+79139857900

Моторные масла мониторинг российского рынка

30 ноября 2011 в 10:16

Продолжая наш регулярный мониторинг рынка моторных масел для легковых автомобилей, приводим анализ ситуации, сложившейся за период первого полугодия. Этот весьма стабильный рынок также испытал на себе серьезное влияние кризиса, что проявилось в слабой динамике всех его основных показателей. Хотя рост рынка в натуральном выражении и продолжился, темпы этого роста оказались очень умеренными. Причем, заметно уменьшился объем рынка в стоимостном выражении, а, следовательно, снизилась выручка участников рынка. 

 

По нашим расчетам, в натуральном выражении объем продаж за первое полугодие составил около 129,3 млн. литров, что лишь на 1,2% больше объема продаж второго полугодия 2009 года. В то же время, в стоимостном рублевом выражении объем продаж упал на 5,2% и составил примерно 25,3 млрд. руб., а в валютном исчислении снизился на 4,5%, составив 839,8 млн. долл. За полугодие примерно на 1,8%, снизился натуральный объем продаж отечественных моторных масел, и вырос объем продаж импортных масел на 3,5%, а  рыночная доля импорта достигла 57% (табл.1).

Структура и емкость рынка автомобильного масла

Среди характерных изменений, обнаруженных в процессе мониторинга товарного предложения на рынке г.Москвы, стоит отметить следующие:

- произошла смена лидера в предложении минеральных типов масел. За прошедшие полгода  отечественные брэнды ТНК и ЛУКОЙЛ вышли на первые позиции, оттеснив ранее лидировавший брэнд SHELL (рис.1);

Бренды и марки московского розничного рынка минеральных автомасел

 

- в предложении полусинтетических масел ранее лидировавший брэнд LIQUI MOLY «откатился» на четвертое место, уступив первую позицию брэнду MANNOL. При этом отечественные брэнды ЛУКОЙЛ и ТНК также улучшили свои позиции, заняв второе и третье места соответственно (рис.2);

 Бренды и марки полусинтетических автомасел московского розничного рынка

 

 

- в предложении синтетических масел брэнд CASTROL заметно «обошел» своего прямого конкурента - брэнд MOBIL и вышел в явные лидеры (рис.3);

- произошло массовое снижение розничных цен зарубежных брэндов на величину 2-5%. Среди ведущих отечественных брэндов преобладал рост розничных цен от 3% до 5%.

Взаимное сравнение ценовых рядов первых полугодий 2009 и 2010 годов показало, что присутствует четкая закономерность, проявляющаяся в общем снижении розничных цен 2010 года по сравнению с ценами 2009 года практически по всем зарубежным брэндам (рис.4-6). В то же время, ценовая динамика ведущих отечественных брэндов на московском рынке выглядит совершенно иной: цены ЛУКОЙЛ, ТНК, РОСНЕФТЬ исключительно возрастают.

 Средние цены и бренды минеральных автомасел в Москве (канистра 4 л)

Средние цены и бренды полусинтетических автомасел в Москве (канистра 4 л)

Средние цены и бренды синтетических автомасел в Москве (канистра 4 л)

 

Обзор региональных розничных цен на конкретные марки и сорта масел в городах Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске также показал их заметное снижение  в течение прошедшего первого полугодия. Причем, на региональных рынках снижение цен касалось не только зарубежных брэндов, но и ведущих отечественных, что характерно видно на примерах наиболее востребованных наименований масел (рис.7-10).

Средние розничные цены автомасла Shell Hilux Plus 10W40

Средние региональные розничные цены автомобильного масла ZIC A+ 10W40

Средние региональные розничные цены автомобильного масла Лукойл Супер 10W40

Средние региональные розничные цены автомобильного масла ТНК

Несмотря на кризисные последствия, общая структура рынка за прошедшее полугодие не претерпела существенных изменений. Однако объемы продаж и, соответственно, доли рынка отдельных участников изменились, причем не только в сторону увеличения, но и сторону уменьшения.

Отечественные производители в первом полугодии 2010 года в целом продали на российском рынке около 43% моторных масел в натуральном выражении, потеряв по сравнению с предыдущим полугодием примерно 1,8% рынка. Среди отечественных марок и брэндов ведущими, как и раньше, остались три компании: ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и DELFIN GROUP (рис. 11). Кроме них, мы также выделили в структуре рынка примерную долю компании РОСНЕФТЬ, учитывая ее весомое положение на российских рынках нефтяных топлив и масел. Безусловно, стоит отметить и очень высокую маркетинговую активность компании ГАЗПРОМНЕФТЬ, начавшую продвижение собственных моторных масел под брэндом G-Energy. Однако, определить примерную долю масел  G-Energy пока затруднительно из-за отсутствия каких-либо данных об их продажах.

Лидером рынка по объему продаж в натуральном исчислении, без всяких сомнений, осталась российская компания ЛУКОЙЛ, доля которой составила около 27%. В то же время, по нашей оценке, все ведущие российские компании в прошедшем полугодии понесли некоторые потери в продажах. В натуральном выражении эти потери, скорее всего, не превышают 2-3% по сравнению с предыдущим полугодием, однако они серьезно сбивают темпы роста компаний, наблюдавшиеся до кризиса, заставляя экономить ресурсы и тормозить планы развития.

Зарубежные производители и дистрибьюторы в первом полугодии 2010 года суммарно увеличили объем продаж на 3,5% и достигли 57% натурального объема рынка. Концерн EXXONMOBIL сохранил свое лидерство, и при этом незначительно увеличил объем продаж. Суммарная рыночная доля брэндов MOBIL и ESSO в натуральном выражении осталась примерно прежней - 16,9% (против 16,8% - в предыдущем полугодии). Стоит подчеркнуть, что за полугодовой период почти все ведущие зарубежные брэнды увеличили объемы своих продаж. Если для наиболее весомых «игроков», таких как CASTROL и SHELL, этот рост составил 2-3%, то для менее заметных он оказался весьма существенным. Например, рост продаж ВР достиг примерно 11-12%, а SK-Energy – 7-8%. В структуре сектора импортных масел мы в этот раз дополнительно выделили примерную долю французского концерна TOTAL, который достаточно динамично становится заметным участником рынка. Объемы продаж его брэндов «Elf» и   «Total» стали существенно расти благодаря динамичному росту российских парков автомобильных марок Renault, Nissan и Peugeot, для которых TOTAL является официальным поставщиком масел.

Наиболее высокий темп роста продаж показал сектор автопроизводителей – 22-23%. Это объясняется, в первую очередь, тем, что значительная часть автопроизводителей в посткризисный период начала проводить жесткую политику управления своими дилерскими сетями, контролируя, в том числе, процесс использования оригинальных масел в гарантийный и постгарантийный период обслуживания автомобилей.

При оценке структуры рынка в стоимостном выражении оказалось, что объемы выручки лидирующих на рынке брэндов заметно сократились (рис.12). Абсолютный лидер - концерн EXXONMOBIL занял 22,8% рынка и заработал около 5,8 млрд.рублей, в то время как полгода назад, эти показатели составляли  24,1% и 6,4 млрд. рублей соответственно. Наш отечественный лидер ЛУКОЙЛ охватил 16,3% и заработал 4,1 млрд.рублей (против 16,6% и 4,4 млрд.). Почти все ведущие отечественные и зарубежные компании и брэнды понесли заметные потери выручки. Исключение, по нашим выводам, составили лишь брэнды ВР и LIQUI MOLY, которые смогли завершить полугодие с ростом выручки в 2% и 8% соответственно. Самой успешной на рынке оказалась группа автопроизводителей, которые, по нашей оценке, смогли через свои дилерские сети заработать примерно на 20% больше, чем во втором полугодии 2009 года.

Структура

Структура рынка моторных масел в стоимостном выражении

Все без исключения ведущие зарубежные брэнды в прошедшем полугодии заметно снизили уровни своих оптовых цен (табл.2). Наибольшее снижение продемонстрировали MOBIL – 6,5%, CASTROL – 6,7% и LIQUI MOLY – 7,2%. Стоит напомнить, что в предыдущем полугодии 2009 года почти все дистрибьюторы и оптовые компании хотя бы незначительно, но повышали свои оптовые цены. Самый высокий рост оптовых цен тогда показал  брэнд LIQUI MOLY – 6%, а средний уровень брэнды: SHELL, SK-Energy, ВР, EXXONMOBIL.

Отечественные производители, в отличие от своих зарубежных конкурентов, дружно повысили свои оптовые цены, в среднем от 3% до 5,5%. Безусловным лидером роста оптовых цен стала компания ТНК-ВР – рост до 18,9%.

Анализ торговых наценок для группы наиболее популярных масел показал, что за прошедший полугодовой период произошло некоторое «выравнивание» уровней средних наценок по брэндам. Если полгода назад мы отмечали, что по некоторым брэндам произошло снижение наценок, как, например, на масла LIQUI MOLY - с 25% до 18%, на масла MOBIL – с 30% до 25% и т.д. , то сейчас эти брэнды «подтянулись» на уровень - не ниже 25-27%.

Напротив, средние  наценки на некоторые отечественные масла значительно снизились, поскольку в предыдущий период они очень резко возросли и достигали значений 43-50%. Также логично, что лидеры роста оптовых цен в результате оказались с минимальной маржой: ТНК-ВР – в среднем 25%, DELFIN GROUP - 24%.

 Средний рост оптовых цен на моторные масла

Если во втором полугодии 2009 года преобладала общая тенденция на умеренное повышение розничных цен на 1-2%, то в первом полугодии 2010 года все зарубежные компании фронтально провели снижение розничных цен (табл. 3).  Лидером снижения цен выступила корейская компания SK-Energy, снизившая цены на масла ZIC  среднем на 8%. Из ведущих отечественных производителей лишь DELFIN GROUP пошла на серьезное снижение цен – до 11%, а остальные наоборот повысили розничные цены на 3-5%.

Средний рост розничных цен на моторные масла

Наиболее заметными и существенными тенденциями, выявленными в ходе мониторинга, оказались следующие:

1. В первом полугодии 2010 года продолжился очень умеренный рост российского рынка моторных масел для легковых автомобилей, составивший в натуральном выражении около 1,2%. В то же время, последствия кризиса привели к заметному снижению объема рынка в стоимостном выражении. Во-первых, это произошло из-за определенного перераспределения спроса в сторону более дешевых марок и сортов масел, а во-вторых, подавляющая часть участников рынка снизили цены на наиболее востребованные наименования масел.

2. Тенденция постепенного роста доли импортных масел в общей структуре рынка в первом полугодии 2010 года сохранилась, однако ее темп заметно снизился   и составил около 2% за полугодие. Таким образом, доля импортных масел достигла примерно 57% в общем объеме.

3. В условиях снижения покупательской активности все ведущие зарубежные производители и дистрибьюторы заметно снизили как розничные цены, так и оптовые цены. Ценовая политика отечественных производителей оказалась противоположной: они повысили и оптовые и розничные цены.

4. Продолжается активная деятельность ведущих зарубежных производителей и дистрибьюторов масел по продвижению продукции через дилерские сети автопроизводителей и независимые автосервисные предприятия. Основу этой деятельности составляют долгосрочные соглашения с дилерскими сетями и контракты с независимыми автосервисами, позволяющие осуществлять регулярные поставки моторных масел для гарантийного и постгарантийного обслуживания автомобилей.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >