+79139857900

Порядочный автосервис: система всеобщего ухода за оборудованием

17 октября 2013 в 14:20

Автосервис сегодня все реже выглядит как гараж. Как минимум это комфортная зона приемки, места ожидания и отдыха клиентов, хорошо оборудованный сервис. Нечего и говорить о дилерских центрах, где предусмотрены даже детский уголок, кафе, комната для молитв и т.д.

 

Как же содержать все эти объекты в порядке и чистоте? И как сделать хозяйственное отношение, аккуратность и бережливость частью корпоративной культуры автоцентра? Своим подходом к проблемам содержания материальной части СТО поделился с нами эксперт АСА Геннадий Лопатин, успешно внедривший систему ухода за оборудованием более чем на 15-ти автоцентрах.

 

Автор: Геннадий Дмитриевич Лопатин - эксперт Автомобильной сервисной ассоциации (АСА), директор группы внедрения системы «Lean Production », имеет более чем 25-летний практический опыт внедрения, преподавания и консультирования.


Производственник с более чем сорокалетним стажем работы.


 Он участник создания, внедрения и эксплуатации трех производственных систем — в 1977, 1985 и 2005 гг.  в различных предприятиях. Оценка работоспособности систем проводилась специалистами и соответствующими структурами своего времени и признана эффективной. Производственная система 1977 года дважды была удостоена наград ВДНХ СССР.

 

В работе каждого предприятия немаловажное значение имеет состояние оборудования — как производственного, так и оборудования, поддерживающего «жизнеобеспечивающие» функции здания. Автосервис не является исключением. Для того чтобы обслужить автомобиль, необходимо поддерживать в исправности, чистоте и порядке территорию, здания,  помещения, дорогостоящее оборудование, инструменты, IT-системы и др.

 

Под воздействием производственных процессов и природно-климатических факторов материальные объекты могут выходить из строя, и для непрерывной работы автоцентра необходимо организовать противодействующую систему, которая обеспечивает поддержание материальной части всегда в исправном состоянии. Это Система всеобщего ухода за оборудованием.

 

Система всеобщего ухода за оборудованием (ТРМ – Total Productive Maintenance) была создана в 1970 году ХХ века в Японии. По смыслу этот термин можно перевести так: обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала.

 

Главной ее особенностью является совместная работа операторов (персонала, использующего оборудование), и служб, поддерживающих это оборудование в исправном состоянии.

 

Преимуществом «Системы» является то, что операторы, обслуживающий персонал и руководство взаимодействуют между собой посредством оперативного управляющего. Оперативный управляющий является связующим звеном в цепочке взаимодействий, то есть у него концентрируется вся информация, и он сообщает ее нужному сотруднику.

 

На этапе создания «Система» предполагает «ручную» или полуавтоматическую реализацию, однако в дальнейшем ее необходимо полностью автоматизировать, т.к. работать придется с достаточно большим объемом информации.

 

Как и для любого элемента производственной системы, успех внедрения ТРМ напрямую зависит от содействия и вовлечения руководителей компании в процесс адаптации ТРМ под конкретное предприятие и эффективного обучения всего персонала автоцентра.

 

Особо стоит подчеркнуть необходимость обучения персонала работе с ТРМ — от топ-менеджеров до разнорабочих.

 

Схема действий при внедрении «Системы» всеобщего ухода за оборудованием на конкретном предприятии.

 

 

1. Деление территорий на зоны ответственности и назначение ответственных за территории.

 

Каждый материальный объект должен кому-то принадлежать и конкретный сотрудник должен отвечать за его состояние. У каждой поверхности (стены, пол, потолок), каждого предмета мебели, оборудования и инструмента должен быть свой хозяин. Это правило обязательно и для оборудования общего пользования. Поэтому к этому этапу необходимо подойти с особой внимательностью, чтобы не осталось «бесхозных» объектов и участков.

 

Территорию делим по функциональному принципу  и составляем план территории как внутри, так и снаружи. На каждой территории или функциональном участке, определяем четкие границы, например, стены помещения, где расположен тот или иной отдел. Прилегающие территории распределяем так, чтобы из окна помещения, где находится ответственный по территории, была видна часть или вся территория, так легче отвечать за ее эксплуатацию, видеть отклонения  от норм содержания. Составляем список территорий, назначаем ответственных за эксплуатацию этой территории, присваиваем территории номер. Номер территории станет первой цифрой  в номере оборудования, находящегося на ней, — это облегчит поиск и пригодится в последующей автоматизации процесса.

 

К назначению ответственных необходимо подойти внимательно. Не следует ответственным за все территории назначать одного человека, например  заведующего хозяйством – это неэффективно при большой территории плюс десятках наименований оборудования.

 

В каждом подразделении расположено оборудование различного назначения (пожарное, охранное и/или любое другой). Поэтому логично назначить руководителя отдела ответственным за состояние материальных объектов на данной территории. Это даст ему возможность контролировать ход обслуживания или ремонта, качество выполненных работ, а также информировать о состоянии материальных объектов оперативного управляющего «Системы».

 

 

2. Опись объектов, участвующих в системе, и их распределение по службам.

 

Следующим  шагом  для построения «Системы» является определение оборудования, которое находится на территории, и его сортировка. Сортировка оборудования по функциональному принципу  обусловлена тем, что ежедневные плановые работы, а также внеплановые работы будут производить отдельные специалисты, специализированные подразделения, а в некоторых случаях — специализированные организации. Они могут входить в состав СТО, холдинга или работать с автоцентром по договору. В любом случае основой для взаимодействия будет определение мелких территорий СТО с составленным списком оборудования на этой территории, которые вместе составят Список оборудования СТО.

 

Оборудование индивидуального и общего пользования:

 

• Производственное

• Хозяйственное

• IT

• Противопожарное

 

Оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность здания и прилегающей территории:

 

• Вода (холодная, горячая)

• Канализация (ливневая, фекальная)

• Вентиляция (приточная, вытяжная)

• Отопление

• Кондиционирование

• Пожарно-охранная сигнализация

• Электрооборудование

 

Рассортированное таким образом оборудование закрепляется за определенной службой, которая будет проводить обслуживание в ежедневном и плановом режиме, а в случае неисправности объекта будет ее устранять. Руководители таких служб должны активно (желательно лично) участвовать в составлении списков оборудования на всех территориях, чтобы точно знать зоны своей ответственности, учесть все объекты и оценить их состояние.

 

 

3. Определение работ и их периодичности, необходимых материальных ресурсов и трудозатрат.

 

Сортировка  по типам работ на оборудовании:

 

• ежедневные работы,

• планово-техническое обслуживание,

• работы, выполняемые по договору

 

Верный путь — если вы даете точный перечень оборудования, список необходимых работ, указываете инструменты и расходные материалы, а также время выполнения. Таким образом, перечень ежедневных работ отвечает не только на вопрос «что нужно делать?», но и дает общую информацию о том, «как» это нужно сделать, что позволяет сотрудникам выполнять работы быстро, точно и в полном объеме. С таким заданием легко не только провести обслуживание, ремонт или уборку, но легко и проверить его выполнение.

 

Итак, перечень ежедневных работ должен содержать:

 

• Список работ

• Место расположения оборудования или территории, где необходимо проводить работы

• Перечень инструментов и оборудования для проведения работ

• Перечень расходных материалов, необходимых для проведения работ, и нормы расхода

• Норматив времени выполнения работы.

Контроль выполнения ежедневных работ осуществляется ответственным по территории

 

Аналогичный подход необходим при выполнении планового технического обслуживания. Составляется график планового ТО на территории, оперативный управляющий заранее информирует службы о запланированном ТО.

 

Лист учета ПТО помимо основных данных должен содержать информацию о  факте выполнения работ с подписями участвующих сотрудников:

 

• Работу выполнил (исполнитель)

• Работу проверил (руководитель службы)

• Работу принял (ответственный за территорию)

 

Оперативный управляющий с помощью Листов учета ПТО выдает задания исполнителям (желательно за 2 дня - как для своих служб, так и сторонним организациям)  и контролирует их выполнение.

 

 

4. Организация внеплановых ремонтов и закупок.

 

Внеплановые работы возникают при выходе из строя или неправильной работе инструмента, оборудования, приспособления, механизма, стенда, мебели и других материальных объектов, что вызывает замедление или остановку производственного процесса и как следствие влекут за собой потери. Основной сложностью является быстрая передача информации о проблеме.

 

Каждый сотрудник автоцентра должен знать, к кому обратиться  при возникновении проблемы. Для этого есть оперативный управляющий. Он занимается организацией и контролем  работ.

 

Оперативный управляющий должен работать по принципу службы «911»: принимает обращения сотрудников и перенаправляет их в соответствующие службы с последующим контролем выполнения.

 

Для учета внеплановых работ необходимо вести  «Журнал внеплановых работ», где отражается информация о дате, содержании обращения, ФИО заявителя и исполнителя, а также отметка о выполнении. Данный документ можно использовать для статистической информации о поломках того или иного вида оборудования. Для отслеживания выполнения внеплановой работы  предусмотрен Лист выполнения внеплановой работы, где помимо информации, указанной в журнале, исполнитель и заявитель расписываются, а также существует графа проверки выполнения необходимых объемов, времени и качества.

 

Информацию о «поломке» сотрудник сообщает ответственному по территории или на прямую оперативному управляющему. Он делает запись в «Журнал учета внеплановых работ», затем сообщает о внеплановой  работе в специализированную службу, а после устранения — заносит отметку о выполнении в Журнал.

В процессе производства  возникает потребность в закупке нового или дополнительного количества инструментов, приспособлений, механизмов, стендов и т.д. Необходимо оформить заявку и следить за ходом её выполнения. В этом поможет все тот же Лист учета, где должна быть отражена дата обращения, его содержание, заявитель и подписи, подтверждающие выполнение заявки. Следить за ходом выполнения заявок будет тоже оперативный управляющий.

 

 

5. Обучение персонала.

 

Для успешной работы предлагаемой «Системы» необходимо помнить о том, что все действия участников процесса должны быть стандартизированы,  исполнителям необходимо дать инструкции к ежедневным действиям. Так как в «Систему» должны быть вовлечены все сотрудники автоцентра, обучению нужно уделить особое внимание и проводить его периодически.

 

Рекомендуем объяснять всем сотрудникам основы «Системы» уже при приеме на работу.

 

С руководителями отделов необходимо проводить совещания на тему материальной обеспеченности и состояния объектов, находящихся на территориях их ответственности, обсуждать эти вопросы на отчетах.

 

Особое внимание нужно обратить на систему выполнения внеплановых работ, её нужно в прямом смысле пропагандировать: можно использовать объявления на досках информации, в местах скопления персонала (раздевалки, места питания и т.д.), можно периодически напоминать в сообщениях по локальной сети, в корпоративных газетах и т.д. Привить чувство ответственности всем сотрудникам, чтобы им было не все равно, вовлечь их в процесс поддержания чистоты и порядка – главная задача системы ТРМ. Сформированная таким образом производственная культура обращения с материальными объектами в конечном итоге положительно отразится и на остальных сферах деятельности сотрудников.

 

 Необходимо непрерывно совершенствовать и поддерживать в рабочем состоянии созданную Систему всеобщего ухода за оборудованием. Для этого нужно актуализировать графики  ежедневных и плановых работ в случае изменения объектов обслуживания, например, вносить в списки и под контроль новое оборудование. Также рекомендуем периодически пересматривать нормы времени выполнения работ, количество расходных материалов и другие условия проведения работ, так как в ходе практической эксплуатации неизменно приходит понимание более точных значений.

 

Система всеобщего ухода за оборудованием должна гармонично вписываться в общую производственную систему автоцентра. Не забывайте восстанавливать нарушенные связи после изменения отдельных элементов системы (введение новых должностей, реструктуризация и т.д.).

 

С данной темой более подробно можно познакомиться на семинарах, организованных Автомобильной сервисной ассоциацией, на сайте www.asa-auto.org  в разделе / календарь мероприятий/.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >