Маркетинговое исследование проводилось аналитическим отделом журнала «Трансервис. Автобизнес»
Все исследования можно посмотреть на портале проавтобизнес.рф в разделе автобизнес/исследования-рынка
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"
Большинство современных автомобилей оборудованы топливными фильтрами, которые устанавливаются в бак. Ресурс таких фильтров составляет, по рекомендациям разных автопроизводителей, от 60 до 80 тыс. километров пробега. Некоторые модели фильтров по регламенту и вовсе не меняются. Они подлежат замене только вместе с топливным модулем. Топливные фильтры наружной установки имеют емкость не более 30 тыс. километров пробега. Это по регламенту. На практике же фильтры такого типа в российских условиях эксплуатации меняются уже через 15-20 тысяч километров. В наш сегодняшний обзор попали фильтры обоих типов. По традиции, мы снова оцениваем розничный рынок по трем представителям разных сегментов автомобильного рынка.
Автомобили эконом-класса представлял Renault Logan. В данном автомобиле фильтр устанавливается как раз на топливном баке, в его передней части. Представителем среднего ценового сегмента в данном исследовании был Ford Focus второго поколения (третье поколение Focus мы пока не рассматриваем, поскольку основная цель нашего исследования – оценка сегмента aftermarket, для которого характерна ориентация на автомобили, уже вышедшие из-под гарантии автопроизводителя). В силу того, что на наиболее ходовых моделях Ford Focus второго поколения с бензиновым двигателем фильтр тонкой очистки топлива интегрирован с модулем бензонасоса и меняется только вместе с корпусом данного узла (то есть, не является расходным материалом), мы решили выбрать дизельный Focus1.8 TDCi. У дизельного двигателя Duratorq-TDCI 1.8L имеется сменный топливный фильтр (OEMN 1352443). Третий автомобиль, представляющий, с одной стороны, популярный в России сегмент кроссоверов, а с другой – полноценный бизнес-класс — это Toyota RAV-4. Один из наиболее распространенных топливных фильтров Toyota в данном сегменте – фильтр, имеющий OEMN2330028040. Этот фильтр устанавливается в бак, однако он является сменным элементом. Фильтр этой модели устанавливался не только на RAV-4, но и на целый ряд других моделей Toyota, оснащенных двигателями 1 ZZ-FE, 1AZ-FE/FSE. В каждом из обозначенных сегментов мы оценили представленность торговых марок независимых производителей автокомпонентов и среднюю стоимость фильтра у каждого из производителей.
Эконом-класс (Renault Logan)
Топливный фильтр тонкой очистки, устанавливаемый на Renault Logan, относится к числу самых простых по конструкции. Это обычный фильтроэлемент, заключенный в металлический корпус, имеющий с обеих сторон трубки для присоединения детали к топливопроводу. Не удивительно, что количество поставщиков данного фильтра на рынке Сибири очень велико. Наши аналитики обнаружили в торговой сети 4 сибирских городов 15 брендов, чье присутствие в этом сегменте рынка более-менее заметно. (диагр. 1). Лучше всего представлена оригинальная продукция. Фильтры OEM встречаются в 30% магазинов. На втором месте по этому показателю – фильтры Bosch (представлены в 22% опрошенных торговых точках). На третьем месте – фильтры Fram: они были замечены в 15% автомагазинов. У остальных конкурентов показатели намного скромнее. Ближе всех к тройке лидеров подобрались такие производители как Knecht, Steelox и Asam.
Ценовое лидерство в данном сегменте удерживают поставщики оригинальных фильтров. Средняя стоимость топливного фильтра Renault Logan, на котором красуется фирменный лэйбл французского концерна, составляет сегодня 537 рублей. В верхнем ценовом сегменте так же располагаются фильтры Purflux и Knecht. Их фильтры в розничной сети стоят дороже 400 рублей. В среднем ценовом сегменте расположились основные независимые поставщики – Fram (329,5 рублей) и Bosch (226,3 рубля). В нижнем ценовом сегменте представлены дубликаты менее раскрученных торговых марок.
Средний класс (Ford Focus)
Дизельные «Фокусы» на нашем рынке представлены гораздо хуже, чем бензиновые «Логаны», поэтому меньшее количество участников в этом сегменте рынка не является чем-то удивительным. Участники рынка примерно те же, что и в предыдущем сегменте. На первых позициях по представленности в розничной сети «оригинальные» фильтры и Bosch. Причем крупнейший независимый производитель автокомпонентов практически сравнялся с OEM по степени присутствия на российском рынке. На третьем месте, опять же, компания Fram, а вот далее мы видим и новые торговые марки. Заметно хорошо в этом сегменте представлены топливные фильтры Mann Filter, Alco Filter и уже знакомые нам фильтры Knecht. Присутствие остальных шести торговых марок на рынке Сибири – эпизодическое (см. диаграмму 2).
Если посмотреть внимательно на диаграмму со средними ценами, то мы обнаружим, что здесь четко определяются три ценовых сегмента. В верхний ценовой сегмент попадают оригинальные фильтры тонкой очистки топлива, а также продукция компании Knecht и Delphi. Средняя стоимость продукции этих трёх брендов – более 900 рублей за штуку. Заметим, что оригинальные фильтры почти на 60% дороже самого дорогого фильтра независимого бренда. В среднем ценовом сегменте – четыре участника: Mann Filter, Sofima, Fram и Bosch, розничная цена фильтров этого бренда примерно на 150 рублей ниже. В нижнем ценовом сегменте – все прочие торговые марки. Их продукция по цене находится в диапазоне от 200 до 400 рублей.
Бизнес-класс (Toyota RAV4)
В этом сегменте рынка число участников ещё меньше. Это отчасти объясняется тем, что ресурс ходимости топливных фильтров такой конструкции, как уже было отмечено в начале статьи, заметно выше, чем ресурс фильтров, устанавливаемых в разрез топливопровода. К тому же, с технической точки зрения производство фильтров такой конструкции – более сложный процесс. Возможно, именно поэтому некоторые производители «дубликатов» не осваивают данный сегмент рынка. Преимущество оригинальных фильтров в данном сегменте – подавляющее. Они представлены практически в каждом втором магазине. Из независимых поставщиков ближе всех к лидеру подобрался, как это ни странно, вовсе не японский бренд, а торговая марка GoodWill. Следом за ней по уровню представленности идут все остальные игроки рынка, среди которых вы увидите и известных японских производителей (Micro), и упаковщиков (Japan Parts, Nipparts), и корейские бренды.
Ценовое расслоение в этом сегменте не столь структурировано. Есть явный ценовой лидер – оригнальный фильтр Toyota Genuine Parts, который в рознице стоит около 1400 рублей. Есть независимый производитель премиум-класса – Micro, фильтр которого стоит в рознице около 900 рублей. Остальные же участники установили на свою продукцию заметно более скромные цены – от 300 до 600 рублей.