+79139857900

Особенности вторичного рынка автомобилей

16 декабря 2011 в 09:43

Участники конференции «Росавтодилер-2011», проходившей в конце августа на Московском международном автосалоне, уделили особое внимание рынку подержанных автомобилей. На вторичном рынке страны Новосибирск занимает особое место. Какова роль нашего региона на рынке подержанных автомобилей? Какие б/у модели  машин покупают новосибирцы? Об этом узнал наш корреспондент , побывавший на этой конференции.

 

Разобраться и понять ситуацию на вторичном автомобильном рынке – такую цель поставили российские автодилеры, собравшиеся на главной автомобильной выставке страны. Они отмечали, что не освоили пока этот огромный и практически неконтролируемый организованными игроками сегмент, где в настоящее время преобладают продажи с рук и по объявлениям. Для автодилеров - это «непаханое поле». В западных странах автовладелец, который хочет обменять или продать автомобиль - давно избавлен от этой «головной боли» - все проблемы за него решают в автосалоне, куда он просто приезжает на автомобиле. Система trade-in там работает без сбоев. И не только.

 

Вопрос престижа

 

Психологически комфортнее во всех отношениях владеть новым автомобилем из автосалона дилера. Однако по ряду причин не все могут это себе позволить. Одной из главных причин является цена приобретения новой машины. Поэтому приход части автолюбителей на вторичный рынок закономерен, который формирует стабильный и постоянный спрос на б/у автомобили.

 

Расчетливые европейцы, давно купающиеся в море предложений автомобильных концернов «не брезгуют» покупками б/у автомобилей. В ФРГ ежегодно продается около 6 млн б/у легковушек, в Великобритании еще больше – 6,9 млн, во Франции – более 5 млн, а в Италии – более 2,5 млн. Если же рассмотреть соотношение продаж новых и машин с пробегом, то наши северные соседи шведы и финны вообще не слишком озабочены вопросами престижа, несмотря на высокий достаток и высокие социальные гарантии. В Швеции на один проданный автомобиль в автосалоне приходится пять (!) б/у автомобилей, а в соседней Финляндии – четыре. На рынке Старого континента только в маленьком Люксембурге продается новых автомобилей больше, чем с пробегом. У нас аналогичная картина наблюдалась только один раз - в 2007-2008 г.г. в Москве. Доходы столичных жителей во время «тучных лет» позволили доминировать продажам новых автомобилей из салонов над привезенными б/у из Европы. Но этот порядок вещей не прошел испытание кризисом.

 

В целом же картина в России выглядит практически «по-европейски»: соотношение продаж «новый/подержанный» на авторынке, соответствует среднеевропейскому уровню, где в среднем на один проданный из автосалона новый авто приходится 2,4 подержаных.

 

Но это лишь первое и весьма усредненное сравнение.

Если же, копнуть поглубже, то обнаружатся сильные отличия. Во-первых, на отечественном рынке продавцом б/у техники выступает чаще всего конкретный владелец автомобиля  - частное лицо. Он самостоятельно, исключив из процесса посредников, берет все заботы поиска покупателя на себя. На цивилизованном рынке стран старой Европы более половины таких продаж приходится на автосалоны, которые используют различные схемы продвижения: обратный выкуп, лизинг, прокат, работы с корпоративными парками и т.п. Поэтому доля дилерских центров во вторичных продажах доходит до 60% и выше.

 

Второе значимое отличие – возрастная структура парка. В Европе на рынке подержанных машин более «молодой» парк – более половины выставляемых машин на продажу имеют возраст менее 7 лет.  Третье отличие – марочная структура рынка.

 

Разные рынки огромной страны

 

В прошлом году в России сменили владельцев более четырех миллионов легковых автомобилей. Это в совокупности в два с лишним раза больше, чем было продано новых автомобилей из автосалонов. Не уменьшились темпы вторичных продаж и в первой половине текущего года - уже более 1,9 млн авто сменили собственников. Особенностью вторичного рынка РФ является тот факт, что только 2% машин были поставлены напрямую из-за рубежа, остальные машины можно смело зачислить в категорию «с пробегом по стране». Таков результат введения практически заградительных пошлин в 2009 году, который резко снизил поток б/у машин из стран дальнего зарубежья. Соответственно, это стало причиной усиления внутренних перепродаж.

 

Сибирский федеральный округ занимает особое место в географии автомобильного  рынка РФ. Здесь продается каждая седьмая б/у машина, и каждая шестнадцатая из автосалона. На конференции прозвучал вердикт - практически весь рынок новых автомобилей сосредоточен в Европейской части страны, а в Сибирском и Дальневосточном округах объем продаж новых автомобилей мал, и поэтому компенсируется подержанными машинами. Здесь еще недостаточно развита дилерская сеть, а в ряде крупных сибирских городов не присутствуют дилеры тех или иных марок. «Рыночная пустота» с успехом была заполнена большим числом б/у автомобилей из Японии, ввезенных в основном до 2009 года. Сейчас именно эти машины поддерживают высокие обороты на вторичном рынке. О чем свидетельствует и марочная структура вторичного рынка – более 70% рынка представлены японскими автомобилями (чаще с правым рулем), в Европейской части РФ их доля существенно ниже (30% в возрасте до 10 лет).

 

Японская школа торговли

 

Новосибирский регион с большим отрывом от регионов-соседей доминирует на вторичном рынке Сибирского округа и устойчиво обосновалась в ТОП-10 региональных рынков России. Как отмечали выступавшие, для всех областей и краев за Уралом характерна одна особенность - резкое доминирование вторичных продаж над первичными. В Новосибирской области за первое полугодие продано 13 тысяч новых и 53 тысячи подержанных машин.

 

По продажам б/у Toyota Новосибирская область занимает второе место в стране, несколько уступая лишь Приморскому краю. Владивосток и Новосибирск – два признанных центра продаж японских б/у автомобилей (табл. 2).

 

Новосибирцы подсели «на иглу» Toyota – так можно охарактеризовать ситуацию на авторынке во вторичном сегменте. В столице Сибири за первое полугодие продано практически 18 тысяч «тойот», и это примерно на 3 тыс. больше, чем продано автомобилей всех остальных  японских марок вместе взятых. (табл. 3)

 tablic

Такая же картина в соседнем Алтайском крае. В других областях Западной Сибири на первом месте отечественный бренд Lada, однако, вторую строчку занимает везде Toyota.

 

Новосибирские покупатели подержанных автомобилей в своем большинстве предпочли модель Toyota Corolla. На второй строчке популярности – Toyota Camry, еще один автомобиль из многочисленного семейства – Land Cruiser занял третью позицию, а на четвертом месте – Honda CR-V.

 

Toyota Corolla держала лидерство в НСО по продажам б/у иномарок и в прежние годы: в 2010 году было продано 4260 таких автомобилей, а в 2009-ом - 3098.

 

Главный секрет Toyota Corolla - в ее надежности, практичности и ремонтопригодности.  В основном покупают автомобили 2001–2005 годов выпуска в ценовых пределах 350–450 тыс. руб. Без пробега по России сейчас ввозятся только автомобили не старше пяти лет, но ценники на такие Corolla уже подбираются к уровню 500–600 тыс. руб. и выше, что практически сопоставимо с ценой новой иномарки из салона. В ближайшей перспективе Toyota Corolla останется лидером продаж среди подержанных иномарок.

 

Пока спрос на праворульные автомобили из Японии в регионе остается высоким. Смогут ли воспользоваться этой высокой конъюнктурой официальные автодилеры? Вопрос остается открытым.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес" 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Размышления о будущем

Приближающееся семимильными шагами будущее ставит перед участниками отрасли целый...

2 ноя 2017 в 14:01

Подробнее >
Photo

Новый образ авторынка

За прошедшие полтора десятилетия отечественный автомобильный рынок проделал огромный...

18 июл 2016 в 21:22

Подробнее >
Photo

Тренды сервисного рынка

На автомобильном рынке в условиях экономического кризиса роль предприятий по...

7 апр 2016 в 13:36

Подробнее >