«Логистические центры Сибири» - так называлась II региональная конференция, прошедшая 1 декабря 2009 года в рамках выставки «Логистика Сибири» («ITE Сибирская ярмарка»). Дискуссии, развернувшиеся на конференции, показали всю неоднозначность оценок развития Новосибирска в качестве транспортно-логистического центра Сибирского региона.
Первым прозвучал доклад Сергея Максимова, заместителя начальника управления развития транспортным комплексом Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Новосибирской области. Именно его выступление и положило начало дискуссии.
Сергей Максимов рассказал о транспортном комплексе НСО: его перспективах развития, роли логистики для транспортной отрасли региона. 2009 год был непростым для транспортной отрасли региона: существенно упали объемы перевозок в первой половине года. К концу года объемы перевозок стали возрастать и в сентябре-октябре приблизились к показателям 2008 года, стала происходить некая стабилизация.
По мнению Сергея Максимова, в настоящее время НСО реализует себя как крупнейший транспортно-логистический узел Западной Сибири. Новосибирск находится в центре территории, имеющей сравнительно с другими зауральскими регионами, высокую плотность населения, где на площади 600-650 кв. км. проживает 12 – 14 млн. человек.
[ «Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом зависит от транспортной инфраструктуры области», - напомнил Максимов. ]
Однако есть и проблемы – прежде всего, недостаточно развитая автодорожная и железнодорожная инфраструктура в зонах активного экономического развития промышленного производства и логистики. Для этого необходимы комплексы, позволяющие концентрировать новые промышленные и логистические мощности. Что в свою очередь позволит разгрузить улично-дорожную сеть и активизировать транспортную инфраструктуру. Приобретает значение и развитие автодорог в зоне новосибирского транспортного узла, в том числе и дорог, связывающих его с соседними регионами. Нужна коренная модернизация автодорожной сети – НСО отстает от соседних областей по плотности дорог с твердым покрытием.
Требует развития и железнодорожная инфраструктура. Станции и склады, находящиеся в центральной части города и пригороде исчерпали резервы своего развития. По мнению Сергея Максимова, «Транссиб» развивается как скоростная грузопассажирская магистраль. Это увеличит значение области, как транзитной территории, а также приведет к еще большей активизации по созданию в зоне Новосибирска терминалов по переработке крупнотоннажных контейнеров».
Следующим докладчиком был Сергей Дъячков, управляющий DSO Consulting. В своем выступлении, посвященном современному состоянию и перспективам развития рынков складской и торговой недвижимости в Новосибирске, он усомнился в необходимости серьезных инвестиций в строительство крупных логистическиех парков, особенно класса А.
[«Если нынешнюю депрессию представить в форме буквы L, то сейчас мы находимся как раз в нижней ее планке», - считает Дъячков. ]
Он не исключает, что новая депрессия продлится еще несколько лет. Причем, еще накануне кризиса были моменты, показывающие перенасыщение рынка. В качестве примера Сергей Дъячков привел рынок Торговых Центров, которыми быстро насытились такие города как Казань, Екатеринбург и Новосибирск.
Сергей Дъячков уверен, что рынок складов Новосибирска также близок к насыщению.
[«Новосибирск, как крупный логистический центр, где очень много складов класса А – это иллюзия, я убежден в этом», - говорит Дъячков. ]
Также он выразил сомнение в том, что строящиеся сейчас крупные склады класса А будут востребованы в полной мере. По данным эксперта, сейчас ставки аренды значительно упали, в классе А - на 40-50 %.
[«Время спекулятивных рынков и быстрых подъемов объектов недвижимости завершилось в 2008 году, - делает вывод Дъячков. – На рынках торговых и складских площадей всех мегаполисов России настала эпоха тяжелой конкурентной борьбы». ]
Но есть ли свет в конце складского туннеля? Есть!
[«Количество логистических комплексов в Новосибирске должно быть переориентировано на потребности промышленных предприятий, - считает Дъячков. – Причем, я полагаю, предприятий мирового и российского масштаба». ]
В свою очередь Сергей Максимов согласился с тем, что вновь вводимые складские объекты будут востребованы на рынке именно с точки зрения обслуживания промышленных предприятий, потому что только развитие промышленности и может привести в перспективе к увеличению грузооборота.