+79139857900

Сокращающийся выбор. Помогут ли СПИК увеличить выбор моделей

3 июля 2020 в 08:40

Сегодня на модели локальной сборки приходится 86% российского авторынка, а в перспективе станет еще больше. Многие автобренды продают в Российской Федерации только локально выпускаемые модели. Доля импортных автомобилей в структуре предложения постоянно сокращается.

Снижение импорта происходит из-за невысоких объемов продаж, поэтому автопроизводителю часто бывает невыгодно везти из-за границы неходовую модель. В результате количество представленных в автосалонах моделей автомобилей уменьшается.

Вдобавок, сейчас мы получаем локальные новинки с некоторым опозданием, из-за того, что заводам и поставщикам необходимо переналадить производство на выпуск модели. Примеров достаточно много. Чешский кроссовер Skoda Karoq дебютировал в 2017 году, а в российских автосалонах дилеров чешской марки появился лишь в 2020-м. Такой временной разрыв связан с наладкой выпуска автомобиля в Нижнем Новгороде. В принципе, автосборочным заводам выгоднее растягивать жизнь моделей на конвейере, если ставить во главу угла себестоимость производства  и экономические показатели предприятий. В результате ставка в России на локальное производство еще сильнее затормозит обновление модельных рядов. А это снизит выбор для российского автомобилиста.  

Сегодня введен институт специальных инвестиционных контрактов. Это тонкий инструмент стимулирования, который позволит государству «персонально» поддержать отдельных автопроизводителей. Сегодня у нас появилась возможность заглянуть в будущее российского автопрома и оценить, насколько в будущем увеличится предложение для отечественных автомобилистов.  

На сайте профильного Министерства промышленности и торговли РФ недавно был опубликован Реестр
Специальных инвестиционных контрактов, в обновлённом варианте от 12 февраля 2020 года. Здесь перечислены 45 заключенных СПИКов в разных отраслях промышленности.

Из этого реестра можно почерпнуть данные о перспективных планах развития модельных рядов автопроизводителей, заключивших СПИК на период 10 лет.  

С позиций сегодняшнего дня такой длительный срок выглядит чересчур продолжительным. Но, с другой стороны, жизненный цикл моделей автомобилей с последующим фейслифтингом и модернизацией часто превышает 10 лет.

 

transervice_03_2020-16

 

Модели спикового периода  

Один из крупнейших по объемам инвестиций специнвестконтракт заключен с немецким автопроизводителем Volkswagen. Обязательства немецкой компании заключаются в развитии, прежде всего, существующего модельного ряда. Речь идёт о заводе в Калуге и о сборочных мощностях на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Помимо уже локализованных моделей под брендами Volkswagen (Polo, Tiguan)  добавится компактный кроссовер VW Tarek, ближайший родственник чешского кроссовера Skoda Karoq. В свою очередь чешская марка Skoda зафиксировала следующие модели: Rapid, Octavia, Kodiaq и Karoq. Также в СПИК упоминается «новая модель компактного внедорожника» и «крупноразмерный внедорожник». Наверное, это единственный автопроизводитель, который обязуется вывести сразу три новые модели. Правда, сроки их вывода назначены на прошлый 2019 год, но как видно, они уже нарушены. Недавно внутри концерна Volkswagen Group произошло распределение зон ответственности. За российский рынок теперь будет отвечать чешская компания Skoda Auto.

Крупнейший зарубежный инвестор в российский автопром корейский альянс Hyundai KIA согласно подписанного инвестконртракта не планирует расширение модельного ряда на своем петербургском предприятии. Объем инвестиций определен в размере 16,67 млрд руб. В реестре указаны «узлы, агрегаты и комплектующие» по трём моделям: Hyundai Creta, KIA Rio, Hyundai Solaris, локализованным сейчас на заводе в Санкт-Петербурге.

Тем не менее, корейские марки предлагают в салонах своих официальных дилеров весьма широкий модельный ряд. Причем они также локальной сборки: их выпуском занимается калининградский завод «Автотор».

Калининградское ООО «Автотор Холдинг» замахнулся на весьма широкий модельный ряд корейских брендов. Модели KIA – Soul, Sorento, Sorento Prime, B-SUV, Picanto, Cee’d, Cerato, Optima, Stinger, Sportage, Mohave, Quoris. А также заявлены модели Hyundai – Sonata, Elantra, Tucson, Santa Fe, Grand Santa Fe. Также на калининградском предприятии налажен выпуск  корейского премиум-бренда Genesis с моделями G70, G80, GV80, G90. По полному циклу в Калининграде выпускают четыре модели. Это кроссовер KIA Sorento, седан KIA Cerato и кросс-хэтч KIA Soul. Недавно введен сварочный комплекс по выпуску до 30 тысяч кроссоверов KIA Seltos, который обозначен в СПИКе как B-SUV. Остальные модели выпускают из поставляемых машинокомплектов. Также этот западный форпост российского автопрома зафиксировал в соглашении 9 моделей баварского автопроизводителя BMW (таблица).

Компания Mazda-Sollers не планирует расширять модельный ряд, выпускаемый на владивостокском предприятии. Это седан Mazda 6, кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9. Планируемый объем инвестиций – 2,8 млрд руб.

Другой японский автопроизводитель Toyota также не будет расширять модельный ряд автомобилей, выпускаемых в РФ. Он сосредоточится на локализации Toyota Camry и RAV4,  инвестируя в производство сумму
20 млрд руб.

Ульяновский автозавод группы Sollers продолжит выпуск УАЗ Патриот и Хантер. А вот другое СП этого автопроизводителя ISUZU-Sollers планирует запустить SUV УАЗ 2021, по всей видимости, это широко рекламируемый «Русский Прадо». Инвестиции в СП составят 4,9 млрд руб. Помимо перспективного вездехода СП выпускает линейку грузовых Isuzu.

Также в реестре обозначены планы калужского завода ПСМА Рус. В соглашении фигурируют автомобили Peugeot на платформе К0 и новые автомобили на этой же платформе. Расшифровываем. Это семейство выпускаемых сегодня пассажирских минивэнов/фургонов Peugeot Traveller/ Citroen Spacetourer и их коммерческие варианты. Далее, в реестре СПИК указаны автомобили PSA на платформах Т и В. Это не что иное, как до сих пор нераскрученные на нашем рынке седаны размерного класса С -  Citroen C4 и Peugeot 408, которые не стали конкурентами таким автомобилям как Skoda Octavia и KIA Cerato. Есть в реестре и указание на автомобили на платформе В9. Это нечто иное, как автомобили предыдущего поколения Peugeot Partner/ Citroen Berlingo, снятые с производства в Европе. И «вишенкой» на СПИКе французского предприятия выглядят планы освоить выпуск 1,6-литрового дизеля. Легковые дизели в своей производственной программе не предлагал ни один зарубежный автопроизводитель. Инвестиции французы оценили в 7 млрд руб.

 

transervice_03_2020-1db6

 

АвтоВАЗ в альянсе 

Наиболее масштабной оказалась производственная программа по выпуску  новинок у отечественного гиганта АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Правда, в реестре указана также марка Datsun, но, как известно, она вскоре покинет российский рынок. 

Сначала о новинках зарубежных участников альянса. В модельной линейке японской марки Mitsubishi сделана ставка на Outlander и Pajero Sport, а в последующий период появятся новые кроссоверы Mid SUV и Compact SUV. По всей видимости, первый – это следующее поколение Outlander, а вторая модель - один из компактных кроссоверов в модельной линейке производителя (скорее, Mitsubishi ASX).

Nissan продолжит выпускать текущую линейку -  Nissan Qashqai, X-Trail, Murano. Но вот интересный момент: под брендом Nissan до конца срока СПИК (до 2028 года) должны появиться модели с условным обозначением:   New Compact SUV, New Mid SUV 1, New Mid SUV 2. Что это за модели? Можно с высокой степенью достоверности предположить, что это следующие поколения моделей. New Compact SUV –  Terrano, или модель, которая придет ей на смену, например Nissan Kiks. New Mid SUV 1 – будущий Qashqai, New Mid SUV 2 – следующее поколение X-Trail. 

Другой участник альянса — французский автопроизводитель Renault обязался локализовать с 2021 по 2028 гг. в России следующие модели под условными индексами: B SUV; B sedan; Mid SUV; New compact SUV; new C segment SUV; new C SUV/Crossover; New B SUV; New B Sedan. Под новинками скрываются новые поколения Logan/Sandero, Duster, Kaptur, Arkana.

Но наибольшие загадки скрывает озвученный ассортимент моделей инвестиционного контракта, которые обязался освоить АвтоВАЗ под брендом Lada. Предположим, что это автомобили B Segment1 (Granta); B Family (Granta универсал); Compact SUV1 (4х4); Lower C Segment (семейство Vesta); Compact SUV2 (Niva). Соответственно, за новинками New B Segment1 и New B family скрывают следующие поколения этих автомобилей на платформах франко-японского альянса, о необходимости перехода на которые неоднократно высказывались руководители тольяттинского предприятия.

Таким образом, в целом в период действия подписанных СПИКов, модельные ряды автопроизводителей совсем ненамного увеличатся отдельными моделями автомобилей. Фактически в соглашениях зафиксирован текущий модельный ряд и его модернизированные версии. Таким образом, выбор российского автомобилиста несущественно расширится и останется не таким обширным. Интересно,
но в СПИКах своего слова не сказал китайский автопром.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >