+79139857900

Рынок деталей системы охлаждения 2007-2010 гг.

20 февраля 2012 в 08:20

Начало зимнего сезона традиционно сопровождается ростом спроса на детали систем охлаждения. Сказываются скрытые дефекты термостатов, радиаторов и водяных помп. Данный сегмент рынка постоянно растет. О чём свидетельствуют данные аналитических агентств. Подробный маркетинговый отчет о состоянии дел на рынке деталей систем охлаждения недавно представило маркетинговое агентств «Автостат». Некоторые данные из этого отчета мы и предлагаем вашему вниманию.

 

Эксперты отмечают высокую привлекательность российского рынка систем охлаждения. Основными факторами роста потребления данных автокомпонентов являются:

 

  • – сложные зимние условия эксплуатации, которые не позволяют автовладельцам эксплуатировать автомобиль даже с незначительными неисправностями системы охлаждения,
  • - присутствие на российском рынке технических жидкостей определенной доли некачественных охлаждающих жидкостей, а также использование в современных двигателях ОЖ старого образца, изготовленных с применением силикатов. Это приводит к преждевременному износу ОЖ, выпадению присадок в осадок, ухудшению смазываемости подшипников, закипанию термостата и забиванию трубок радиатора.
  • - высокий возраст автопарка РФ. Доля автомобилей с пробегом свыше 140 000 километров в России по-прежнему высока, что вынуждает их владельцев хотя бы раз за период эксплуатации своего автомобиля ремонтировать систему охлаждения двигателя.

 

В 2010 году, по данным «Автостата», объем рынка деталей систем охлаждения более чем в 153,22 млн. долларов США. Стоит отметить, что за последние четыре года рынок пережил и взлеты и падения. В 2007 году объём рынка составлял 137,23 млн. долларов. В 2008 году он вырос на 18 млн. долларов, до отметки в 155,17 млн. долларов. В 2009 году произошло резкое падение продаж и производства. Рынок упал ниже 2007 года по основным показателям.

 

Несмотря на то, что потребность в деталях систем охлаждения на российские автомобили намного выше, чем на иномарки, в денежном выражении сегмент рынка деталей систем охлаждения на иномарки сопоставим сегментом компонентов на российские автомобили. Все дело в большой разнице цен. Средний ресурс водяного насоса на иномарках составляет около 140 000 км., на российских автомобилях – лишь 110 000 км. Однако стоимость российской «помпы» составляет всего около 15 долларов США, в то время, как аналогичная деталь для иномарки стоит уже около 70 долларов. Аналогичная картина наблюдается и в остальных сегментах рынка. Невысокая стоимость компонентов на отечественные автомобили, компенсируется столь же низким ресурсом эксплуатации.

 

Структура рынка деталей систем охлаждения.

diagr1-6

Данный рынок можно разделить на 3 основных группы товаров: радиаторы, водяные насосы, термостаты. Наибольшей ёмкостью в денежном выражении обладает сегмент водяных насосов. Стоимость данных деталей достаточно высока. Ежегодная потребность российского рынка в этих компонентах, по данным компании «Автостат», составила в 2010 году 2,14 млн. штук. (динамика изменения спроса представлена в диаграмме №2). Суммарная денежная ёмкость данного сегмента составляет на данном этапе 68,97 млн. долларов США. Стоит отметить интересную деталь. В кризисные годы провал продаж водяных насосов был достаточно существенным. По оценке «Автостата», рынок сократился почти на 10 млн. долларов. В то же время, потребность рынка в данных деталях осталась на прежнем уровне. Таким образом, за 2009 год сформировался мощный отложенный спрос, что и позволило в течение 2010 года превысить показатели 2008 года по объему производства и продаж данной продукции.

 

Сегмент радиаторов также довольно денежноёмкий. Стоимость данных компонентов довольно высока. Ресурс сегмента радиаторов довольно высокий. От 200 тыс. км на российских автомобилях, до 250 000 км на иномарках. Но именно этот узел является наиболее дорогостоящим в системе охлаждения, поэтому даже при относительно небольшой потребности рынка aftermarket в радиаторах систем охлаждения (около 0,65 млн. штук в 2010 году) в денежном выражении ёмкость рынка составила в 2010 году 51,9  млн. долларов. Провал радиаторов в 2009 году был менее сильным, но и в этом сегменте наблюдается похожая картина – формирование отложенного спроса в кризисный год и резкий подъем рынка послероста рынка подержанных и новых автомобилей.

 

На долю термостатов приходится в настоящее время 32,55 млн. долларов США, при годовой потребности рынка в данных деталях – 2,89 млн. руб. В 2010 году рынок находился на уровне 2008 года по объему продаж. Но уже в этом году эксперты ожидают роста в размере не менее 15%. Рынок термостатов менее всего пострадал во время кризиса (см. диаграмму №8).

diagr7-8

Конкуренция на рынке систем охлаждения.

 

Конкурентная среда в данном сегменте рынка автозапчастей достаточно напряженная, но условия для роста есть. На динамику спроса сильно влияют макроэкономические показатели. К примеру, за последние четыре года в период 2005-2008 гг. рынок радиаторов вырос в среднем на 109,86%. В 2008 году, в силу кризисных явлений, которые проявили себя во втором полугодии, рост продаж был незначительным и составил по данным компании «Автостат» лишь 7.47%. В 2009 году рынок сократился почти на 50%. Эксперты связывают данное снижение с самым резким падением продаж и производства автомобилей в России за период последних 20-ти лет. 2009 год был крайне не простым для всех производителей компонентов, но особенно сложно он складывался для компаний, которые производят радиаторы. Дело в том, что за период с 2005 по 2008 год на российском рынке появилось сразу несколько новых игроков. В это время в России начала работать компания Bautler, произошло слияние несколько заводов по производству радиаторов (Екатеринбургский завод «Композит», Бузулуцкий механический завод и Бишкекский «Автомаш-Радиатор». Они объединились в холдинг «Композит Групп». Помимо этого на этот же период приходится рост поставок радиаторов из Ирана. Все новички выходили на рынок, ориентируясь на предыдущие годы стабильного роста, поэтому активно наращивали производство и работали на склад, в ожидании роста потребления, но его не произошло. Склады готовой продукции оказались затоваренными. Многие поставщики были вынуждены снижать цены до уровня себестоимости. Это негативно повлияло на развитие рынка. Однако уже в 2010 году стабильный рост продаж радиаторов возобновился.

 

На рынке систем охлаждения в России сегодня работает около 10 производственных предприятий. В сегменте радиаторов можно выделить следующих производителей:

 

ДААЗ. Основной поставщик оригинальных радиаторов для отечественных производителей автомобилей, в частности для ОАО «АвтоВАЗ». Средний срок службы радиатора составляет от 120 до 150 тысяч километров.

 

Завод «Оренбургский радиатор». Специализируется на производстве радиаторов для автомобилей АвтоВАЗ.

 

Luzar. Производит широкий спектр радиаторов для автомобилей отечественного производства и для иномарок эконом-класса.

 

В сумме на данную тройку приходится более 60% рынка радиаторов на отечественные автомобили. Также достаточно высокую долю представленности на рынке радиаторов для ВАЗ занимают бренды BAUTLER, Kraft, Hi-Drive, Прамо, ШААЗ, Бугуруслан и другие. В сегменте иномарок наиболее широко представлены торговые марки Valeo и Denso, которые также поставляют свою продукцию на автомобильные конвейеры и закрывают до 95% потребностей рынка иномарок в России.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >