+79139857900

Производство автомобильных радиаторов в условиях кризиса

29 февраля 2012 в 09:04

Российских производителей систем охлаждения экономический кризис затронул меньше, чем другие отрасли, связанные с автомобилестроением. Этот рынок отличается консервативностью как в сфере маркетинга, так и в области производства. О проблемах и перспективах индустрии производства радиаторов и других компонентов системы охлаждения на страницах портала «Про Автобизнес» рассказывают эксперты этого рынка. 



Рынок радиаторов


В прошлом году наше издание уже обращалось к теме производства радиаторов. Тогда наши эксперты высказались единодушно в своих оценках: позиции российских производителей были сильны и, казалось, ничто не в силах изменить сложившуюся ситуацию. По оценкам специалистов, от 80 до 90% рынка производства радиаторов занимали российские компании. Но вот прошел год, и ситуация изменилась. По оценке коммерческого директора ООО «ИнтерСиб» Николая Капитонова, на сегодняшний день продукция российских предприятий в среднем занимает несколько больше 50% рынка. В целом с такой оценкой согласен и директор по маркетингу Компании LUZAR Петр Нечипоренко. Впрочем, по его мнению, к вопросу о доле российской продукции на рынке нужно подходить с известной осторожностью: в разных сегментах рынка она будет разной, и цифры могут сильно отличаться друг от друга. Например, в секторе радиаторов для легковых автомобилей российские производители действительно сдали позиции – сейчас они контролируют порядка 60% рынка. Но уже в секторе радиаторов для легкой грузовой техники эта доля возрастает до 80%, а в сегменте тяжелых грузовых автомобилей достигает 90%. Так что обобщенные цифры не дают полной картины происходящего. Хотя, с другой стороны, емкость рынка легковых автомобилей намного превосходит сегмент грузовой техники, так что российским предприятиям есть о чем задуматься.  

Основными конкурентами российской продукции на сегодняшний день оказались многочисленные китайские компании, выпускающие свои радиаторы под известными российскими брендами, причем нередко с согласия российской стороны. Речь, по словам Николая Капитонова, прежде всего, идет об алюминиевых радиаторах, которые производят далеко не все российские предприятия. Причем сам процесс постепенного вытеснения с рынка российских производителей начался отнюдь не вчера, а, как минимум, год назад. Тогда относительно низкий курс доллара по отношению к рублю фактически уравнял цены на отечественный и зарубежный товар. Иностранные производители не стали заходить в малоперспективный сегмент меднопаяных радиаторов, а сразу перешли к экспансии в секторе алюминиевых изделий. После того, как китайские производители начали выпускать радиаторы достаточно высокого качества, позиции российских предприятий в сегменте легковой техники пошатнулись. Удастся ли им наверстать упущенное, покажет время.

Радиаторы и материалы

За последние годы в производстве многих элементов системы охлаждения произошли существенные изменения. Особенно сильно изменилась технология производства радиаторов. Это обусловлено целым комплексом причин, но главными оказались две. Во-первых, ведущие мировые производители радиаторов начали отходить от использования традиционных медно-латунных сплавов в пользу алюминия. Чтобы не отстать от конкурентов, многие российские производители также начали внедрять в производство алюминий и его сплавы. Во-вторых, за последние несколько лет медь и ее производные сильно подорожали, так что алюминий оказался не только более технологичен, но и более дешев. Так, на производство радиаторов из алюминия и его сплавов перешел Лихославльский завод радиаторов. Стараются не отставать и другие предприятия. Свою линейку алюминиевых радиаторов запустил LUZAR. По словам Петра Нечипоренко, в настоящий момент завод освоил выпуск целой гаммы радиаторов из алюминия. Среди прочего можно выделить алюминиевые сборные трубчато-пластинчатые радиаторы – алюминиевые трубки и пластины, пластиковые бачки, стальные донья и резиновые уплотнительные прокладки. Их основные потребительские свойства – низкая стоимость, низкий вес, возможность использования на двигателях объемом до 2000 см3. Также стоит отметить серию алюминиевых паяных трубчато-ленточных радиаторов, отличающихся низким весом и высокой теплоотдачей. Они могут быть использованы на двигателях любой мощности. Это наиболее современный тип радиаторов, выпускаемых заводом. Впрочем, от традиционных меднопаяных конструкций на LUZAR’е тоже отказываться не спешат, считая, что далеко не все их возможности исчерпаны.

Но если говорить в целом, то каких-либо революционных скачков в технологии производства радиаторов не произошло.

Кризис авторынка



Коль скоро речь у нас идет о тенденциях и перспективах отрасли по производству автомобильных радиаторов, то темы экономического кризиса нам не избежать. Не секрет, что мировой экономический кризис больно ударил по российским производителям автокомпонентов. В большей или меньшей степени негативные последствия ощутили на себе все предприятия, хотя производство автокомпонентов пострадало меньше прочих сегментов российской экономики. Производства радиаторов кризис коснулся ещё в меньшей степени. Хотя в январе некоторые заводы вынуждены были остановить производство, уже в феврале оно было запущено опять. На сегодняшний день ситуация в отрасли оценивается как умеренно стабильная.
Естественно, такая устойчивость имеет свои причины. Одним из основных факторов в данном случае стала фактически полная независимость российских производителей радиаторов от внешнего рынка: российские заводы используют в производстве почти исключительно отечественное сырье.


Мнение


«Не так давно мы не могли найти достаточное качество алюминиевого сырья на российском рынке и приобретали алюминиевую трубку и пластины, произведенные в Германии. Основными параметрами, не соответствующими нормативам, были допуски в толщинах трубок и отсутствие т.н. «обжига» концов трубки. Но на сегодняшний день существует вполне приемлемое качество сырья российского производства», - прокомментировал Петр Нечипоренко.

Нетрудно заметить, какие выгоды это несет в условиях кризиса. Во-первых, цена продукции предприятия никак не зависит от колебания курса бивалютной корзины. Во-вторых, расходы на производство оказываются ниже, чем у компаний, которые используют импортное сырьё, за счет меньших расходов на логистику и отсутствия таможенных барьеров. Даже учитывая тот факт, что внутрироссийские цены на металлы примерно соответствуют европейским, экономия получается значительной. А низкая цена на продукцию в условиях кризиса – один из залогов успешной конкурентной борьбы. В то же время рост курса доллара по отношению к рублю привел к существенному, хотя, как признает Николай Капитонов, и не критичному росту стоимости импортных радиаторов.

Каковы же перспективы российских производителей радиаторов? Сами производители настроены достаточно оптимистично. Во-первых, производство автокомпонентов вообще является одной из самых устойчивых отраслей, ведь пока есть автомобили, их нужно будет ремонтировать, а значит, спрос на продукцию будет всегда. Во-вторых, рост курса доллара выгоден отечественному производителю. Сейчас, когда рубль падает, импорт теряет свою привлекательность и становится менее конкурентоспособен по сравнению с российским товаром. Безусловно, полностью отказаться от импортного товара Россия не сможет, это признают все, но российским предприятиям это дает неплохой шанс увеличить свое присутствие на рынке. Тем не менее, ждать снижения цен на продукцию, скорее всего, не стоит.  

Мнение


«Едва ли стоимость российских радиаторов снизится. По крайней мере, сейчас нет никаких предпосылок для такого снижения цен. Наоборот, можно спрогнозировать их дальнейший рост, ведь потребительский спрос в целом падает, а предприятиям надо как-то компенсировать эти потери», - считает Николай Капитонов.

Смогут ли российские производители радиаторов пережить кризис? Судя по всему, – да. Более того, у них есть хорошие шансы вернуть утраченные позиции и даже начать активное освоение новых сегментов рынка. Наверняка продолжится переход от медных радиаторов к алюминиевым, так как подходящая сырьевая база в стране имеется. Также можно активнее осваивать иномарочный сектор, тем более что, по прогнозам, количество иностранных автомобилей на наших дорогах будет расти.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >