Сегодня дела американского автопроизводителя Ford на отечественном авторынке не так блестящи, как это было еще лет 10 назад. Автомобили марки Ford давно покинули список самых популярных у россиян легковых автомобилей. Наш аналитический отдел проанализировал ситуацию и пришел к неоднозначным выводам.
Падение интереса к машинам с синим овалом началось еще в 2012 году, и хронологически связано со сменой поколений модели Ford Focus. Сегодня результаты продаж модельной линейки Ford весьма скромны (чуть более 50 тыс. штук в 2018 году). Сравните, автомобилей Volkswagen Polo в этот же период продано на несколько тысяч больше. Причем, ситуация с продажами не выправляется уже длительное время, и несмотря на обновление модельного ряда «синего овала».
В прошлом году самой популярной моделью линейки стал Ford Focus, а второе место в модельной линейке американского автопроизводителя в России у кроссовера Ford Kuga. Среднеразмерный кроссовер Ford Explorer разошелся тиражом в 3 804 экземпляра.
Так выглядят модели Ford в российском рейтинге новых автомобилей по итогам прошлого года.
33. Ford Focus 14 388
35. Ford Kuga 13 909
57. Ford EcoSport 4 369
61. Ford Explorer 3 804
73. Ford Fiesta 1 706.
На этом не совсем радужном фоне легкового сегмента, относительно оптимистично выглядят продажи только коммерческой техники. Ford Transit в прошлом году завоевала титул самой популярной иномарки в сегменте LCV.
Обиднее всего, что американский концерн стал одним из крупнейших инвесторов в отечественный автопром. Он был в числе немногих автопроизводителей, которые подписали соглашения с правительством РФ по модели "промсборка-2". Согласно условий такого соглашения инвестор обязан был создать на территории РФ сборочные мощности объемом выпуска 300-350 тыс. автомобилей в год, организовать производство двигателей или трансмиссий, а также оснащать ими 30% выпускаемых в России автомобилей. Уровень локализации выпускаемых автомобилей должен составить 60%.
Ford в рамках совместного предприятия с отечественным партнером Sollers выполнил все эти условия "промсборки-2".
Однако сразу после новогодних праздников руководство американского гиганта объявило о пересмотре стратегических планов на Старом континенте. Речь шла не о расширении производства, а о сокращении и отказе от ряда моделей. И, соответственно, о закрытии сборочных предприятий в Европе. Причина проста – европейское подразделение Ford приносит убытки. Доля бренда неуклонно сокращается с 2010 года и сегодня составляет 6,5%.
Поэтому компания намерена кардинально сократить модельный ряд: из машин местного производства в нем останутся по большей части кроссоверы (Kuga, EcoSport) и фургоны, а производство компактвэнов и минивэнов будет свернуто. Производство Ford Mondeo полностью перенесут в Китай, выпуск Ford Fiesta передадут в Индию. То есть из европейских легковых моделей в гамме останется только Ford Focus.
Вопрос о будущем российского СП Ford Sollers сейчас находится в стадии рассмотрения. Решение по нему будет принято во втором квартале текущего года. Рассматривается ряд вариантов. Самый кардинальный - сохранение только производства фургонов Ford Transit на заводе в Елабуге (Татарстан). Сборочные площадки в Набережных Челнах (бывший завод ЗМА, на котором выпускался автомобиль «Ока») и Всеволожске (Ленинградская область) прекратят выпуск автомобилей. Судьба выпускаемых легковых моделей Fiesta, Focus, Mondeo и EcoSport пока «висит» в воздухе: они при таком варианте либо станут импортными, либо вообще уйдут с российского рынка.
Косвенно, развитие по самому кардинальному сценарию подтверждает и совладелец компании Sollers Вадим Шевцов. На прошедшем в феврале в Сочи инвестиционном форуме, он заявил в кулуарах, что «в любом случае, бизнес Ford изменится в России, потому что уже сейчас понятно, в каких сегментах Ford неконкурентоспособен. Сейчас рассчитаются последние стресс-анализы. Я думаю, что в ближайший месяц такая работа будет проведена. Мое частное мнение, я не могу отвечать за Ford - что бизнес Ford нужно будет в России преобразовать».
По словам Шевцова, у компании есть ряд моделей, которые «в принципе, видно, что неконкурентоспособны, и продолжать их производство, наверное, вряд ли целесообразно». При этом глава Sollers сказал, что речь идет о легковом сегменте компании, и отметил, что в самом Ford могут их «дотировать, сколько хотят», а сам он не может «ничего за Ford говорить».
Можно предположить такое развитие событий. Мощностей Ford на Старом континенте хватит, чтобы закрыть все потребности российского рынка. Ведь например, завод в румынской Крайова может выпускать до 200 тысяч автомобилей EcoSport. Зачем американскому гигану держать завод в России, если сбыт данного автомобиля находится на весьма низком уровне. Также можно порассуждать и о судьбе Ford Fiesta. Модель субкомпакта явно у нас "не пошла". А потребности даже более-менее раскрученного смарт-кроссовера Ford Kuga может обеспечить испанское сборочное предприятие в Валенсии.
Также весьма неопределенной выглядит дальнейшая судьба моторного производства, расположенного в Татарстане. Завод может выпускать 105 тыс. двигателей в год.
Правда, на том же инвестиционном форуме глава администрации Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что завод во Всеволожске в 2019 году закрывать не будут. «Завод Ford у нас пока остается. Мы провели переговоры, и Ford подтвердил, что с учетом нашего преимущества логистики — нахождения рядом со странами Европы — они остаются. Мы сейчас можем говорить по 2019 году: в 2019 году завод будет работать». Значит, Ford Focus еще год поживет на отечественном рынке.
Эксперты также не исключают варианта переноса в РФ производства ряда моделей из-за Brexit. Но, впрочем, британцы давно считают Ford своей маркой и пойдет ли на риск руководство американского автопроизводителя, большой вопрос.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен