+79139857900

Рынок автоэлектроники. Посткризисный вариант развития.

1 декабря 2011 в 14:06

Российский рынок автомобильной электроники и дополнительного оборудования для автомобилей восстанавливается. Правда, темпы роста пока оставляют желать лучшего. По словам дистрибьюторов автоэлектроники, сибирский рынок всё ещё не вышел на докризисный уровень.

 

Наиболее сложным для сибирских поставщиков электроники и допоборудования для автомобилей был 2009 год. Уже в первом квартале этого года они в полной мере почувствовали на себе давление мирового финансового кризиса. Рынок допоборудования не самостоятелен. Он напрямую зависит от автомобильного рынка. Естественно, в ситуации, когда продажи новых автомобилей снижаются за год на 50%, а поставки подержанных автомобилей практически полностью прекращаются из-за выросших таможенных пошлин, ожидать высоких продаж автомобильного мультимедийного оборудования и охранных систем – не приходится. Впрочем, были в и эти непростые времена, приятные сюрпризы.

 

Охранные системы

 

«Для нас стал большой неожиданностью дефицит на самые дешевые модели автомобильных сигнализаций, без автозапуска и обратной связи, - отмечает директор склада-магазина компании «Автомастер» Юрий Сизиков, - в последние годы продажи таких охранных систем неуклонно снижались. Мы год от года сокращали объемы заказов на такие сигнализации. В 2009 году спрос на них был такой сильный, что даже были периоды дефицита. Это говорит о том, что даже в самых сложных финансовых условиях автомобилисты были не готовы рисковать сохранностью своего автомобиля. Они отказались от некоторых сервисных функций: дистанционный запуск двигателя, красивый ЖК-дисплей на брелоке, но совсем без сигнализации оставить автомобиль не решились».

 

Аналогичную тенденцию отмечает и глава компании «Стопол-Сибирь» Алексей Русалимов. «В сегменте охранных систем снижение продаж было связано исключительно с сокращением объемов продаж автомобилей. Однако каждая проданная машина на первичном или на вторичном рынке, тем не менее, комплектовалась охранной системой». Смещения покупательских интересов в сторону наиболее дешевых охранных систем Алексей не заметил, добавив, что ассортимент компании «Стопол» в основном рассчитан на покупателей автомобилей премиум-класса, поэтому ему сложно анализировать ситуацию в нижнем ценовом сегменте.

 

По словам экспертов, производители охранных систем довольно быстро отреагировали на рыночные тенденции. К примеру, в сегменте GPS-охраны появились довольно эффективные и недорогие средства слежения за автомобилем– автономные поисковые устройства. «Одной из таких актуальных новинок стал SOBR-Chip. «Это миниатюрное устройство прячется в автомобиле и его сложно отыскать, при этом оно периодически выходит из состояния покоя, определяет GPS-координаты местонахождения автомобиля и отправляет его владельцу. Традиционные GSM-сигнализации и GPS-системы во время кризиса многим стали не по карману, поэтому появление такого автономного поискового устройства было воспринято рынком очень хорошо – отмечает Юрий Сизиков.

 

Либо премиум, либо эконом.

 

Что же касается продаж мультимедийных систем, а также акустики и некоторых видов тюнинга: тонировка, установка обвеса, багажников и т. п., то тут ситуация неоднозначная. В верхнем ценовом сегменте, по словам Алексея Русалимова, ситуация оставалась довольно стабильной и в 2009 году и в последующие годы. «Этот сегмент, в принципе не подвержен сильным колебаниям. Для человека, который готов заплатить за автомобиль более 1,5 млн., не составляет труда доплатить ещё 20-30 тысяч рублей сверху за качественный звук и видео в салоне своего автомобиля. – замечает А. Русалимов, - Продажи автомобилей премиального сегмента в период кризиса снижались но не так сильно и не надолго. В 2009 году даже был отмечен незначительный рост и продаж, поскольку в период кризиса попросту некуда было вложить свободные средства: стройки заморожены, фондовый рынок лихорадит. Поэтому многие и решили приобрести автомобиль, который не успеет сильно подешеветь за 3 года».

 

Средний ценовой сегмент и сегмент систем эконом-класса, наоборот, резко просел. Мало того, что продажи недорогих автомобилей в 2009 году откатились на уровень начала нулевых годов, так ещё и подавляющее большинство  покупателей предпочли сэкономить на установке звука. «Нельзя сказать, что продаж не было вообще, однако изменилась стратегия поведения покупателя – вспоминает Юрий Сизиков. - До кризиса, клиент недовольный звучанием своей аудиосистемы в автомобиле, полностью менял все компоненты: головное устройство, акустику. Многие делали шумоизоляцию салона. В 2009 году покупатели действовали по-другому – устанавливали только самые необходимые компоненты. Покупки были выборочными. Кто-то покупал только акустику, кто-то – только головное устройство, а дополнительные услуги, такие как шумоизоляция и вовсе не были востребованы».

 

Снизился также и спрос на  качественную установку автомобильной электроники. Это очень сильно ударило по бизнесу мастеров-установщиков. Рынок услуг по установке допоборудования на 80% состоит из малых предприятий, в которых работает по 2-3 человека.  Этот бизнес очень сильно зависит от активности продаж на вторичном автомобильном рынке. В 2009-2010 году этот сегмент рынка был фактически заморожен и установщики более полугода сидели без работы. «Некоторых постоянных мелкооптовых клиентов мы не видели более года. Сейчас начинают возвращаться. Многие сменили место работы. Некоторые специалисты, работавшие индивидуальными предпринимателями, устроились работать на автоцентры. Но главное, что рынок начинает восстанавливаться. Хотя до объемов продаж 2008 года пока ещё далеко. Сейчас мы находимся примерно на уровне 2005 года», - говорит Юрий Сизиков.

 

Учимся зарабатывать после кризиса.

 

В то же время директор склада-магазина «Автомастер» отмечает, что рынок автоэлектроники в Сибири уже не будет таким, как в начале нулевых годов. Связано это в первую очередь с тем, что изменилась структура рынка автомобильного и этот процесс продолжается в настоящий момент. В 2009-2010 году в Сибирском и Дальневосточном регионах произошло разрушение, устоявшейся структуры автомобильного рынка, в которой нижний и средний ценовой сегмент занимал «сэконд-хэнд» из Японии, Кореи и США. Сегодня доля продаж подержанных авто, завезенных из заграницы намного ниже, чем в наиболее успешных 2007-2008 годах. Огромные ввозные пошлины напрочь съедают все выгоды покупки подержанных автомобилей в Корее, США или Японии. Последней лазейкой для автомобильных брокеров, работающих на вторичном рынке, стал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Благодаря этому договору, десятки тысяч автомобилей, ввезенных на территорию союзных стран по низким пошлинам, смогли беспошлинно пересечь границу с Россией и удовлетворить отложенный спрос на подержанные автомобили. Но это, скорее всего, была последняя возможность для легкого заработка для «перекупщиков». В  дальнейшем, рынок вторичных продаж автомобилей должен в основной своей массе формироваться из тех машин, которые были завезены без пробега или собраны на территории России. Как это может отразиться на рынке дополнительного оборудования, догадаться не трудно.

 

«Кризис научил сибирских дилеров зарабатывать не только на продажах машин, но и на сопутствующих услугах. Установка дополнительного оборудования – одна из таких услуг. Долгое время у дилеров не было желания развивать это направление. Они зарабатывали на продажах машин, и, в лучшем случае, на регламентных работах в течение гарантийного срока. – делится своими наблюдениями Алексей Русалимов, - когда этот бизнес начал сжиматься, наиболее динамичные автосалоны стали предлагать и конкурентоспособный ремонт и установку автоэлектроники. В силу того, что продажи новых автомобилей с каждым годом увеличиваются вполне логично предположить, что происходит изменение структуры рынка дополнительного оборудования. Автодилеры становятся весьма значимыми игроками на нём, тем более, что некоторые автосалоны напрямую запрещают покупателям автомобилей устанавливать мультимедийные системы где бы то ни было, помимо их сервис-центра, под страхом снятия автомобиля с гарании. Для покупателя новой машины это серьезный барьер».

 

Стоит отметить, что у клиентов автосалонов предпочтения в выбор допоборудования сильно отличаются от покупателей подержанных автомобилей. Они готовы потратить на это более значительную сумму. К примеру, если на вторичном рынке бюджет на автомобильную электронику в 7-8 тыс. рублей считается уже средним, то в автосалоне бюджет одной установки редко опускается ниже 10 тыс. рублей.

 

Как же быть независимым установщикам в сложившейся ситуации? Как сохранить свой бизнес и остаться конкурентоспособным? Эксперты рекомендуют сосредоточиться на повышении качества и мастерства своих инсталляций. На вторичном рынке по-прежнему продается довольно большое количество дорогих автомобилей. В сегменте преимум-класса поставки автомобилей из США, Южной Кореи, ОАЭ сохранили свою ценовую привлекательность даже несмотря на высокие пошлины. Покупатели данных автомобилей не связаны гарантией с дилером и будут выбирать установщика допоборудования исключительно по его профессиональным качествам. Нельзя сказать, что это очень легкая категория клиентов. Скорее наоборот, но именно они позволят опытным и мастеровитым установщикам сохранить свою независимость.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >