+79139857900

Мусорные проблемы больших городов

10 февраля 2010 в 10:04
Рынок уборки мусора в крупных городах Сибири пусть медленно, но все же переходит на коммерческие рельсы. Все больше частных компаний начинают предлагать свои услуги по вывозу мусора, уборке внутриквартальных территорий, а также подведомственных площадей. Таким образом, можно говорить о том, что мы с вами наблюдаем становление нового сегмента рынка услуг. Мы решили поинтересоваться у продавцов коммунально-уборочной техники, насколько активны сегодня частные лица на рынке, проявляют ли они интерес к новой технике и какие требования они предъявляют к оборудованию. 


  эксперты статьи   

• Николай Власов, директор Курганского завода дорожных машин 
• Анна Мацесина, специалист отдела продаж компании «Техномаш» 
• Станислав Сухаржевский, директор компании «Коминвест-Сибирь» 

Комплекс услуг по уборке мусора состоит из двух самостоятельных сегментов: вывоз и утилизация твердых бытовых отходов и очистка от мелкого мусора улиц, тротуаров и прочих территорий. Впрочем, подрядчикам, нацеленным на заключение выгодных контрактов, не стоит ориентироваться только на один из сегментов рынка. Управляющие компании предпочитают иметь одного исполнителя для всего комплекса уборочных работ, соответственно, в парке компании, работающей на данном рынке, должны быть как мусоровозы, так и универсальные уборочные машины. Впрочем, по мнению продавцов этой техники, пока коммерческие компании практически не проявляют активности на рынке. 

Вывоз ТБО

[«Транспортировка и утилизация твердых бытовых отходов сегодня не настолько прибыльный бизнес, чтобы в нем активно работали коммерческие компании. Жилой фонд обслуживается преимущественно монополистами рынка, то есть муниципальными спецавтохозяйствами. Именно они и являются основными покупателями мусоровозов, – поясняет директор компании «Коминвест-Сибирь» Станислав Сухаржевский, – Тарифы на вывоз мусора для населения, которые утверждаются муниципальными советами, сегодня очень низкие. Заработать на этом рынке довольно сложно. Частные компании по вывозу ТБО, как правило, используют технику либо подержанную, либо списанную ». ] 

Основными клиентами частных компаний, специализирующихся на вывозе ТБО, сегодня являются владельцы промышленных, торговых и логистических предприятий. Обслуживание жилого фонда не представляет особой коммерческой выгоды. Кроме того, значительное количество частных компаний предлагает свои услуги по вывозу крупногабаритных отходов, в частности строительного мусора. Однако предоставление таких услуг не требует специализированной техники.  Компании достаточно иметь самосвал и лицензию на сбор и транспортировку от-ходов. Официальный дилер Мценского завода «Коммаш» в Новосибирске компания «Техномаш» также не отмечает суще-ственного увеличения спроса на технику для транспортировки твердых бытовых отходов. Если же судить по той информа-ции, которую запрашивают клиенты у про-давцов, то основными критериями при выборе техники является цена (чем ниже, тем лучше) и срок поставки.

[«Учитывая крайне нестабильное финансирование, технику заказывают в самый последний момент и рассчитывают на максимально быстрое выполнение заказа. Далеко не все производители готовы очень оперативно реагировать на заявки из регионов. К счастью, Мценский завод «Коммаш», продукцию которого мы представляем в Сибири, поставляет технику достаточно оперативно», – комментирует специалист отдела продаж компании «Техномаш» Анна Мацесина]

Надежность превыше всего 

Вызывает удивление тот факт, что си-бирские компании, работающие в этом сегменте рынка, очень мало внимания уделяют критерию надежности техники. Это говорит о пока еще небольшом опыте частных фирм в данной сфере. К примеру, московские транспортировщики мусора уже не рискуют покупать мусоровозы со-мнительного качества, а также сильно подержанные машины. Дело в том, что требования к надежности шасси в дан-ном сегменте бизнеса довольно высоки, поскольку мусоровоз, не вышедший на линию, – уже ЧП, которое может стоить компании контракта. Не менее серьезную проблему представляет и сломавшаяся машина с заполненным до отказа мусор-ным отсеком. Технику с таким грузом ни один автосервис на ремонт не примет. Не случайно столичные компании по вывозу мусора в последнее время так активно пе-реоснащали свой парк, постепенно выво-дя из эксплуатации технику на базе старых ЗИЛов и ГАЗов, и переходили на более со-временные мусоровозы на шасси КАМАЗ, МАЗ и машины импортного производства. Впрочем, эта тенденция была вызвана еще и тем, что условия работы мусоровозов в последнее время сильно изменились. Экс-плуатация машин с небольшим объемом кузова в больших городах стала неэффек-тивной. Транспортные проблемы, высокая стоимость топлива и увеличившиеся рас-стояния от мест сбора мусора до захоро-нений бытовых отходов привели к тому, что вырос спрос на мусоровозы с объемом кузовов 18–22 м3 (для машин с боковой за-грузкой). В настоящее время ведущие про-изводители коммунальной техники (Арза-масский «Коммаш», Мценский «Коммаш», Ряжский авторемонтный завод) произво-дят такие надстройки как на отечествен-ном, так и на импортном шасси. Однако следует учитывать, что желающим полу-чить машину на импортном шасси, скорее всего, придется несколько месяцев ожи-дать, а вот мусоровоз на российском шас-си будет поставлен в кратчайшие сроки. К тому же, если говорить о качестве таких шасси, как КАМАЗ и МАЗ, то каких-либо серьезных нареканий к ним нет. Во всяком случае, три–четыре года беспроблемной эксплуатации, при условии соблюдения ТО, вам гарантированы.

Что касается типа кузова, безусловно, наиболее востребованным в наших го-родах остаются мусоровозы с боковой загрузкой, поскольку технология уборки мусора в большинстве городов Сибири подразумевает работу со стандартными мусорными контейнерами вместимостью 0,75 м3, а импортные мусоровозы рас-считаны на работу с контейнерами ев-ропейского стандарта. Естественно, ни одна управляющая компания не готова сегодня к замене контейнерного парка. В то же время нельзя не признать, что са-мый распространенный на сегодняшний день способ сбора мусора в России об-ладает целым рядом недостатков: контей-неры являются постоянным источником загрязнений, зимой к ним примерзают остатки отходов, летом они загнивают. Вокруг площадок с контейнерами по-стоянно скапливаются горы мусора. В экономически развитых странах мира широко распространена система подзем-ного сбора мусора. Для этого используют-ся заглубляемые контейнеры емкостью 3–5 м3, которые на 2/3 находятся под зем-лей. Контейнеры имеют вертикальную форму, лучше уплотняются и не так бы-стро начинают разлагаться. Такую схему сбора отходов в России сегодня продви-гает компания «Коминвест-АКМТ». Спе-циально для новых контейнеров компа-ния поставляет серию мусоровозов раз-личной емкости – от небольших моделей, конструкция которых позволяет перегру-жать мусор в большие мусоровозы, до по-луприцепных моделей емкостью до 45 м3. 

Однако эта технология на региональном рынке пока продвигается не так быстро, как хотелось бы.

Без шума и пыли 

Уборка внутриквартальных территорий в большинстве случаев не требует от управ-ляющих компаний большой технической вооруженности. Как уже было отмечено, большой негабаритный мусор у нас при-нято убирать вручную с использованием грузчиков и самосвалов. Что же касается уборки снега, то для этих целей чаше всего используют ставшими уже традиционными мини-погрузчики с бортовым поворотом в комплекте с ковшом, боковым отвалом и щеточной навеской. Данная техника уже давно доказала свою эффективность, но даже эти компактные машины есть на воо-ружении далеко не каждой компании.

[«По нашему опыту работы с частными управляющими компаниями могу сказать, что как правило, они используют арендованную технику для уборки территорий. Собственной техники у управляющих компаний очень мало», – отмечает Анна Маце-сина. На рынке аренды спецтехники сегодня переизбыток предложений

– соответственно, и цена на аренду техники довольно демократична. ]

На рынке аренды спецтехники сегодня пере-избыток предложений – соответственно, и цена на аренду техники довольно демократична.

Отдельно следует затронуть тему уборки мелкого мусора и пыли на от-крытых площадях. В настоящее время эти задачи весьма успешно решаются с помощью вакуумно-подметальных ма-шин. Единственным барьером на пути продвижения этой технологии на рынок было отсутствие доступной отечествен-ной техники. Вакуумные машины долгое время поставлялись только из заграницы и были недоступными широкому кругу подрядчиков. Не так давно вакуумно-подметальное оборудование было осво-ено Курганским заводом дорожных машин. Самое интересное, что в ассорти-менте курганских машиностроителей, на-ряду с большими дорожными вакуумны-ми машинами (КО-318А), есть компактные и очень мобильные установки, которые идеально подойдут для уборки мелкого мусора на тротуарах, во внутрикварталь-ных проездах и на узких улицах. 

[«Для выполнения работ среднего объема компания предлагает модель М-26 «Шмель» на немецком шасси «Мультикар». Несмотря на использование дорогого немецкого шасси, уборочная машина получается намного доступнее импортных аналогов, – рассказывает директор предприятия Николай Власов. – Для работы на малых территориях компания рекомендует использовать навесное оборудование МК-08. Эта модель предназначена для механизированной уборки дворов, тротуаров, производственных помещений от мусора и пыли. Комплект оборудования состоит из двух щеток, бункера-циклона, системы воздуховодов и системы орошения. Навеска может агрегатироваться с уже упоминавшимися выше минипогрузчиками. Собранный мусор можно выгружать прямо в самосвал или другой контейнер». ]

По словам директора Курганского завода дорожных машин, импортные вакуумно-подметальные машины стоят почти в два раза дороже, чем курганское оборудование. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >