+79139857900

Сегмент цельнометаллических фургонов стал европейским

27 июня 2013 в 13:44

Остается констатировать факт, что массированная атака на отечественный рынок цельнометаллических фургонов европейских производителей оказалась успешной. Отечественные грузоперевозчики распробовали все достоинства этой коммерческой техники и избавились от предрассудков, будто иномарки не пройдут испытание нашей соляркой. Какие цельнометаллические фургоны стали бестселлерами, и какой новый перспективный сегмент открыли для себя отечественные кузово-строители – в этих и других вопросах разбирался наш корреспондент.

 

Функция развоза городских грузов со складов и логистических терминалов, как правило, возлагается на цельнометаллические фургоны. Они занимают определенное место в транспортно-логистической цепочке. Когда партия груза дробится на множество частей, непосредственно до потребителя (магазин, торговая сеть) нет смысла гонять огромную фуру. В европейских странах проблему внутригородской доставки решили давно и радикально – на большинстве городских улиц уже давно запрещено движение огромных 40-тонных монстров. В странах Старого Света развозные цельнометаллические фургоны с разной базой давно стали привычными в плотном городском потоке, а в модельном ряду ведущих автопроизводителей заняли весьма существенные позиции.

В предыдущее десятилетие рынок цельнометаллических фургонов (класс LCV) рос высокими темпами. И на сегодня можно говорить о некотором замораживании ситуации. Правда, информационное пространство недавно взорвалось сообщением о том, что Евразийская экономическая комиссия вводит антидемпинговую пошлину на импорт ряда легких коммерческих автомобилей (LCV). Пошлина будет взиматься на территории стран – участниц Таможенного союза: Россия, Белоруссия и Казахстан. Данные меры вводятся сроком на пять лет. Антидемпинговые меры введены против импорта из таких стран, как Турция, Италия и Германия. Как эти меры повлияют на рыночный расклад сейчас, дать прогноз достаточно сложно. Но в том, что эти меры не смогут ослабить интерес отечественных грузоперевозчиков к зарубежным моделям, вряд ли стоит сомневаться.

Сегодня сложилась достаточно стабильное распределение долей ведущих игроков на рынке цельнометаллических фургонов. Но это уже другая история.

Этот рынок и в России, по сути, европейский. В сегменте зарубежных автомобилей доминируют производители цельнометаллических фургонов из Старого Света. Японским, корейским, китайским и даже американским производителям еще долгое время вряд ли удастся потеснить своих конкурентов. В этой связи выделим несколько черт современного европейского цельнометаллического фургона. Он имеет три-четыре варианта длины колесной базы: от короткой до самой длинной. Три (или более) варианта высоты крыши. Каждый автопроизводитель устанавливает на свои модели различные по объему и степени форсирования двигатели. Ряд автопроизводителей используют одинаковые движки. А в результате общее число возможных модификаций исчисляется несколькими десятками. Российский рынок до сих пор обеспечивает устойчивый спрос на самые большие модели всех марок.

Пока Ford Transit – самый распространенный в России коммерческой автомобиль иностранной марки. Ford Transit устраивает отечественных перевозчиков относительно невысокой ценой и умеренными эксплуатационными расходами. Машина комплектуется 2,2-литровым турбодизелем собственного производства Puma мощностью 100–120 л.с.

Вариантов предлагаемых совместным предприятием Ford Sollers цельнометаллических фургонов множество. Передне- и заднеприводные, есть полноприводные версии; с одинарной и сдвоенной кабиной; с различной высотой цельнометаллического фургона и разными базами. Однако, когда в 2009 году цены на модель, выпускаемую в Турции, резко подскочили вверх, часть перевозчиков обратилась к двум новичкам рынка – Peugeot Boxer / Citroen Jumper. Пришел «звездный час» этих французских моделей (с итальянскими корнями).

Сейчас на рынок цельнометаллических фургонов нацелился FIAT Ducato. Фактически «проторить» ему дорожку к нашим грузоперевозчикам помогут два фактора – раскрученный предыдущим поколением бренд и известность, которой на отечественном рынке пользуются его оицензионные аналоги – Peugeot Boxer / Citroen Jumper.

Стартовали продажи еще одного европейского цельнометаллического фургона – Renault Master, который представляет уже седьмое поколение. Его выпускают и в переднеприводном варианте, с поперечно расположенным мотором и передним приводом, и в классической компоновке: двигатель продольно спереди, привод на задние колеса. Кроме того, седьмое поколение цельнометаллических фургонов Master предлагает выбор из трех вариантов колесной базы и высоты кузова, 2,0–2,3-литровых дизелей с системой Common Rail. Первый, мощностью 101 л.с., устанавливают на цельнометаллические фургоны с передним или задним приводом, а 125-сильный – только на заднеприводные.

 

Владимир Калашников, руководитель направления FIAT Professional компании «МАКС Моторс Комфорт»:

«Динамика рынка цельнометаллических фургонов класса LCV в регионе постоянно растет. Спрос на цельнометаллические фургоны обусловлен большим выбором конфигураций и комплектаций. Клиент может выбрать оптимальный для него вариант – подходящий по объему грузового пространства или по грузоподъемности автомобиля.Покупатели проявляют интерес к марке FIAT Professional. Это обусловлено, в первую очередь, хорошими техническими показателями, большим выбором конфигураций, модификаций, простотой в обслуживании и наличием хорошей базы опций по умеренным ценам. В Новосибирске и области спросом пользуются автомобили повышенной грузоподъемности и объема грузового отсека, подпадающие под категорию «В». Это такие модели, как MAXI VAN XLWB H2 35 (цельнометаллический фургон с длинной колесной базой и средней крышей), а также MAXI VAN XLWB H3 35 (цельнометаллический фургон с высокой крышей). Есть спрос на автомобили с менее объемным грузовым пространством. Например, VAN MWB H2 35 (цельнометаллический фургон со средними колесной базой и крышей, объем грузового пространства 11,5 куб. м). Ажиотаж вокруг марки FIAT обусловлен наличием на рынке прямого конкурента – Peugeot Boxer, но не будем забывать, что это лицензионная копия FIAT Ducato. Цены на них немного выше, и стандартные комплектации скромнее. Также напомним про гарантийное сервисное обслуживание. Новые цельнометаллические фургоны Ducato комплектуются высокотехнологичным двигателем 2,3 л MultiJet, отвечающим требованиям экологического стандарта Евро­4. Изменен дизайн экстерьера и интерьера Ducato, модификационная линейка цельнометаллических фургонов стала еще шире – теперь вы можете выбрать автомобиль из восьми различных вариантов кузова, увеличились грузоподъемность и объем грузового отсека, теперь он достигает 17 куб. м. Три различных варианта задних и боковых дверей, три величины колесной базы, четыре – габаритной длины цельнометаллического фургона, три высоты крыши и грузоподъемность от 995 до 1900 кг позволяют получить огромное количество возможных вариантов исполнения автомобиля. Для чрезвычайно тяжелых грузов можно использовать Ducato Maxi разрешенной максимальной массой 4 т, с допустимой нагрузкой на переднюю ось 2100 кг, на заднюю – 2400 кг. Линейка цельнометаллических фургонов Ducato грузоподъемностью до 1 т представлена четырьмя версиями объема: 8.0, 9.5, 10.0 и 11.5 куб. м, что позволяет выбрать подходящий автомобиль для работы в центре крупных городов. Отдельно стоит отметить, что новый Ducato специально подготовлен к условиям эксплуатации в России. Цельнометаллический фургон имеет систему дополнительного подогрева двигателя Webasto, аккумулятор увеличенной емкости и генератор повышенной мощности, что гарантирует уверенный пуск двигателя даже в холодное время года. Конструкторами специально для российского рынка доработана и усилена подвеска и несущие элементы кузова, чтобы адаптировать автомобиль к плохому дорожному покрытию».

 

 

Индустрия конверсии

Развитие рынка пассажирских перевозок в стране резко увеличило спрос, как на автобусы малой вместимости, так и микроавтобусы, работающие в режиме маршрутных такси. Однако до начала нулевых годов практически единственным предложением на автомобильном рынке была отечественная модель Горьковского автомобильного завода – «Газель». Ее массовая эксплуатация в качестве маршрутного такси выявила ряд недоработок. Базирующаяся на отечественных агрегатах машина характеризуется невысокими экономичностью, надежностью, относительно низким комфортом для пассажиров. Тем не менее, благодаря невысокой первоначальной стоимости нижегородская «Газель» получила самое широкое распространение на маршрутах городских, пригородных и междугородних перевозок. Еще одно слабое место отечественной модели – безопасность. Краш-тесты маршруток не выдерживали критики.

И хотя конструкторы и специалисты Горьковского автомобильного завода постоянно занимались доработкой и совершенствованием популярной модели, все же рынок требовал более просторной, надежной и качественной техники. И выход был найден.

Ряд отечественных предприятий начали выпускать автобусы на зарубежных шасси. Одним из первых стало нижегородское предприятие «Самотлор-НН», выдавшее в серию пассажирский автобус на шасси IVECO. Но настоящую революцию на рынке пассажирских перевозок совершили две модели.

Первая – итальянская модель FIAT Ducato прошлого поколения, образца 2002 года. Проект этот был весьма успешным. Пассажирская версия итальянской модели удачно вписалась в пустующую нишу между «Газелями» и куда более дорогими пассажирскими версиями LCV на шасси европейских производителей. Но, несмотря на оглушительный рыночный успех, все же партнерство отечественной компании Sollers и итальянского производителя не заладилось, и выпуск Ducato в Елабуге (Татарстан) был свернут. Сейчас это предприятие выпускает Ford Transit, который с полным правом можно назвать маршруткой номер два.

Кроме того, ряд других кузовостроительных отечественных предприятий освоили выпуск из цельнометаллических фургонов пассажирских версий других зарубежных автопроизводителей. И они оказались весьма удачными. Рыночный спрос оказался настолько высоким, что в этом сегменте, несмотря на довольно жесткую конкуренцию, каждый нашел своего потребителя, а широкий ряд производимых пассажирских версий фургонов теперь фактически представлен у всех крупных европейских автопроизводителей.

Что же отличает их от отечественной модели? Положительные характеристики – продолжительные межсервисные интервалы и относительно низкая стоимость обслуживания, даже при более высокой первоначальной цене, в сравнении с «Газелью». К выпуску пассажирских версий LCV приступили заводы «Луидор» и «Промышленные технологии» (Нижний Новгород), «Авилон» (Москва) и ряд других.

Но самым крупным кузовостроительным предприятием стало нижегородское «СТ Нижегородец». Здесь в 2008 году стартовал выпуск 18-местных микроавтобусов Ford Transit, производимых на базе фургона 430 EL Jumbo. Примерно через год здесь же начался выпуск на новой модели на базе Ford Transit 460 с количеством пассажирских мест 19+1. Высокий потолок с термошумовиброизоляцией, автономный отопитель салона, система вытяжки, напольное противоскользящее покрытие «Габриол» – отличительные особенности микроавтобуса. Позднее были выпущены микроавтобусы другой вместимости – как городские, так и пригородные варианты. Именно эти машины Ford стали основными в парках перевозчиков многих крупных и небольших городов страны. 

Можно констатировать и тот факт, что после ухода FIAT Ducato предыдущего поколения с конвейера предприятия Sollers его рыночное место занял другой, более новый цельнометаллический фургон Peugeot Boxer (следующего поколения). Он составляет ныне весомую долю в производственной программе ряда заводов. Тот же «СТ Нижегородец» освоил выпуск как городской версии, так и пригородно-междугородней. Именно на этой модели перевозчики массово распробовали и плюсы планировочной схемы самого широкого и высокого фургона с передним приводом, и минусы. Но в целом отечественные перевозчики хорошо приняли эту модель.

Теперь, как видим, FIAT Ducato предпринял попытку вновь вернуться на отечественный рынок пассажирских перевозок. Итальянский автопроизводитель стал партнером отечественных кузовостроительных компаний. Так, все тот же завод «СТ Нижегородец» начал выпуск линейки пассажирских версий на базе FIAT Ducato: маршрутное такси (18+4+1 и 16+6+1), туристический автобус повышенной комфортности (16+1).

Планирует в этот сегмент рынка войти французская компания Renault. В феврале 2013 года компания «СТ Нижегородец» получила статус аттестованного кузовостроителя Renault.

 

Александр Трофимов, менеджер продаж ООО «Автоцентр ВИАДУК» (Омск):

«Сегодня рынок микроавтобусов для пассажирских перевозок характеризуется положительной динамикой. В городских, пригородных и междугородних перевозках растут объемы пассажиропотока. Перевозчики видят, что для этих целей необходима более комфортабельная и вместительная техника, чем микроавтобусы «Газель». Сейчас на замену отечественным моделям в массовом порядке приходит техника зарубежных марок. В омском регионе наиболее востребованы и популярны у перевозчиков микроавтобусы Ford Transit и Peugeot Boxer. Они позиционируются в начальной ценовой категории среди иномарок. В более высокой ценовой категории – микроавтобусы Volkswagen Crafter и Iveco Daily. Большой популярности микроавтобусов Ford Transit способствует ряд неоспоримых преимуществ перед Peugeot Boxer. Он имеет лучшие ходовые качества, за счет применения заднеприводной схемы, двухскатный задний мост, позволяющий работать с полной загрузкой, а также большую рачетную грузоподъемность, позволяющую разместить большее количество стоящих пассажиров. В то же время Peugeot Boxer за счет более низкого уровня пола имеет больший объем салона, но он экономичнее. Общими требованиями перевозчиков к микроавтобусам данного класса является наибольшая пассажировместимость (вариант на 19 посадочных мест). Другое непременное требование – автоматическая дверь. Предпусковой подогреватель также входит в число таких требований: не всегда пассажирская техника хранится в теплом боксе зимой. Для наших сибирских условий важен и дополнительный автономный отопитель салона. Среди клиентов есть такие, кто приобретает микроавтобусы по индивидуальным заказам для осуществления пассажирских перевозок. Таких заказчиков немного – как правило, на 20 обычных микроавтобусов продается один нестандартный. Это микроавтобусы для работы в аэропортах, перевозок корпоративных клиентов, автобусф для спортивных команд и т.п.».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >