+79139857900

Обзор и анализ рынка тормозных дисков

31 октября 2018 в 16:40

Рынок автомобильных запчастей весьма сложный и динамично развивающийся сегмент автомобильного бизнеса. Его характеристикой является высокая финансовая емкость, которая оценивается специалистами в гигантскую сумму - более чем 1,2 трлн руб. Впрочем, нечасто встретишь в деловой прессе детальные исследования этого потенциально привлекательного сегмента автобизнеса. В данном материале аналитический отдел коммуникационного медиа-агентства «Автобизнес» делает первую попытку не только скрупулезно проанализировать конкретный сегмент рынка автозапчастей. Нами сделана попытка вычислить финансовую емкость регионального авторынка.  

 disk6

 

Тормозные диски с полным правом можно отнести в категорию «расходных» деталей. В отличие от тормозных колодок и фильтров, тормозные диски меняют гораздо реже, в прямой зависимости от износа, который напрямую зависит от стиля вождения конкретного владельца автомобиля.

Большинство современных моделей легковых автомобилей и кроссоверов с дисковыми тормозными системами оборудованы вентилируемыми дисками. Старые типы невентилируемых дисков до сих пор встречаются на ряде моделей, преимущественно на старых и возрастных машинах. Как правило, невентилируемые тормозные диски встречаются на задней оси некоторых моделей среднего класса, недорогих малолитражных отечественных моделей и даже кроссоверов.

В чем состоит принципиальное отличие вентилируемого тормозного диска от невентилируемого? Вентилируемый диск, конструктивно состоит из двух дисков между которыми имеется свободная полость. Диски скреплены между собой специальными шпильками. А наличие между ними свободного пространства позволяет таким дискам эффективно охлаждаться при торможении. Меньше нагревается тормозной диск, меньше нагрев тормозных колодок, в результате чего обеспечивается более высокое качество торможения, особенно при экстренных случаях. В свою очередь, обычные тормозные  диски в такой экстремальной ситуации могут сильно нагреваться, в результате чего может произойти перегрев тормозной жидкости. Она закипает, и пузырьки газа которые скапливаются внутри тормозной системы, могут стать причиной провала педали тормоза. То есть непосредственным образом повлиять на безопасность движения.             

Важен также вопрос ресурса тормозного диска. Он зависит от нескольких факторов. Во-первых, толщина тормозного диска. Если при использовании цельнометаллической конструкции тормозные колодки прилегают с двух сторон к одному тормозному диску с двумя рабочими поверхностями, то у вентилируемой конструкции тормозные колодки прилегают условно к двум дискам, которые соединены ребрами. Второй немаловажный фактор, влияющий на ресурс: вентилируемые диски из-за особенности конструкции менее подвержены короблению или деформации, и способны выдержать более высокие температурные режимы или перепады температур.    

Ресурс современного тормозного диска составляет порядка 80-100 тыс. км пробега. Но в России, с ее неидеальными дорожными условиями, а также из-за наличия на рынке тормозных колодок низкого качества срок службы тормозных дисков может заканчиваться значительно раньше нормативного. Применение дешевых колодок, а также привычка менять их только после полного износа приводят к образованию желобков на рабочей поверхности диска.

 

disl4

 

Также отсутствие качественного сервиса тормозных суппортов (под ним имеется ввиду смазка и очистка при каждой смене тормозных колодок при проведении ТО) приводит к тому, что колодки не полностью возвращаются в свое положение, что также приводит к ускоренному износу диска.

Для состояния тормозного диска высокие риски создает езда по плохим дорогам. Внезапное попадание колеса автомобиля в глубокую лужу вызывает резкое переохлаждение диска, что со временем приведет к образованию на нем трещин.

Мастерам-приемщикам автосервисных станций необходимо рассказывать клиентам об этих рисках. Это позволит, с одной стороны, продлить срок службы тормозных дисков, но одновременно, увеличить объем продажи, которые связаны с обслуживанием данного узла автомобиля, поскольку своевременное обслуживание диска, суппорта и колодок позволяют избежать ранней замены. Так что автосервис будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене, либо на обслуживании тормозной системы автомобиля.

Исследование нашего аналитического отдела проводилось на примере самых массовых моделей автомобилей, которые представлены в региональных парках, и запчасти для которых всегда востребованы на вторичном рынке. Это популярные среднеразмерные модели Ford Focus, Toyota Corolla и Skoda Octavia на территории РФ, в том числе Уральского ФО.

Выбор в качестве объекта исследования рынка aftermarket Уральского федерального округа вполне закономерен. Во-первых, Урал — опорный край державы, и, соответственно, один из столпов отечественного авторынка. Из-за его географического положения между европейской и азиатской частями страны здесь проявляются особенности авторынка всей страны.

Во-вторых, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский округ – это крупнейшие по емкости региональные авторынки, которые входят в верхнюю часть списка ТОП-30, что автоматически повышает репрезентативность при анализе.

В-третьих, автопарки этих регионов весьма многочисленны, а в Свердловской и Челябинской областях превысили планку в 1 млн автомобилей. Например, только автопарк столицы Урала г. Екатеринбурга весьма внушителен — составляет 479 тыс. легковых автомобилей.

И еще один момент, Уральский округ долгое время был своеобразной границей, «водоразделом» между разными трендами формирования современного автомобильного парка РФ. С восточного направления сюда завозились подержанные японские автомобили, а с западного – «европейки». Это сформировало особый уральский подход при выборе марок и моделей. В Екатеринбурге насчитывается 44,2 тыс. автомобилей марки Toyota, которая является лидером среди иномарок. По дорогам города «бегают» свыше 10 тыс. автомобилей Toyota Corolla. Эта японская модель является лидером местного парка иномарок. 

Выбор автомобилей для анализа основывался также на данных статистики. Исторически сложилось так, что в отечественном парке до сих пор доминируют автомобили размерного класса С+. На них приходится в общероссийском зачете 37,4% автопарка. На сегодня самые популярные сегменты авторынка – автомобили класса SUV и размерного класса В+ — пока сильно уступают в стрктуре парка среднеразмерному сегмент, несмотря на то, что они доминируют в структуре продаж новых автомобилей.

Среди иномарок на первом месте в отечественном автопарке неизменно уже много лет лидирует Ford Focus. Численность этой легковой модели превысила (750 тыс. ед.), а на четвертом месте находится Toyota Corolla (свыше 680 тыс.ед.). Чешская модель Skoda Octavia пока находится вне первой десятки, но, является моделью размерного класса С+ является рыночным конкурентом двух первых бестселлеров.

 

Ford Focus 

Аналитическим отделом проанализированы 17 марок тормозных дисков для самой распространенной модели «синего овала» Ford Focus-II. Долгое время на отечественном авторынке модель имела титул бестселлера и до сих пор является самой популярной иномаркой страны.

Главными лидерами по представленности тормозных дисков для Ford Focus-II в интернет-автомагазинах Екатеринбурга являются премиальные бренды – ATE, FEBI, Textar, TRW. Единственный бюджетный лидер в категории высокой представленности - белорусский бренд Fenox. Также хорошо представлены премиум-бренды Bosch, Ferodo, Zimmermann. Следует подчеркнуть такую особенность: фактически сегодня показатель представленности на рынке теряет смысл, поскольку приобрести ту или иную марку тормозного диска в интернет-магазине уже не является проблемой.

 

transervice_08_33_CMYK

 

Разброс цен на тормозные диски Ford Focus не такой большой. Разрыв между самым дорогим тормозным диском для данной модели (Zimmermann), и самым бюджетным (Fenox) составляет 2,3 раза, или почти 2000 руб. Оригинальные тормозные диски Ford предлагаются по цене 3030 руб.

Аналогичный анализ представленности тормозных дисков для Ford Focus в интернет-магазинах соседней Челябинской области выявил следующие особенности. Средняя стоимость тормозных дисков на 200 руб. ниже, чем в соседней Свердловской. Представленность премиум-брендов также высока, а ценовой разрыв между самым дорогим и самым доступным предложением несколько больше – 2,5 раза. Среднерыночная цена в интернет-магазинах Екатеринбурга для Ford Focus составила 2 232 руб. 

Toyota Corolla 

Для этой модели самый широкий выбор тормозных дисков в интерент-магазинах как Екатеринбурга, так и других региональных центрах УрФО. Поэтому мы проанализировали 25 брендов и выявили некоторые особенности ассортимента для популярной иномарки. Во-первых, представленность брендов здесь значительно больше.  Если тормозные диски для Ford Focus премиальных брендов фактически представлены во всех исследованных точках продаж, то для Corolla, даже при беглом взгляде, заметно меньшая представленность, особенно дисков японских и корейских брендов.

 

transervice_08_34_CMYK

 

Но что больше всего отличает рынок тормозных дисков для Toyota Coroilla, это намного больший разброс цен. Разрыв между самым дорогим тормозным диском для данной модели оригиналом (Toyota), и самым бюджетным (Patron) от белорусского производителя автозапчастей составляет 4,2 раза, или почти 3800 руб. Оригинальные тормозные диски Toyota предлагаются по цене 4 952 руб.  Среднерыночная цена в интернет-магазинах Екатеринбурга тормозных дисков на вторичном рынке для  Toyota Corolla составила 1 817 руб. Также ощутима разница в 260 рублей в соседних областных центрах Урала.

Skoda Octavia 

Предложение тормозных дисков для чешской модели представляет собой нечто среднее между двумя вышеприведенными моделями. Наиболее полная представленность автокомпонентов премиальных брендов – Zimmermann, Bosch. Delphi, FEBI, TRW. Но среди более бюджетных автозапчастей наиболее широко представлены не только белорусский Fenox, но и продукция европейской JP Group.

 

transervice_08_34_CMYK1

 

В ценовом плане разрыв между самым дорогим тормозным диском для данной модели (оригиналом VAG) и самым бюджетным (Fenox) от белорусского производителя автозапчастей составляет 3,2 раза, или почти 2700 руб. Среднерыночная цена в интернет-магазинах Екатеринбурга составила 1 986 руб. 

 

Емкость уральского рынка тормозных дисков 

В Уральском федеральном округе численность парка этих трех моделей весьма высокая. По данным АА «Автостат», сегодня в парке УрФО насчитывается 71,1 тыс. шт. автомобилей Ford Focus, 70,6 тыс. шт. автомобилей Toyota Corolla, 29,4 тыс. шт. Skoda Octavia.  Суммарно это составляет 171, 1 тыс. автомобилей.

Финансовую емкость мы рассчитали в рублевой стоимости запчастей. Суммарная потенциальная емкость данного сегмента вторичного рынка тормозных дисков на территории Уральского федерального округа для модели Ford Focus составила 166,01 млн руб. Для японской модели Toyota Corolla составила 137,4 млн руб. Самый низкий показатель в данном сегменте составил рыночный потенциал для чешского автомобиля Skoda Octavia – 60,4 млн руб. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >