Рынок послепродажного обслуживания автомобилей в последние годы в России довольно быстрыми темпами догоняет и даже обгоняет по основным показателям рынки стран Западной Европы, которые довольно долгое время считались у нас примером для подражания. Начиная со второго десятилетия 2000-х годов у менеджеров российских СТО уже нет повода упрекать российских автовладельцев в том, что они редко посещают СТО, имеют маленькие среднегодовые пробеги и слишком старые автомобили.
Последний доклад компании GiPA, озвученный на выставке МИМС/Автомеханика в Москве, показал, что по ключевым параметрам мы уже обогнали такие страны как Италия и Испания и вплотную приблизились к Франции.
При составлении доклада компания GiPA провела интервьюирование более 15 000 водителей в пяти странах: Германия, Испания, Италия, Франция и Россия. Респондентов попросили ответить на такие вопросы как возраст автомобиля, средний пробег, количество посещений СТО в год, тип используемого топлива, тип автосервиса, на котором обслуживается респондент (официальный дилер, независимый автосервис, экспресс-автосервис, другой). На основании ответов респондентов и был подготовлен этот аналитический материал.
Парк растет…
Но начнем мы с динамики роста автомобильного парка. Ни для кого не секрет, что парк движущейся техники в РФ в последние 10 лет растет очень быстрыми темпами. Согласно обзору компании GiPA, за период с 2008 по 2012 год парк эксплуатируемой автотехники в нашей стране вырос на 24%. Вместе с этим в нашей стране сохраняется положительная динамика роста продаж новых автомобилей, что дает основания говорить о том, что в ближайшие годы этот парк будет продолжать расти. За период с 2007 по 2011 годы продажи новых автомобилей выросли на 15%, и это несмотря на серьезный спад продаж в 2009 году. Для сравнения: в странах Европы парк автомобилей за последние 4 года практически не изменился, а динамика регистраций новых транспортных средств была, очевидно, положительной лишь во Франции (+7% с 2007 по 2011 гг.); в Германии рост продаж составил лишь 1%, а в двух других европейских странах и вовсе отмечен сильный спад, что вполне возможно приведет к сокращению эксплуатируемого парка в ближайшем будущем и к обострению конкуренции на рынке послепродажного обслуживания автомобилей в этих странах.
… и молодеет
Средний возраст автомобилей, находящихся в эксплуатации, тоже дотянулся до среднеевропейского показателя и составляет на данный момент 8,1 года, что на 0,2 года больше, чем в 2008 году. В нынешних условиях рынка это свидетельствует о том, что россияне стали более бережно относиться к своим автомобилям, а качество технического обслуживания позволяет эксплуатировать автомобиль в течение этого срока. Аналогичная тенденция наблюдается и в других странах Европы. Наиболее заметно увеличение среднего возраста автомобилей в Италии и Испании, но в этих странах данный показатель растёт вынужденно, в силу того что авторынки этих странах находятся в кризисе и автовладельцы вынуждены отказываться от покупки новых транспортных средств.
Доля автомобилей в возрасте от 10 лет и старше в России сегодня наименьшая в Европе. В большинстве стран Евросоюза доля таких автомобилей составляет более 40% (исключение – Италия). В России же этот показатель сегодня 32%. В России в структуре парка один из самых высоких показателей доли новых автомобилей (до 2 лет эксплуатации) и автомобилей, выходящих с гарантийного срока (3-4 года), что открывает весьма радужные перспективы для независимых автосервисов, поскольку именно эта часть рынка в ближайшие 1-2 года с большой долей вероятности выйдет из обслуживания автодилеров.
15 800 км в год
По среднегодовому пробегу россияне уже сегодня опережают всех европейцев. Тут следует отметить сразу несколько причин. Первая: в Европе большое количество семей с количеством автомобилей более 1-го, и естественно, среднегодовой пробег автомобиля в такой семье намного меньше, чем пробег единственной машины. Вторая причина – территория России. В последнее время состояние автомагистралей улучшилось, россияне стали больше путешествовать на личных автомобилях, предпочитая этот вид транспорта общественному. Третья причина – ушла в прошлое привычка эксплуатировать автомобиль только в летний период, что связано с повышением качества автомобилей и компонентов. Кстати, за последние несколько лет этот показатель (среднегодовой пробег) вырос только на российском рынке. Европейские потребители, скованные ограничениями на свободный проезд автомобилей по центральным районам крупных городов, пересаживаются на велосипеды и общественный транспорт, по крайней мере, по пути на работу и обратно. В российских городах эта тенденция пока ещё не заметна. Впрочем, разговоры о запрещении свободного въезда в крупные города РФ сегодня уже начались. Это значит, что через несколько лет наши автомобилисты также будут вынуждены ограничить себя.
Доля дизельных двигателей в частном автопарке по-прежнему очень мала. Если в европейских странах доля легковых автомобилей, работающих на этом виде топлива, составляет от 25 до 60%, то в России – около 3% (это преимущественно внедорожники и пикапы). Поэтому ориентированность российского рынка послепродажного сервиса на обслуживание бензиновых двигателя сохраняется.
Не так уж плохо обстоят дела и с продажами автокомпонентов через сеть Интернет. Несмотря на то, что степень проникновения Интернета в России заметно ниже, чем в других странах Европы, доля продаж автошин, запасных частей и автоаксессуаров в онлайне довольно высока. Мы приблизились по этому показателю к лидеру – Франции — и опережаем Испанию, Италию и даже Германию. Поставщикам автокомпонентов и компаниям, предлагающим услуги на автосервисном рынке, необходимо учитывать этот фактор в своих маркетинговых программах, поскольку в среднем около 9% россиян пользуются интернетом для покупок автомобильных товаров.
Дважды в год – на СТО
Единственный параметр, по которому мы пока заметно уступаем лидеру европейского рынка, – это среднее количество посещений автоцентра на автомобиль. В Германии эта цифра составляет 2,4 посещения в год. В России – лишь 1,8, что сопоставимо с данными по Италии и Испании и превышает показатели Франции. Однако динамика роста этого показателя позволяет нам рассчитывать на то, что уже в ближайшие годы эта цифра будет сопоставима с немецкими данными. В России в течение года среднее количество посещений выросло на 11,7 %, а за четыре года - более чем на 74%.
Независимые автосервисы по-прежнему удерживают за собой около 50% рынка. Что же касается официальных дилеров, то их доля на рынке послепродажного обслуживания неуклонно снижается. В 2009 году она составляла 20%, в 2011-м году – всего 17%. Это при том, что доля молодых автомобилей в российском парке одна из самых высоких в Европе и составляет 41%. Это свидетельствует о том, что значительная часть автовладельцев разочарована в качестве дилерских ремонтных услуг и обращается к независимым СТО. От них самих сегодня зависит, смогут ли они предложить услуги надлежащего качества, которые смогут удовлетворить взыскательных владельцев новых и дорогих автомобилей.
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"