть налажена на территории Республики Беларусь.
Пока официальные поставки находятся в процессе отладки, «перекупы» уже ввозят «иранцев» по параллельному импорту и предлагают вполне конкурентоспособные цены.
Интересно, вызовут ли интерес у россиян модели SAIPA Saina и Quik, которые ведут свою родословную от Kia Pride образца 1987 года. Обе машины оснащаются 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 87 л.с., с которым могут сочетаться механическая коробка или вариатор.
SAIPA Shahin — более современная разработка. Ее производство началось в 2020 году. Автомобиль имеет более скромные размеры, чем Tara (длина 4446 мм, база – 2650 мм). Этот седан построен на платформе Toyota B (архитектура модели Toyota Yaris/Vitz 2005 года). 1,5-литровый агрегат выдаёт 110 л.с., настроен на Euro-5. Базовой коробкой является 5-ступенчатая механика, также доступен 6-ступенчатый автомат, который иранцы закупают… в Бельгии. Это трансмиссия Punch Powertrain.
Интересно, найдут ли отклик у россиян хотя и модернизированные, но уже устаревшие автомобили? Время покажет, а мы будем наблюдать за ситуацией, чтобы рассказать вам о путешествии иранцев в Россию в наших будущих публикациях.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz