+79139857900

Шаровые для своих.

19 октября 2011 в 12:48

 

 

Обзор сибирского рынка шаровых опор на отечественные автомобили.

 

Портал «Про Автобизнес» провел большую работу по исследованию ситуации на рынке автосервисного рынка. Мы исследовали структуру рынка автосервисного оборудования, а также структуру складов запасных частей независимых станций технического обслуживания. В этом году, участниками наших исследований стали традиционные розничные точки по продаже автозапчастей, то есть автомагазины.

 

Несмотря на то, что многие эксперты рынка предрекают этому сегменту рынка скорый упадок, в настоящее время через розничные точки продаж реализуется довольно значительный объем автозапчастей. В регионах количество розничных автомобильных магазинов постоянно растёт. Это говорит о том, что российские автовладельцы в основной своей массе по-прежнему предпочитают самостоятельно покупать детали для ремонта. К тому же, в нашем первом исследовании, мы решили выяснить, какова ситуация на рынке шаровых опор на автомобили отечественного производства, а уж в этом сегменте рынка доля продаж через станции техобслуживания крайне не велика.

 

Исследование охватило 4 крупных города Западной Сибири: Новосибирск, Кемерово, Томск, Барнаул. Сбор информации осуществлялся методом телефонного опроса. Участниками этого опроса были только те автомагазины, которые занимаются продажей автозапчастей на автомобили российских марок. Таким образом, 100% опрошенных - это розничные точки продаж автозапчастей на отечественные автомобили. В рамках опроса мы задали своим респондентам следующие вопросы:

 

1. Запчасти, на какие марки отечественных автомобилей вы представляете?

2. Шаровые опоры, каких производителей, имеются у вас в наличие на автомобили: Lada Priora, Волга ГАЗ-3110 и ИЖ ОДА. (Автомобили ульяновского производства не участвовали в исследовании по объективным причинам - на них установлена шкворневая подвеска).

3. Назовите розничную цену на шаровые опоры для каждой марки автомобиля из вышеназванных (автомагазины, предлагающие шаровые опоры различных марок на одну модель автомобиля, называли несколько цен).

 

Результаты этого опора и представлены ниже в графиках и диаграммах. Мы же позволим себе несколько комментариев к ним.

 

Начнем с того, что удельная доля автомагазинов, которые занимаются исключительно запчастями на автомобили отечественного автопрома в Сибири сокращается. Точнее, сокращается количество розничных точек, которые торгуют деталями только на традиционные российские марки: ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, Иж. В каждом крупном городе есть несколько дилерских автомагазинов Горьковского, Волжского, Ульяновского заводов, которые не расширяют свой ассортимент. Что же касается независимых участников рынка, то на их прилавках уже очень широко представлены запчасти не некоторые иномарки российской и украинской сборки. Это связано, в частности, с тем, что российские производители автокомплектующих не стоят на месте. Осознавая, что в обозримом будущем российские автомобилестроители будут вынуждены уступить значительную долю рынка автоконцернам, которые собирают автомобили в России, они начинают осваивать этот сегмент рынка. Что же касается традиционных российских автозаводов, то наиболее широко на сибирском рынке автозапчастей представлены запчасти на автомобили ВАЗ (см диаграмму №1), на втором месте ГАЗ, доля автомагазинов, в которых имеются запчасти на автомобили УАЗ и Иж почти в 2 раза меньше. Причем, если в ситуации с УАЗом - это, как правило, специализированные автомагазины, то про запчасти на Иж, продавцы чаще всего говорят: «распродаем остатки». Так что в перспективе ближайших 3-4 лет владельцы этих автомобилей могут столкнуться с проблемой дефицита запасных частей на свои машины.

 

 Представленность автозапчастей в автомагазинах для отечественных автомобилей

 

Шаровые опоры Lada Priora

 

Этот сегмент рынка шаровых опор, пожалуй, наиболее конкурентный и насыщенный. Шаровые опоры для ВАЗ производит около десятка производителей в СНГ, также на рынке представлено около 10 фирм-упаковщиков. Впрочем, для машины «десятого» семейства и Lada Priora,  которая, как известно, является рестайлинговой версией ВАЗ-21010, шаровые опоры предлагают далеко не все участники рынка. И даже сами продавцы в магазинах заявляют, что шаровые опоры на Priora далеко не всегда есть в наличии. Так на момент опроса 24% автомагазинов, торгующих запчастями на автомобили ВАЗ, признались, что шаровых конкретно на Priora у них нет. Что касается структуры рынка шаровых опор на Lada Priora в Сибири, то её вы можете увидеть на диаграмме №2.

 

Шаровые опоры для Lada Priora

 

Лидирующую группу составляют три производителя: БЗАК (Белебей), Белмаг и Трек. Причем для Трек и Белебей практически одинакова, в то время, как Белмаг немного уступает своим конкурентам. Все остальные участники рынка отстают от лидеров рынка очень сильно. Интересная закономерность наблюдается и в диаграмме, которая отражает ценовую политику производителей шаровых опор и их дилеров. Если мы посмотрим на диаграмму №3, то у нас не возникнет никаких сомнений в том, что БЗАК, Белмаг и Трек тщательно отслеживают цены своих конкурентом и стараются придерживаться одного уровня, не занижая и не завышая свои цены по отношению к главным конкурентам. По нашей информации средняя стоимость розничных цен на шаровые опоры этих трёх производителей различается не более чем на 2 рубля, что укладывается в рамки статистической погрешности. Хотя, в конкретных торговых точках стоимость шаровых опор Трек, БЗАК и Белебей может отличаться и на 10-15 рублей, но это уже, скорее всего, связано с ценовой политикой самого продавца. Наиболее доступны по цене шаровые опоры торговой марки «Кедр». Самые дорогие, к нашему удивлению - опоры Fenox. Они оказались даже дороже опор Herzog, которые позиционируются на рынке, как немецкие.

 

Средние цены на шаровые опоры для Lada Priora

Шаровые опоры ГАЗ-3110

 

Проблем с наличием шаровых опор на данную марку автомобиля  розничных магазинах сибирских городов отмечено не было. Во всех торговых точках, которые торгуют запчастями на автомобили Горьковского автозавода, можно приобрести шаровую опору на последнюю легковую модель ГАЗа. Количество производителей шаровых на это семейство отечественных автомобилей не столь широко - все же Волга не такой массовый автомобиль, и далеко не все игроки рынка считают необходимым включат в свой ассортимент запчасти для этих машин. Есть и другие особенности, отличающие этот сегмент рынка от ВАЗовского. В частности, многие розничные продавцы в ответ на вопрос о том, какие шаровые опоры представлены в их магазине, ответили: «оригинал». Между тем, в силу того, что самого конвейера по сборке автомобилей «Волга» ГАЗ-3110 уже не существует, выяснить, кого из отечественных производителей шаровых опор продавцы именуют «поставщиком на конвейер» не представляется возможным. Известно, что с середины нулевых годов, шаровые опоры на ГАЗ поставляла компания «Трек». Не исключено, что в доле «оригинальных» шаровых опор, значительную долю занимает именно этот брэнд, но утверждать это на 100% невозможно, поэтому мы и оставили в диаграмме эту группу без изменений. Она же, кстати и оказалась самой большой, а на втором месте, уже упомянутый выше «Трек», который заметно опережает всех своих конкурентов. Хорошо представлены на рынке шаровые опоры: БЗАК, Белмаг, Fenox и «Автодеталь-Сервис».

 

Шаровые опоры для ГАЗ 3110

 

Стоимость шаровых опор на ГАЗ-3110 составляет в среднем около 290-315 рублей. В этот ценовой диапазон укладываются шаровые опоры ведущих игроков рынка (Трек, Белмаг, БЗАК, Автодеталь-Сервис). В нижнем ценовом сегменте располагается продукция таких брэндов, как Nobel и ТДК (Арзамас).

 

Немного ниже среднего уровня стоят также шаровые опоры Herzog и Fenox.

 

 Средние цены на шаровые опоры для ГАЗ 3110

 

Шаровые опоры «Иж Ода»

 

Анализировать данный сегмент рынка непросто, поскольку количество торговых точек, в которых можно приобрести запчасти на автомобили ИЖ, стремится к нулю. Продавцы сетуют на низкий спрос и закрывают данное направление. Однако в производственной программе изготовителей шаровых опор, запчасти на «Иж» пока ещё имеются. Так что под заказ покупателю скорее всего смогут привезти практически любую деталь подвески. Что касается шаровых опор на Ижевские автомобили, последний из которых покинул конвейер аж 2006 году, то выбор их на рынке невелик. Около 47% продавцов заверили, что для «Оды» можно подобрать шаровую опору у любого производителя, который производит данные детали для автомобилей ВАЗ. 10% продавцов честно признались, что у них имеются шаровые опоры из Китая. В 28% торговых точек мы обнаружили продукцию фирмы Fenox. В небольшом количестве на рынке представлены шаровые опоры ещё двух марок: Трек и Nobel.

 

Марки шаровых опор для Иж Ода

 

В общем, конкуренция за этот сегмент рынка не так уж велика, что в общем-то и понятно. Ведь при аналогичной стоимости за деталь, объемы продаж ВАЗовских запасных частей превышают долю «ИЖа» в десятки раз. Что же касается цен, то самые дорогие шаровые опоры на «Оду» предлагает «Трек». Стоят они не дешевле «ГАЗовских» - 300 рублей. Немного подешевле шаровые опоры Fenox – 268 рублей. Китайская продукция и шаровые опоры Nobel  занимают нижний ценовой сегмент.

 

 Средние цены на шаровые опоры для Иж Ода

Подведем итоги

 

Наиболее желанным для большинства производителей шаровых опор был и остается сегмент деталей на автомобили Волжского завода. Помимо того, что за последние 30 лет автомобили ВАЗ разошлись по стране гигантским «тиражом», так это к тому же единственная марка, которая пока ещё производится в России. Волга и Иж благополучно отошли в мир иной и в лучшем случае будут интересовать производителей и продавцов запчастей в течение ближайших 5-7 лет. Затем они перейдут в разряд раритетов, запасные части на которые надо заказывать специально, платить за них большие деньги и ждать неделями. Из производителей шаровых опор следует выделить продукцию компании «Трек», которая одинаково хорошо представлена во всех трёх сегментах. Его главные конкуренты «Белмаг» и «Белебеевский завод автокомпонентов» уверенно соперничают с ним на ВАЗовской ниве, но заметно уступают в сегменте ГАЗа и Иж. Ценовая политика лидеров примерно одинакова, как впрочем и у компаний упаковщиков, которые предлагают шаровые опоры по более низким ценам. Однако и среда «упаковщиков» неоднородна и по цене и по качеству. Отрадно, что у потребителя есть хороший выбор.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >