+79139857900

Система охлаждения сегодня

27 февраля 2014 в 09:15

Настроить систему охлаждения становится все сложнее. Со временем эти системы усложняются, из-за этого выявить утечку становится все труднее. Коррозия, охватившая радиатор отопителя, износившееся прокладочное соединение и неисправное уплотнение водяного насоса могут в кратчайшие сроки повредить вашу систему охлаждения.

 

Чаще всего утечки в системе охлаждения возникают из-за износившегося радиатора или шланга отопителя. Как правило, либо трескается шланг, либо сдает радиатор. Стоит почаще заглядывать под капот для того, чтобы проверять состояние шланга. Если шланг пропускает воздух - это может привести к серьезной аварии на дороге. Если под капотом вы увидите сжатый шланг, на котором отчетливо видны трещины, — не паникуйте! После нескольких лет службы это нормально. Тем не менее, подобное состояние может обернуться точечными утечками в будущем. Однако улучшенная резина, в частности EPDM (каучук на основе сополимера этилена, пропилена и диенового мономера) может значительно продлить жизнь шланга отопителя.


Усложнение систем охлаждения делает их куда более уязвимыми перед утечками, чем это было раньше. Мы не видим, как часто разрываются шланги и дают о себе знать другие причины утечек, однако достоверный факт – в современных системах охлаждения вода наружу просачивается чаще, чем это было раньше.


В данной статье мы расскажем, как проверять на герметичность современные системы охлаждения. Срок службы ОЖ в современных автомобилях становится все больше. На практике это означает, что автовладелец и мастер техобслуживания реже проверяют систему охлаждения. Соответственно, увеличивается вероятность пропуска утечки. Под угрозой находится сердцевина обогревателя, которая больше других подвержена коррозии, прокладочное соединение и уплотнения водяного насоса. Проблемы, связанные с этими деталями, продиагностировать куда сложнее, нежели справиться с трещинами в трубках отопителя.


Система охлаждения гибридного автомобиля

 

Двойная система охлаждения «гибрида»

«Гибрид», или электромобиль, имеет несколько систем охлаждения. Если у вашего автомобиля есть только двигатель внутреннего сгорания  – значит, у вас как минимум имеется  хотя бы одна пара отводов для системы охлаждения (отопления) салона, несколько отводов для охлаждения трансмиссии и моторного масла, интеркулер с охлаждающей жидкостью для турбокомпрессора, система рециркуляции отработавших газов и, возможно, подогреватель топлива (в случае если машина работает на дизеле). «Гибриды» же обычно имеют дополнительную систему жидкостного охлаждения для электродвигателя, в которую «вшит» насос, резервуар и дополнительная муфта соединения шлангов. И хотя, к примеру, Nissan Leaf EV и некоторые другие электромобили имеют лишь одну воздушную охладительную систему, работающую от высоковольтной батареи, большинство «гибридов» все же обладают дополнительной системой жидкостного охлаждения. К примеру, Chevrolet Volt имеет дополнительную систему охлаждения, которая обеспечивает повышенный уровень охлаждения батарейного отсека. Это необходимо учитывать при обслуживании гибридных автомобилей, доля которых с каждым годом растёт.


Расширительный бачок

Абсолютно герметичной системы охлаждения не существует. Потери охлаждающей жидкости неизбежны, однако нужно стремиться минимизировать их и устранить реальные утечки. Чаще всего при проверке системы охлаждения  мастера забывают проверить сам расширительный бачок для охлаждающей жидкости. Этот резервуар представляет собой термопластический корпус со швами, которые нередко дают течь, даже если нет каких-либо видимых трещин. Утечку трудно обнаружить, так как охлаждающая жидкость течет вдоль шва, затем вдоль поверхности кузова автомобиля и может испариться еще до того, как окажется на земле. Заметить ее можно, сняв болты с резервуара и вытащив его. Только так можно увидеть утечку на шве. Если бачок находится под давлением системы охлаждения, утечка может быть весьма существенной.

 

На большом числе автомобилей расширитель крепится к радиатору, и следы утечек из швов можно обнаружить на нем. Поэтому, когда вы видите охлаждающую жидкость на трубке между ребрами радиатора, прежде чем сделать окончательные выводы, проверьте возможность протекания расширителя.  Если машина не старая, а охлаждающая жидкость не загрязнена лишними примесями, и вы видите следы физического повреждения, маловероятно, что причиной утечки стала коррозия. Скорее всего, источником утечки стал уплотнительный шов на корпусе радиатора. 

 


Водяная помпа

Водяная помпа часто является самым очевидным источником утечки. Утечку трудно определить, потому что из дренажного отверстия постоянно вытекает несколько капель антифриза. Как понять, каково нормальное количество антифриза на поверхности помпы? (Небольшое просачивание необходимо, поскольку антифриз выполняет роль смазки для стопорных колец помпы). После смазки единственным местом, куда может попасть охлаждающая жидкость, является сливное отверстие.

 

В последних моделях GM есть крошечное углубление прямо под дренажным отверстием, и вы никогда не увидите, как охлаждающаяся жидкость стекает на землю. Она остается в углублении и быстро испаряется. В других моделях бывает по-всякому. Уплотнители помпы в Toyota с небольшой периодичностью выпускают много охлаждающей жидкости для смазки деталей, и некоторые мастера ошибочно диагностируют утечку ОЖ, в то время как имеет место лишь временное обильное выделение жидкости для смазки.

 

Главный признак реальной утечки – мокрое пятно. Если вы видите пятно в районе помпы, просто вытрите его бумажным полотенцем. Если на полотенце будет мокрое пятно – значит, утечка продолжается до сих пор. Если на полотенце будет сухое небольшое пятно – значит, утечка была временной, и помпа вряд ли является основной причиной снижения уровня антифриза. 


Определение герметичности водяного насоса

 

Шланги

В последнее время вместо обычных шлангов в системах охлаждения используют формованные шланги. При замене следует использовать именно такие шланги.  Если вы не можете найти шланг подходящих размеров, обратите внимание: существуют гибкие металлические рукава, которые при установке на шланг придают ему нужную форму и угол кривизны. Это поможет установить шланг в моторный отсек без появления лишних складок и перегибов.

 

Одно из основных изменений в конструкции за последние годы - это разветвленная форма шланга. Как мы отмечали ранее, подобные изменения произошли как реакция на добавление теплообменников для двигателя и трансмиссии и появление рециркуляции отработавших газов. Разветвленные шланги используются в самых современных радиаторах.

 

Разветвленные шланги давно доступны на вторичном рынке. Есть качественные дубликаты. Некоторые сервисы пытаются самостоятельно делать и ремонтировать такие шланги. Как правило, при таком ремонте возникает изменение геометрических размеров шланга, что приводит к повышению рисков образования трещин и повреждений шлангов. В случае повреждения разветвленного шланга постарайтесь все же подобрать качественный дубликат формованного сочлененного шланга. Это повышает шансы на качественный ремонт.

 


Хомуты

Утечку через хомуты обнаружить легко. Прямой сигнал - неестественный цвет этой детали. Цвет меняется как раз в результате постоянного контакта с ОЖ. В последнее время при замене хомутов рекомендуется использовать не металлический, а  термоусадочный пластиковый хомут. Он работает по принципу теплообменника и не дает вытечь охлаждающей жидкости. Закреплять его гораздо удобнее, нежели металлический хомут.

 

 

Уплотненный шов

Тем не менее, сегодня большинство утечек связано все же со швами на корпусе. Скорей всего причина кроется в том, что системы охлаждения становятся все сложнее, в конструкции все чаще используются металлические швы. Всегда изучайте инструкцию перед работой в системе охлаждения автомобиля. Там, как правило, описан алгоритм поиска всевозможных неисправностей. Там же на схеме указаны все имеющиеся металлические швы.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Код ошибки на «Мерседесе»? Не спешите менять запчасти

В нашей школе диагностов «Инжекторкар» мы всегда учим студентов не...

2 фев 2021 в 07:59

Подробнее >
Photo

Трофи-сервис вдали от дома

Ралли-марафон «Шелковый путь-2019» завершился. Позади осталось более...

23 авг 2019 в 18:41

Подробнее >
Photo

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

«Errare humanum est – Человеку свойственно ошибаться!» –...

16 авг 2018 в 07:42

Подробнее >