+79139857900

Течеискатель: в поисках утечек…

12 апреля 2013 в 11:16

Утечка фреона – одна из самых распространенных проблем систем кондиционирования в автомобиле. В скором времени потеплеет, и многие автомобилисты с удивлением обнаружат, что их кондиционеры, которые прошлым летом исправно работали, отказываются охлаждать воздух. Помимо систем кондиционирования, серьезные проблемы автовладельцам доставляют скрытые утечки антифриза, моторного масла и других технических жидкостей в труднодоступных местах. При обращении на СТО с данной проблемой  автомеханик в первую очередь обязан проверить систему на герметичность. Какие приборы для этих целей сегодня предлагает рынок автосервисного оборудования? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в нашей сегодняшней статье.

 

Течеискатели для применения на СТО бывают двух типов: жидкостные и электронные. Принципы действия у них кардинально отличаются. Наборы для проверки герметичности систем охлаждения и кондиционирования с помощью специального жидкого флуоресцентного красителя, светодиодного фонаря и очков, строго говоря, нельзя называть течеискателем. Это именно набор средств, позволяющий довольно точно определить место утечки. Тем не менее, у него есть и определенные недостатки, которые затрудняют его применение на станциях технического обслуживания. Главная проблема – длительность теста. Судите сами: для того, чтобы выяснить, есть ли утечка жидкости или газа в подкапотном (или любом другом) пространстве, механику необходимо залить в систему специальный флуоресцентный краситель и дать системе какое-то время поработать с данным красителем, чтобы он показал место утечки. Только затем можно будет одевать очки, брать в руки фонарь и тщательным образом исследовать зону за зоной. Основной плюс данного метода диагностики заключается в высокой точности. Ультрафиолетовый краситель в составе хладагента, антифриза, моторного масла, тормозной жидкости определяет даже микроскопические утечки. Однако использовать данный способ диагностики в составе линии инструментального контроля не представляется возможным из-за того, что проверка отнимает слишком много времени.

 

«В некоторых странах, например в США, все технические жидкости заливаются в автомобиль уже с данным красителем. Автомобиль, заезжая на автосервис, уже готов к диагностике, поэтому там данный способ получил довольно широкое распространение, – говорит начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин. На наших дилерских станциях такой практики нет. В связи с этим, кстати, данный способ диагностики получается довольно дорогим по цене ­ стоимость флуоресцентного красителя каждый раз закладывается в цену. Это второй недостаток данного метода диагностики».

 

Компаний, которые сегодня предлагают данную продукцию, великое множество. Подобные наборы производят и итальянские, и американские, и китайские производители. Однако при выборе поставщика следует все же убедиться в том, одобрен ли выбранный вами бренд автопроизводителем, машины которого вы ремонтируете.

 

«В принципе, все поставщики данной продукции заявляют, что их краситель абсолютно безвреден для систем, в которых он используется. Другими словами, если после добавления его в систему охлаждения, кондиционирования, смазки утечка не выявлена, менять жидкость вовсе не обязательно. Но если у производителя этой жидкости нет одобрения от автопроизводителя, то в случае возникновения проблем автосервису могут предъявить претензии,  – отмечает Павел Распопин.

 

Вторая группа течеискателей – электронные. В отличие от жидкостного данный тип приборов ориентирован на обнаружение течи только одного типа материалов. В настоящее время в автомобильном бизнесе получили широкое распространение лишь два вида электронных течеискателей – это приборы для обнаружения утечек фреона в системе кондиционирования и приборы для определения утечек в газобаллонном оборудовании. Последние, кстати, сегодня включены в перечень обязательного оборудования при комплектации линий инструментального контроля на пунктах технического осмотра. Количество автомобилей, оборудованных ГБО, за последние несколько лет выросло в разы, а контроль за состоянием данного оборудования на автомобиле практически не осуществлялся. Теперь этот пробел устранен, и все ПТО обязаны проверять газовые магистрали в автомобиле на герметичность.

 

Российские производители диагностического оборудования довольно оперативно отреагировали на данное нововведение. Одной из первых российских компаний, разработавших газоанализатор для проверки утечек газа из ГБО, стала Научно-производственная фирма «МЕТА» из города Жигулевска Самарской области.

 

 «Прибор ТМ­МЕТА  состоит из чувствительного полупроводникового датчика, к которому подключен удлинитель (для доступа в узкие места). Прибор проводится возле газового баллона, фитингов и вдоль газового провода, на всем пути топлива по магистрали до двигателя. В случае обнаружения утечки прибор включает световую и звуковую сигнализацию, – отмечает менеджер компании Мета Илья Сычев. ­ Прибор не может измерить концентрацию газа, поскольку для тех целей, для которых он создавался, это не нужно. Тем не менее, он позволяет довольно точно установить факт утечки и зону утечки. В месте более высокой концентрации газа прибор начинает сигнализировать о наличии более сильно.  Течеискатель определяет пары метана, пропана, бутана, ацетилена, аммиака, бензина, спирта и многих других. Он универсален. Его можно использовать не только для проверки автомобилей, но и в помещениях жилого и коммерческого назначения».

 

Газовый течеискатель компании «Мета» работает автономно — от собственных батарей. При работе в условиях повышенной шумности он может оснащаться наушниками. К сожалению, данный прибор не чувствителен к утечкам фреона, так что если вы ищете устройство для экспресс-диагностики системы кондиционирования в автомобиле, то вам следует обратить своё внимание на зарубежные разработки. Их, кстати, не так уж и мало. На рынке автосервисного оборудования сегодня не менее десятка приборов разного уровня чувствительности и эффективности. Разброс цен тоже довольно большой. Самые доступные по цене электронные течеискатели обойдутся покупателю в сумму около 2500-2700 рублей. Наиболее дорогие устройства стоят в 4 раза дороже. Но, как вы сами понимаете, самый дешевый прибор не всегда можно назвать самым эффективным.

 

«Самые дешевые устройства малоинформативны. Они начинают пищать, буквально стоит их только засунуть в подкапотное пространство. Никакой пользы от такой диагностики нет. Электронный искатель утечек всегда менее информативен, чем жидкостный, но и он должен точно определять зону утечки, иначе он будет попросту не нужен,  – заявляет Павел Распопин. – Я бы рекомендовал потребителям обращать внимание на устройства с регулируемой чувствительностью. На начальном этапе течеискатель работает в режиме высокой чувствительности. После определения зоны утечки он переводится в режим пониженной чувствительности, что позволяет точно определить место утечки. Если утечка не микроскопическая, то с помощью такого устройства легко можно установить место повреждения. Если же  фреон утекает через микротрещинки в трубопроводах, то диагносту все же потребуется помощь в виде жидкостного набора. Я считаю, что на автосервисе должны использоваться оба устройства. Один для экспресс­диагностики и определения больших утечек. Второй – для более точной диагностики».

 

К недостаткам дешевых электронных течеискателей можно также отнести то, что они реагируют на выхлопные газы и при включении рядом с работающим двигателем  могут давать ложные данные.

 

В завершение отметим, что срок службы электронных приборов не бесконечен. Сенсоры течеискателей со временем становятся менее чувствительными и требуют замены. Срок службы датчиков составляет у разных производителей от 6 до 10 лет. Как правило, чем выше цена течеискателя, тем больше срок службы сенсора. Поставщики недорогого оборудования компенсируют это, включая в комплект поставки 1-2 запасных датчика. И все же оборудование более высокого уровня на практике более эффективно - за счет более быстрого прогрева до рабочей температуры и более длительного времени работы в автономном режиме.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >