+79139857900

На шинном рынке без перемен?

23 октября 2010 в 10:39
Рынок шин для грузовиков и спецтехники показывает рост и восстановление после трудного прошлого года. И хотя на нем не было столь значительного провала как на рынке спецавтотехники, поскольку он в большей степени зависим от эксплуатируемого  парка, его восстановление проходит не гладко. Сказывается ряд факторов, в том числе ограничения по транспортно-логистической составляющей бизнеса. 

эксперты статьи:
Алексей Семенов, коммерческий директор компании «Грузовые шины «АлтА» (г.Новосибирск) 
Вячеслав Наговицин, директор сервиса ООО «Промресурс» (г.Кемерово)
Илья Ракитянский, заместитель руководителя по ВЭД компании «НЕОКОМ» (г.Новосибирск) 

По некоторым импортным шинам в прошлом году был спад, но ситуация в целом стабильна, в наименьшей же степени кризис коснулся сегмента недорогих шин. Так констатируют ситуацию участники шинного рынка. Однако позитивный рост на рынке столкнулся с ситуацией дефицита шин на рынке. 

[   «В августе традиционно наступает сезон шин для прицепов, но мы столкнулись с ситуацией, когда все шины были раскуплены, даже китайского производства», - отмечает Алексей Семенов, коммерческий директор компании «Грузовые шины «АлтА» (г.Новосибирск).  ] 

Вячеслав Наговицин, директор сервиса ООО «Промресурс» (г.Кемерово) подтверждает: 

[  «С дефицитом шин на рынке мы столкнулись еще в июне. Да и сейчас он не исчез. Шины раскупаются «с колес». Дефицит сопровождается ростом цен в 3-4% ежемесячно. Особо испытываем проблемы с поставкой шинной продукции брендов «Белшина», «Нижнекамскшина» и «Омскшина». ] 

Сложившуюся ситуацию объясняет Илья Ракитянский, заместитель руководителя по ВЭД компании «НЕОКОМ» (г.Новосибирск): 

[ «Еще весной стало понятно, что будут проблемы с поставками с Бобруйского шинного завода. Это объясняется особенностями ведения плановой экономики Белоруссии. Там возникли перебои с поставкой сырья на шинные предприятия. Поставки шин для легковых машин, грузовиков и спецтехники сократились. Как следствие, поставщики шин обратились к продукции российских шинных заводов. Однако данные предприятия не смогли резко нарастить выпуск продукции. В дополнение, в июле был увеличен индекс таможенной стоимости на китайскую шинную продукцию и количество досматриваемых контейнеров, что привело к увеличению стоимости и сроков поставки. Рост цен продолжится и далее». ] 

Лояльное постоянство 

  В любое время года авторезина – постоянная статья расходов владельца грузовой и специальной техники. В кризис, когда платежеспособный спрос перевозчиков и строителей сжимается, возникает соблазн сэкономить на покупке шин. Этот период можно охарактеризовать как «момент истины» для проверки лояльности потребителя тем или иным маркам шин. Если до кризиса рынок прирастал премиальным сегментом, то сейчас отмечается его некоторая стабилизация. В премиум-сегменте грузовых шин, импортируемых в Россию, представлены четыре основные бренда: Michеlin, Bridgestone, Goodyear и Continental. В прошлом году объем импорта в Россию каждого из этих производителей сократился, но доля самого сегмента в общем объеме продаж, по отзывам представителей компаний, торгующих грузовыми шинами, не уменьшилась. С чем это связано? 

Илья Ракитянский из «НЕОКОМа» объясняет: 

[ «Предпочтительно говорить о четырех сегментах – дорогие, средние, китайские и российские шины. Что касается премиум-сегмента (дорогие шины), то его доля у нас постоянна, потому что это связано с рядом факторов. Прежде всего, безопасность перевозок. Например, перевозчики топлива: эти клиенты ни при каких обстоятельствах не перейдут на более дешевую «резину», так как это связано с безопасностью перевозок». ]

В России появился собственный производитель премиум-сегмента. В Нижнекамске будут выпускать ЦМК-шины первого эшелона или, как их еще называют, шины премиум-класса. Производство шин будет вестись по самым передовым технологиям, которые реализуются на лучших заводах ведущих шинных брендов. По масштабам, уровню и, пожалуй, вложениям – а вложено $ 500 млн – данный проект можно сравнить разве что с пуском «АвтоВАЗа» в далеком 1970 году. Иными словами, ЦМК-шины под брендом «Кама» становятся в один ряд с продукцией Bridgestone, Continental, Goodyear и Michelin. Звучит нереально, и переломить стереотип российских перевозчиков «наши шины хуже импортных» будет крайне сложно. Переход на новый тип шин остановить невозможно, как и прогресс в автостроении. ЦМК-шины превосходят комбинированные (основная продукция российских шинных заводов) по ресурсу, экономии топлива, грузоподъемности, безопасности и обеспечивают при этом увеличение скорости перевозок, а это кардинально отражается на рентабельности бизнеса автоперевозчиков. Уже более десяти лет в Россию идет поток импортной техники, которая изначально была укомплектована ЦМК-шинами. А именно такие и нужно устанавливать взамен изношенных. Одним словом, спрос на современные шины с цельнометаллическим кордом будет только расти. По оценкам некоторых экспертов, потребность в шинах только в 2010 году вырастет до одного миллиона семисот тысяч штук.

Фактором безопасности объясняет стабильность премиум-сегмента и Алексей Семенов из «АлтА»: 

[ «Несмотря на кризис, относительно большая часть перевозчиков не изменили своих предпочтений. Грузоперевозчики, которые возят груз в Европейскую часть страны, в Москву, по хорошим трассам, не видят для себя причин экспериментировать с шинами других производителей. При плече перевозок в три тысячи километров необходимо быть уверенным в безопасности». ]

Имеющийся опыт эксплуатации шин Michelin подтверждается их пробегом в 300-400 тыс. км. Те, кто связан с перевозками в восточную часть страны, где состояние дорог хуже, начали в этот период поиск альтернативы более дорогим и качественным шинам. Некоторые перевозчики, столкнувшись с дефицитом оборотных средств, временно перешли на дешевую продукцию. Часто возникала ситуация: снабженец,  лимитированный в средствах,  начинает метаться от одного производителя к другому, от одного бренда к другому, такую ситуацию вряд ли можно охарактеризовать как осознанный выбор. Сейчас в посткризисный период снова видна тенденция возврата к премиум-классу. Покупатель дорогих шин может выбирать то, что ему по карману. Именно благодаря широчайшему ассортименту не наблюдается недостатка покупателей. 

[  «Доля премиум-сегмента у нас постоянна, - оценивает ситуацию Вячеслав Наговицин, -  вне зависимости от степени экономических трудностей. Те, кто осуществляет региональные и международные перевозки, образно говоря, «по асфальту», отдают предпочтение шинам Michelin и Kormoran».  ]

Эти шины доказали свое превосходство: они имеют лучшее соотношение цена/качество. А вот в парках, которые обслуживают строителей или горнодобычу, менее привержены определенным брендам. Они оказались самыми нелояльными потребителями в кризис. Им по большому счету безразлично – какой бренд шины будет «разорван» в процессе эксплуатации.

Российско-китайское соперничество

Начиная с 2008 года, существенным событием, оказавшим влияние на состояние рынка шин, стал наплыв китайской шинной продукции, который в связи с кризисом в 2009 году стал еще заметнее. С одной стороны, это создает угрозу вытеснения продукции российского и белорусского производства китайскими аналогами, так как продукция китайских производителей ориентирована на тот же сегмент техники и находится в том же ценовом сегменте. Стоит отметить, что с учетом снижения финансового благосостояния многих компаний, эксплуатирующих спецтехнику, китайские шины пользуются все более высоким спросом. Хотя негативный настрой определенной части потребителей по отношению к качеству китайских покрышек на рынке никуда не делся. 

[«На китайскую грузовую технику востребованы, как правило, китайские же шины. Соотношение в спросе примерно следующее: 80% - китайские, 20% - отечественные шины, – говорит Алексей Семенов. – При этом китайская продукция неоднородна по качеству, стоимости. Среди всей гаммы поставляемых в Россию шин из Поднебесной в первом приближении ее можно подразделить на следующие группы. Бренд Triangle – среднего ценового уровня и лучший среди китайских в соотношении цена/качество. В китайский «премиум», можно записать бренд Doble Сoin.   ] 

Иными словами, разобраться во всем многообразии продукции шин из Поднебесной должны помочь поставщики этой продукции. А потребителю еще надо привыкать к этой незнакомой продукции, пробовать, нарабатывать опыт ее эксплуатации. Обращает на себя внимание и тот факт, что на китайской технике перевозчиками и эксплуатирующими организациями часто устанавливаются уже хорошо зарекомендовавшие себя отечественные шины – КАМА-701 (Нижнекамский ШЗ), ИД-304 (Белшина) и др. 

Как отмечают участники рынка, в Кемерово, Новокузнецке шины на рынке для спецтехники уже превалируют китайские. На новосибирском рынке в силу того, что сильны позиции поставщиков, которые долгое время работают на рынке и которые, соответственно, сформировали спрос, – соотношение обратное. 

Вячеслав Наговицин утверждает: 

[ «На отечественную спецтехнику в Кузбассе, как правило, ставят отечественные шины, а вот на китайскую – китайские. Основное их преимущество – низкая цена и большой выбор типоразмеров. К тому же, если отечественные производители ограничиваются производством диагональных шин, китайские заводы освоили выпуск радиальных».  ]

Отечественная продукция в нижнем ценовом сегменте все же остается сильным конкурентом в рыночном соперничестве с китайской продукцией. Российские производители также извлекли определенную пользу из кризиса, повысив объемы продаж. 

Серьезные транспортные и строительные фирмы, которые считают деньги, выбирают продукцию «Белшины», «Нижнекамскшины». Такое же мнение бытует в среде автобусных перевозчиков, владельцев коммерческой и специальной техники. Другой сильный бренд на рынке  — отечественный производитель ЦМК-шин Ярославский шинный завод (ЯШЗ)  — изготовил первые товарные ЦМК-шины для коммерческой техники еще в 1990 году (!). А накопленный ярославскими шинниками опыт позволил спустя шестнадцать лет запустить в серийное производство новое поколение ЦМК-шин под брендом «TyRex ALL STEEL». Находит спрос и  продукция сибирских шинных заводов. 

Алексей Семенов отмечает: 

[«У продукции Алтайского и Омского шинных заводов на новосибирском рынке есть еще одно преимущество – транспортная логистика. При существующей определенной нехватке шин – срок поставок китайских шин обычно занимает от месяца и более, тогда как завезти шины из соседнего региона – дело нескольких дней». ]

Второй эшелон, или кое-что о среднем классе

Аналитики шинного рынка утверждают, что в ближайшей перспективе  сохранится хорошая динамика продаж шин низкого ценового сегмента и в догоняющем темпе возрастут продажи шин из премиального сегмента, а средний сегмент, как и средний класс в период кризиса, будет пока находиться чуть-чуть позади. 

[  «В нашем ассортименте присутствуют шины корейских производителей: Hankook, Kumho, - отмечает качество корейских шин Алексей Семенов. - Технические характеристики этой продукции высокие, приближающиеся даже по некоторым параметрам к премиум-классу. Но слабое место - логистика. Поставки партий шин приходится ждать. Наши потребители высоко оценили свойства – показатели пробега сопоставимы с лучшими образцами западной продукции. Но не факт, что завтра они будут в продаже». ]

Вячеслав Наговицин подтверждает: 

[ «Корейские шины присутствуют на рынке, ряд перевозчиков их использует, но в основном на междугородних перевозках, т.к. большее количество данных шин на нашем рынке легкогрузовые. Но их распространению мешает плохая логистика. Корейские шины пока хорошо известны в Кузбассе, но их тоже мало». ]
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >