+79139857900

Погрузчики погружаются в кризис

4 ноября 2009 в 14:44

Фронтальные погрузчики входят в тройку наиболее востребованных на российском рынке строительных и дорожных машин наряду с одноковшовыми полноповоротными экскаваторами и мобильными подъемными кранами. Универсальность  и надежность снискали им заслуженное признание в сфере дорожного и городского строительства, а также в коммунальном хозяйстве. Однако с началом кризиса масштабы строительства в России сильно упали, что привело к резкому падению спроса на этот тип техники. 

  ЭКСПЕРТЫ СТАТЬИ   

Виктор Штыхно,  директор ООО «Триал-Авто» (Новосибирск) 
Алексей Ларюков, заместитель директора компании «ДМК восток» 
Андрей Кислицын , заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Кемеровская металлопромышленная компания» (Кемерово) 

Рынок погрузчиков в прошлом году

Бурный рост объемов строительства в России в предкризисные годы привел к значительному увеличению  спроса на строительную технику, в том числе и на фронтальные погрузчики. Отечественные производители фронтальных погрузчиков не могли обеспечить нужных объемов производства, поэтому как только появилась такая возможность, российские строители начали в массовом порядке закупать импортную технику из США и Европы, а также из Японии. При этом основной упор делался на закупки более дешевой подержанной техники. В это же время началось активное проникновение на российский рынок погрузчиков китайских производителей. 

Господствующей тенденцией на  рынке фронтальных погрузчиков была постепенная замена подержанных машин новыми аналогами. Однако этот процесс пока еще далек от завершения. По прогнозам специалистов, замена старой техники, начавшаяся примерно в середине текущего десятилетия, даже при благоприятной конъюнктуре должна была занять никак не менее 10–12 лет. Но сейчас и эти прогнозы, несомненно, будут скорректированы в сторону увеличения сроков: едва ли финансовый кризис ускорит обновление фондов.  

Статистические данные по российскому рынку фронтальных погрузчиков за 2008 год

Распределение объемов закупок новых фронтальных погрузчиков по маркам в 2008 году 
Наиболее успешным иностранным экспортером прошлого года стала компания Bobcat. Второе и третье места поделили китайские производители, четвертое и пятое также досталось азиатским компаниям – японской Komatsu и корейской Doosan. 

Bobcat – 14%   XCMG – 9%  
SDLG – 6%      Komatsu – 5%  
Doosan – 5%   Caterpillar – 4%  
Hyundai – 4%  JCB – 3% 
Прочие – 47% 

Распределение закупок фронтальных погрузчиков, бывших  в употреблении, по маркам в 2008 году 
Если в секторе новых машин преимущество в прошлом году осталось за американцами, то в сегменте подержанных погрузчиков лидируют японцы (Komatsu). Второе место осталось за американской Case, а третье, четвертое и пятое места поделили между собой китайцы. Вполне возможно, что с углублением кризиса они смогут и здесь пробиться на лидирующие позиции благодаря невысокой цене и вполне удовлетворительному качеству своей продукции. 

Komatsu – 12%  Case – 7%    Xiamen – 6%  
Longgong – 6%  XCMG – 6%  Bobcat – 5%  
Caterpillar – 4%  TCM – 3%    Mitsubishi – 3%  
Прочие – 48% 


Динамика производства фронтальных погрузчиков в России (без «Амкодора») в шт. 

НПК «Уралвагонзавод»:  2006 г. – 369 / 2007 г. – 137 / 2008 г. – 105 

ЗАО «Орел-погрузчик»: 2006 г. – 103 / 2007 г. – 203 / 2008 г. – 146 

ЗАО ЧСДМ:  2006 г. – 238 / 2007 г. – 400 / 2008 г. – 310

Фронтальный погрузчик LG956Тем не менее даже в кризисный

2008 год общероссийский рынок фронтальных погрузчиков вырос на 10 процентов. При этом сохранились все основные тенденции, характерные для предыдущих лет: повышенный спрос на новую импортную технику и сокращение спроса на отечественные машины и подержанные погрузчики. В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом. Порядка 75 процентов рынка в прошлом году было занято новыми импортными погрузчиками. Российские производители сумели удержать только шесть процентов, а порядка 19 процентов осталось за техникой, бывшей в употреблении. Для сравнения: в 2007 году доля новых импортных машин составляла только 64 процента, российским производителям принадлежало 10 процентов рынка, а доля подержанных погрузчиков составляла 28 процентов. Всего, по данным Росстата, в 2007 году в Россию было ввезено 5628 новых и 2254 подержанных погрузчика, а за 2008 год – уже 7323 новых и 1742 бывших в употреблении. Справедливости ради стоит уточнить, что в число «российских» погрузчиков вошли и машины производства белорусского «Амкодора», который за последние годы существенно увеличил выпуск погрузчиков.   

Трудно сказать, насколько эти цифры соответствуют сегодняшним реалиям. Статистические подсчеты по текущему году, разумеется, еще не проводились, хотя уже сейчас понятно, что объемы продаж погрузчиков сильно упали. Однако представляется вероятным, что подмеченные тенденции рынка в целом сохранились.  

Китайский фактор

Для российских и западных производителей погрузчиков кризис оказался по-настоящему тяжелым испытанием. Объемы как внутреннего производства погрузчиков, так и импорта европейских и американских машин сократились, причем в ряде случаев – в разы. Например, доля продаж погрузчиков JCB, по данным Росстата, уменьшилась в прошлом году в несколько раз: в 2007 году доля этих машин составляла 17 процентов рынка новых погрузчиков, а уже в 2008-м – только четыре процента. Точно так же «просели» и продажи других известных марок – Case, Caterpillar, Bobcat и многих других. Единственным исключением на этом фоне стали китайские производители. 

Фронтальные погрузчики – это настоящий конек производителей из КНР. Именно с этими машинами они впервые вышли на международный, в том числе и российский рынок. И все эти годы они упорно работали над расширением своего влияния, что уже принесло плоды. На сегодняшний день, по оценке директора ООО «Триал-Авто» (Новосибирск) Виктора Штыхно, китайским производителям принадлежит до 
50 процентов российского рынка фронтальных погрузчиков. Возможно, в этих оценках есть определенное преувеличение, но серьезность позиций китайских погрузчиков на нашем рынке не вызывает сомнений. Предоставим слово заместителю директора компании «ДМК восток» Алексею Ларюкову: 

«Сильной стороной китайских фронтальных погрузчиков всегда было хорошее качество за разумные деньги. Сегодня эта сторона становится еще сильнее – качество техники улучшается, а цена остается прежней». 


    Схожей точки зрения придерживается заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Кемеровская металлопромышленная компания» (Кемерово) Андрей Кислицын: 

«Относительно дешевая китайская техника (1,3–2,5 млн руб.), изготовленная по лицензии, но из элементной базы ведущих мировых производителей, все более завоевывает предпочтение потребителей среднего уровня платежеспособности соотношением «цена/потребительские свойства/комфорт». Можно предположить, что в будущем, доказав качество и надежность своей продукции, при развитии маркетинговой и профессиональной сервисной поддержки, наличии привлекательных условий финансирования (банки, лизинг) доля китайской техники, в частности фронтальных погрузчиков, будет только увеличиваться». 

Все эти годы китайские производители не сидели сложа руки, а упорно работали над качеством своих погрузчиков. Тем более что европейские компании охотно делились с ними технологиями и лицензиями. 

В свое время существовала точка зрения, что китайские погрузчики – это временное увлечение и их популярность скоро пойдет на спад, так как они уступают продукции ведущих производителей по качеству. Продавцы китайской техники опровергают этот тезис. 

«Возьмем, к примеру, завод SDLG. Сегодня этот завод принадлежит компании Volvo, которая уже несколько лет внедряет в производство свои технологии. Качество погрузчиков существенно улучшается, – говорит Алексей Ларюков. –  Планируется, что через один-два года с конвейера этого завода будут сходить погрузчики с маркой Volvo на борту». 

Конечно, свои слабые стороны есть и у китайской техники. Например, до сих пор не решен удовлетворительно вопрос с поставкой запчастей: мешают таможенные барьеры. Однако есть и исключения – так, например, в ООО «ДМК восток» имеется огромный склад запчастей на фронтальные погрузчики марки SDLG. 

Надежда на энергетиков

Основными потребителями фронтальных погрузчиков всегда были строительные организации. Шла ли речь о городском строительстве, ремонте и прокладке дорог – везде видное место отводилось фронтальным погрузчикам. Остальные отрасли хозяйства потребляли не так уж много техники. Но сейчас, когда большинство строек заморожено, а многие строительные организации переживают не самые лучшие времена, на первый план выходят другие отрасли – коммунальщики, энергетики и пр. Но и здесь не все так просто, как может показаться.  

«Коммунальные службы городов нуждаются в большом количестве фронтальных погрузчиков. Здесь можно было бы получить неплохой рынок сбыта, но продавцы импортной техники от него сейчас отрезаны: согласно распоряжению правительства России, муниципальные службы обязаны закупать только российскую технику для поддержки отечественного производителя», – сетует Виктор Штыхно

По его словам, только те компании, которые продают российские погрузчики, имеют шансы пробиться в сектор коммунальной техники. Остальным нужно искать другие пути. 

«Из всех отраслей более-менее на плаву осталась добывающая промышленность. Поэтому основная масса наших погрузчиков поглощается именно горнодобывающей и угольной отраслями, – продолжает Виктор Штыхно, –  но туда идут только машины грузоподъемностью свыше пяти тонн»

Еще одну возможность продавцам погрузчиков дает энергетическая отрасль.  

«Единственная отрасль, в которой спад не такой сильный, как в остальных, – энергетика, поэтому можно говорить о том, что сейчас фронтальные погрузчики потребляет только энергетическая отрасль. Хотя, конечно, фронтальные погрузчики – это в первую очередь дорожно-строительная техника», – говорит Андрей Кислицын

Так что сегодня остается только вспоминать оптимистические прогнозы двухлетней давности, согласно которым в 2009 году объем продаж фронтальных погрузчиков в России должен вплотную приблизиться к западноевропейскому. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >