На рынке труда тревожное ожидание кризиса. Теперь ситуация напоминает тяжелый механизм, застывший в неуверенном равновесии, но готовый вот-вот начать движение в любую из сторон — в зависимости от того, что будет происходить вокруг.
Динамика зарплат в автобизнесе в 2011 году не была постоянной, меняясь в зависимости и от времени года, и от региона к региону. В целом первая половина года оказалась позитивной, зарплаты росли, но летом темпы замедлились, и к четвертому кварталу можно было уже констатировать стагнацию.
Людмила Прокофьева, директор по персоналу «Фаворит Моторс» (Москва):
— Темпы роста заработных плат в первом полугодии составляли 0,3–0,9% в месяц, во втором подъем существенно замедлился, а к концу года полностью остановился.
Схожую ситуацию показали и статистические выкладки, приведенные компанией HeadHunter. Так, по ключевым производительным позициям дилеров — автослесаря (таблица 4), мастера-приемщика (таблица 6), продавца автомобилей (таблица 7) в большинстве регионов после некоторого подъема в первой половине года наблюдается спад в четвертом квартале. Любопытным трендом становится рост в это же время заработной платы у топ-менеджеров (таблицы 5 и 8). Не исключено, что обе эти тенденции в комплексе указывают на ожидание кризиса, в последнее время дающее о себе знать в автобизнесе. Компании начинают постепенно экономить на линейном персонале, однако надеются, что им удастся найти гениального менеджера, который сможет не допустить кризиса внутри фирмы.
Татьяна Григорьева, генеральный директор КА «Автокадр»:
— От ведущих дилеров нам приходят заказы — найти руководителей, которые смогут совершить подвиг и толкнуть на подвиг других. Опять же, регионы заказывают директоров из столиц, с более высоким уровнем квалификации. Компании ожидают на рынке осложнений и ищут людей более эффективных. Поэтому на первые места при кадровом отборе выходят личные качества соискателей на ведущие позиции.
При этом, если сравнивать показатели по уровню зарплат в 2010 и 2011 годах, фактически по всем позициям в большинстве регионов страны средние зарплаты выросли.
Иван Тютюнджи, PR-менеджер HeadHunter:
— По позиции «автослесарь» в 2011 году зарплаты во многих регионах подросли: в Москве — на 9 %, в Санкт-Петербурге — на 16 %, в Нижнем Новгороде — на 23 %. В отдельных регионах, правда, динамика была отрицательной — например, в Ростове-на-Дону средний уровень зарплат автослесарей упал на четверть. Схожая ситуация наблюдается и по остальным специальностям. Заработки мастеров-приемщиков возросли в большинстве крупных городов в среднем на 9–13 % в зависимости от региона, продавцы автомобилей в Москве стали получать на 9 % больше, а в Казани их доходы увеличились более чем на треть.
При этом практически по всем основным производительным и руководящим позициям наблюдался дефицит кадров (таблица 10). Показатели индекса HH — коэффициента, характеризующего соотношение поданных резюме по данной должности к количеству вакансий, — оказываются значительно ниже среднерыночных. То есть компании ощущали дефицит кадров. Ситуация подстегивается активным расширением дилерских сетей.
Татьяна Григорьева:
— Все импортеры сейчас заявляют о развитии дилерской сети. Увеличение количества дилеров означает создание новых рабочих мест. Расширение сетей в первую очередь затрагивает города-миллионники и «пятисоттысячники». В них постоянно растет — и скорее всего, будет расти и дальше — дефицит квалифицированного персонала. Если в городе открывается по два-три центра в год, в каждый из которых требуется как минимум 50–60 человек (в крупных городах количество персонала в некоторых центрах достигает 120 сотрудников), в городе возникает острая нехватка кадров. Причем если найти операторов сервис-бюро — не самая большая проблема, в крайнем случае их можно быстро подготовить, то вот механиков и диагностов с высокой квалификацией и на рынке найти непросто, и быстро не обучишь. В итоге дилеры начинают переманивать этих специалистов друг у друга. Переманивают целыми сменами. Открывается дилер в каком-нибудь городе — и пускает «бегунков» по всем действующим центрам: обещать механикам на новом месте золотые горы. Прельщают новым оборудованием и хорошими зарплатами. Соответственно, именно доходы механиков и других сервисных специалистов растут быстрее всего.
Ощущалась нехватка не только рабочего, но и высококвалифицированного руководящего персонала.
Татьяна Григорьева:
— Есть потребности в генеральных директорах и технических директорах. Все крупные холдинги в 2012 году планируют открытия. А раз так — от них сразу идут вакансии топ-менеджеров. Сначала эти должности предлагаются внутреннему резерву компаний, но и на внешний рынок также отправляется запрос с тем, чтобы присутствовала конкуренция собственным выдвиженцам.
В условиях нехватки кадров усиливается значение фактора подготовки собственных специалистов.
Людмила Прокофьева:
— Мы выставляем минимальную планку по опыту работы кандидата и берем людей, заранее осознавая, что будем вкладывать ресурсы в их обучение. Под каждую должность разработана система развития и профессионального роста.
Озабочены подготовкой персонала и сами дистрибьюторы.
Татьяна Григорьева:
— Например, KIA все больше внимания уделяет обучению. Так, президент российского отделения компании объявил дилерам о премии, получение которой во многом зависит от аттестации персонала. Изменились сами программы — обучение начинается с азов, «с закона Ома». А для того, чтобы повысить охват персонала, многие импортеры нацелились на веб-обучение. У механиков KIA теперь все ступени — вплоть до сдачи экзаменов и аттестации — проходят через Интернет.
Нехватка персонала отразилась и в политике импортеров на удержание сотрудников в рамках своей сети. Так, в KIA создают номерные сертификаты и базы людей, работающих у их дилеров, — чтобы, если человек уйдет из одного предприятия, он все равно оставался внутри сети марки.
При этом система мотивации становится все более разнообразной. Общий тренд — сдельная оплата по всем позициям, рассчитываемая с учетом не только количественных показателей, но и широкого спектра KPI.
Людмила Прокофьева:
— В нашей компании оплата труда направлена на повышение активности сотрудников, эффективности их деятельности. Для рабочих специальностей предусмотрена сдельная система оплаты труда. Для руководителей и служащих — окладно-повременная. Она предусматривает базовую ставку, доплаты, надбавки и KPI.
Исподволь нараставшее с конца года в автобизнес-сообществе тревожное ощущение предстоящего кризиса пока не вызвало массового стремления дилеров начать оптимизировать расходы за счет персонала.
Татьяна Григорьева:
— Сейчас еще никаких сокращений в автобизнесе нет. В мире из многих регионов приходят сообщения об увольнениях на заводах и в крупных компаниях. Но нас пока это поветрие еще не коснулось. Если где-то и происходят какие-то сокращения и снижения зарплат, то они, скорее, связаны с внутрикорпоративными процессами, а не с глобальными.
Однако будущее остается неясным.
Татьяна Григорьева:
— Все говорят, что ситуация портится. В декабре падение почувствовали многие. И не исключено, что в дальнейшем все может существенно измениться. Многое зависит от международной конъюнктуры. Пока страны борются за удержание еврозоны. Но насколько их меры окажутся эффективными — сказать трудно. Банки уже сейчас подняли ставки по кредитам. Значит, доля кредитов уменьшается. Будущее зависит не от российской экономики, а именно от мировой.
Людмила Прокофьева:
— В течение первого квартала ситуация на рынке труда останется более или менее стабильной: число вакансий и резюме будет незначительно расти, возможно сезонное снижение в начале года на фоне новогодних праздников. Но, безусловно, рынок труда невозможно рассматривать в отрыве от состояния мирового финансового рынка и трендов в сфере автобизнеса. Исходя из того, что прогнозы достаточно консервативны, считаю, что заработные платы в 2012 году будут находиться в состоянии стагнации.