+79139857900

На пороге перемен

25 сентября 2014 в 11:22

Статистические данные, полученные по итогам первого полугодия развития автомобильного рынка, свидетельствуют, что в Сибирском федеральном округе наблюдается спад. Впрочем, сравнивая полученные данные с аналогичными трех-, четырехлетней давности, осознаешь, насколько далеко продвинулся рынок в нашем регионе. Отдел аналитики группы изданий «АвтоМедиа» провел исследование на данную тему и выявил интересные закономерности. 

 

 

Сравнение - это одна из форм статистического анализа. В процессе сопоставления данных можно не только выявить обозначившиеся тренды, но и увидеть глубинные преобразования, которые происходили в рассматриваемый период. 

 

Сегодня тревога на автомобильном рынке высока как никогда. Но только трезвый анализ помогает оценить ситуацию. В первой половине года в стране продано 1 163 тыс. легковых автомобилей, что на 7,4% ниже, чем годом ранее. Австорынок подсчитал убыль в абсолютных величинах: оказалось, что автодилеры «недобрали» 93 тыс. легковушек, чтобы выйти «в ноль». Но если посмотреть на продажи за первое полугодие по годам, то картина вырисовывается не такая уж печальная. Оказывается, что в 2007 году объем продаж легковых автомобилей в первую половину года был ниже, чем в 2014-м. Тогда, в так называемые «тучные» годы, автодилеры сумели реализовать 1036 тыс. автомобилей. Как известно, за «тучным» 2007 годом, последовал предкризисный 2008 год. В первую половину 2008 года рынок бодро рос, а во вторую половину наметилось резкое охлаждение. Затем в 2009 году все испытали шок, наступил настоящий экономический кризис, знакомый нам лишь по учебникам политэкономии, со всеми изученными в студенческие годы характеристиками, чертами и трендами. Затем наступило посткризисное восстановление. Автомобильный рынок начал развиваться уже в новых условиях. Правительство в самый разгар кризиса ввело запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. Это существенно переформатировало авторынок страны. Впрочем, в первую половину 2011 года, когда начался очередной активный рост, автодилеры продали 1 161 тыс. автомобилей. Это фактически столько же, сколько продано за исследуемый период нынешнего года. Иными словами, за прошедшие три года рынок достиг пика экономического цикла и начал снижать обороты. 

 

Существенным событием, повлиявшим на развитие автомобильного рынка страны, как уже указано выше, стало введение заградительных мер против импорта подержанных иномарок. Данные меры были приняты для развития автомобильных сборочных проектов, которые ведущие автостроительные компании разворачивали на нашей территории. Они в целом оказали благотворное влияние на развитие автомобильного рынка. Доля иномарок, собранных на территории страны, постоянно росла, а доля импорта постоянно снижалась. Весь автомобильный олимп теперь принадлежит автомобилям, которые произведены с разной степенью локализации на территории Российской Федерации. 

 

Но в то же самое время изменялись под воздействием ряда факторов и предпочтения наших автолюбителей: росла доля кроссоверов и внедорожников, достигнув рекордного уровня в 38%. Интерес к отечественной марке Lada понемногу угасал, а вот бренды, автомобили которых представляли так называемый сегмент «народных иномарок», с каждым годом росли и удивляли рекордами продаж. Сегодня уже ребром стоит вопрос, кто из иностранных брендов может отодвинуть с лидерского пьедестала отечественную марку Lada. Если новый топ-менеджмент отечественного автогиганта сможет предложить востребованную линейку автомобилей, то еще долго отечественные автомобили будут занимать первую строку в рейтинге продаж автомобильного рынка страны. За этими главными тенденциями автомобильного рынка скрывается целый ряд менее выраженных трендов. Например, несмотря на нестабильность, дилеры премиальных марок отчитываются о росте продаж.   

 

Сибирские тренды

 

На этом фоне авторынок Сибирского федерального округа показывал такие же тренды. Пик подъема пришелся на первую половину 2012 года, когда все вместе сибирские автодилеры сумели реализовать рекордные объемы - 106,8 тысяч легковых  автомобилей. Это был исторический рекорд. Казалось, сибиряки окончательно пересели с праворульных б/у иномарок на новые автомобили. Но не все так просто. Ввоз ряда моделей из Страны восходящего солнца был перекрыт не полностью, и осталась возможность для ввоза конкурентных моделей. С другой стороны, иномарки, купленные в период тучных лет и позже, тоже стали заполнять вторичный рынок. 

 

В первую половину прошлого 2013 года сибирские автодилеры снизили продажи (90 230 автомобилей). Неутешительными оказались и итоги первой половины 2014 года: сибирские автодилеры смогли продать 77 710 легковушек, что оказалось на 13% меньше, чем годом ранее, хотя немного даже превысило результат предкризисного 2007 года. Однако учитывая, что число дилеров с тех пор выросло и на автомобильном рынке стало теснее, число марок намного увеличилось. Причем если сравнивать объем продаж по каждой марке, то окажется, что объемы реализации марок первой десятки не уменьшились по сравнению с 2011 годом. А вот показатели Lada снизились. Тут без вариантов: почитатели отечественной марки пересели на бюджетные иномарки. И сегодня падение продолжается. В первую половину прошлого года сибирские автодилеры продали 17,6 тыс. отечественных автомобилей. В первой половине 2014 года – около 12 тысяч единиц. Результат неутешителен: падение составило 32%. Ни одна марка из первой десятки самых популярных марок сибирского авторынка не показала такое глубокое падение (см. табл. 1). 


Таблица Рынок новых автомобилей в Сибири в 2014 году

 

 

Единственный бренд из первой сибирской десятки, показавший рост, – японский Nissan. Феноменальный результат – плюс 33 процента. Данный прецедент произошел в период падения интереса автолюбителей в целом. Примечательно, что в первой половине 2012 года японский бренд продал чуть более 6 000 единиц техники. Впрочем, нельзя механически сравнивать два показателя: именно появление в модельной гамме бюджетной Almera позволило Nissan избежать спада интереса сибирских автолюбителей. Продажи данной модели выросли в пять раз. 

 

Все марки, вошедшие в первую десятку самых популярных марок автомобильного рынка Сибирского федерального округа, можно разбить на две группы – показавшие небольшое падение и показавшие существенный спад. Ушедшие в «небольшой минус» три бренда – Toyota, Hyundai, Mitsubishi - имеют сильный модельный ряд, представленный как кроссоверами, так и народными иномарками. Спад, превышающий 10%, показал французский бренд Renault, его положение спас субкомпактный кроссовер Duster, который подошел к пику популярности. 


Популярные модели автомобилей в Сибири в 2014 г.

 

Бренды, испытавшие наибольший спад продаж, – Chevrolet, KIA, Volkswagen, UAZ. Дилеры этих марок в Сибири недосчитались каждого пятого-шестого автомбиля, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Падение продаж сказалось на позициях американского бренда Ford: он еще в прошлом году покинул топ-десятку. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

На покупку каких марок и моделей авто россияне не жалеют денег?

На какие модели премиум-сегмента потрачено больше всего денег 

17 апр 2021 в 14:24

Подробнее >
Photo

Нужен ли российскому автомобилисту полный привод?

Так ли часто российскому автомобилисту нужна машина с большим дорожным просветом и...

1 май 2020 в 12:37

Подробнее >
Photo

Авторынок подъемного периода

Ситуация на автомобильном рынке страны оказывает влияние на все стороны деятельности...

26 мар 2019 в 03:29

Подробнее >