Увеличить возможности использования гусеничных кранов для решения разнообразных задач на стройплощадке позволяет применение разнообразного навесного оборудования. Из монофункциональной подъемно-транспортной техники гусеничный кран превращается в универсальный строительный комплекс. На российском рынке увеличение спроса на такую спецтехнику обусловлено необходимостью развития энергетической, транспортной инфраструктуры, промышленного строительства, модернизации технологий производства, а также спецификой подготовленности дорожной инфраструктуры в начальный период освоения площадок.
Совсем недавно специалисты заговорили о том, что в считанные годы гусеничные краны будут вытеснены со строительных площадок их аналогами на автомобильном шасси. Звучали и такие мнения, что гусеничные краны – неактуальный продукт. Однако время расставило все на свои места. Эта спецтехника показывает достойные результаты как по производительности, так и в экономномичности ведения работ. Практика использования дополнительных устройств и агрегатов сделали гусеничные краны многофункциональной машиной.
В чем же преимущество гусеничных кранов? Благодаря ходовой части, гусеничный кран может перемещаться на неподготовленных строительных площадках. В собранном состоянии гусеничный кран не нуждается в дополнительном свободном пространстве и может работать в стесненных условиях. Он обладает грузовым моментом, большим, чем у автокрана той же грузоподъемности. Использовать другие краны в таких случаях неэффективно. Это связано со сложностью монтажа или с невозможностью перемещения с грузом. Гусеничные краны используются в жилищном строительстве: на «нулевом» цикле возведения новых зданий и домов. Машины этого типа практически незаменимы при возведении мостов, транспортных развязок, где работы часто ведутся на неподготовленной площадке и мягком грунте. Также кран можно использовать для монтажа другой грузоподъемной техники.
Гусеничные краны превосходят автомобильные по грузовысотным характеристикам, их стрелы длиннее, а ряд моделей поставляют с рабочим оборудованием в башенно-стреловом исполнении. С гусеничными кранами часто используют грейферы, электромагниты и копровые установки, оснастку для перегрузки контейнеров. Недостаток гусеничных кранов, т. е. обратная сторона достоинств, – это трудоемкие процессы монтажа-демонтажа и транспортировка. Монтаж требует вспомогательного грузоподъемного средства, а то и нескольких и соответствующего количества транспортных средств, число которых при перевозке сверхтяжелых кранов может составлять несколько десятков.
Зарубежные производители «не оставили» нишу гусеничных кранов и предлагают широкий модельный ряд техники. Среди самых известных на отечественном рынке – Liebherr. Серийно выпускается гусеничные краны трех серий, но под монтаж навесного оборудования используются краны только серии HS . Отличительная особенность кранов Liebherr – двигатели и агрегаты гидропривода собственной разработки и производства. Краны Liebherr отличаются хорошей грузоподъемностью в большинстве конфигураций, гибкой компоновкой стрелы, быстрым и легким самомонтажом. Пользуются хорошей репутацией у российских строителей. Немецкая фирма Sennebogen предлагает 10 моделей гусеничных кранов с решетчатой стрелой и три модели с телескопической. Среди других можно отметить производителейManitowoc Cranes, Terex Demag, Kobelco, альянс Hitachi и Sumitomo Heavy Industries Construction Crane.
Но все же на рынке доминирует, а в парках строительных фирм присутствует продукция отечественных заводов. «Номер один» в проектировании, производстве, продаже и сервисном обслуживании гусеничных кранов в России является Челябинский механический завод (ЧМЗ). За всю историю заводом выпущено более 10 тысяч единиц гусеничных кранов. Их отличают не только конкурентоспособные грузовысотные характеристики, но и многофункциональность. Кран с несколькими возможностями (может использоваться, например, как электростанция или копровая установка) и вариантами работы (кран может быть оборудован грейфером, электромагнитом и др.) привлекает надежностью и простотой технических решений. Сегодня они являются самыми распространенными российскими гусеничными кранами. В этом сегменте рынка присутствует и Ульяновский механический завод с тремя моделями МКГС. К сожалению, ряд отечественных производителей кранов на гусеничном ходу прекратили развивать эту тематику и закончили производство этой грузоподъемной техники.
По программе импортозамещения
Гусеничный кран изначально является многофункциональной техникой. Спектр работы этой спецтехники весьма широк: от производства работ на нулевом цикле до монтажа оборудования в построенном здании. Хотя основное назначение крана - эффективное выполнение строительно-монтажных операций и погрузочно-разгрузочных работ с обычными грузами. В современных условиях перечень навесного оборудования для гусеничных кранов существенно расширился так же, как и номенклатурный ряд самих кранов российского производства. Выпускаемые в России гусеничные краны ДЭК на Челябинском механическом заводе, адаптированы для широкого спектра навесного оборудования. «Стремление строительных организаций максимально оптимизировать использование техники и расширить перечень выполняемых работ определяет потребность монтажа на гусеничные краны ДЭК дополнительного навесного оборудования, - говорит Николай Лысов, специалист Челябинского механического завода по продукту «Гусеничные краны». - В настоящее время опыт монтажа навесного оборудования на краны ДЭК очень большой. ЧМЗ предлагает заказчикам широкий выбор такого оборудования: грейфер объемом 2,5 куб. м для перемещения сыпучих грузов; электромагнит; гидравлический и дизельный молот с массой ударной части до 5 тонн для забивки железобетонный, металлических сваи и шпунтов длиной до 14 м; гидравлический вращатель для сооружения буронабивных свай диаметром до ?500мм и длиной до 10 м».
Наиболее широко распространены установки на базе кранов ДЭК-251 и ДЭК-321 с дизельными молотами российского производителя. Тем не менее, в последнее время активно внедряются современные разработки. В 2008 году был представлен гидромолот из Новосибирска («Ропат») и были реализованы проекты по монтажу данного оборудования на краны ДЭК. При участии Челябинского механического завода велись перспективные разработки по доработке гидравлического гусеничного крана ДЭК-361 для создания компактной и легкой копровой (сваебойной) установки. На базе инновационного дизель-электрического крана ДЭК-401 грузоподъемностью 40 тонн был реализован проект сваевдавливающей установки, применяемой в районах с высокими требованиями к сейсмоактивности.
Сейчас отечественный парк сваебойного и бурового оборудования в строительном комплексе в основном построен на базе неповоротных платформ (например, тракторов), доля которого в среднем составляет 70%. Тем не менее, существует устойчивая тенденция применения установок на поворотных платформах (краны, экскаваторы, специальные установки). Несмотря на более высокую стоимость такой установки, она оказывается значительно более технологичной и экономичной при проведении фундаментных и прочих специализированных работ. Перспективы применения гусеничных кранов как базовых машин определяются несколькими факторами. Основные из них – большая установленная база гусеничных кранов в России (около 12 тыс.единиц техники) и широкий номенклатурный ряд, позволяющий применять разнообразное по техническим характеристикам (масса ударной части молотов, максимальная длина сваи, сечение и т.п.) навесное оборудование. При этом обеспечивается многофункциональность за счет сохранения полноценных функций крана.
В зависимости от типа оборудования и способов проведения работ состав оборудования может изменяться. Как правило, общими для такого оборудования являются мачта, система позиционирования мачты с гидроцилиндрами и соответствующее исполнение крана. Для монтажа гидромолота и/или гидровращателя (допускается совместная установка на базовую машины для лидерного бурения) дополнительно требуется гидравлическая станция. Также существуют методы забивки свай подвесными молотами, который изначально предполагает применение гусеничного крана с решетчатой стрелой как базовой машины без дополнительного монтажа мачты и системы позиционирования.
В России до сих пор остаются нереализованными в виде отлаженного серийного производства проекты специальных сваебойных-буровых машин, отличительными чертами которых являются компактные габариты и удобство при транспортировке. Сейчас доступна в основном только импортная техника или техника, собираемая на территории РФ, полностью из импортных комплектующих. «Эффективным решением может служить применение в качестве базы гусеничного крана ДЭК-401, выпускаемого Челябинским механическим заводом по программе импортозамещения и отлично приспособленного для работы с навесным оборудованием, - продолжает Николай Лысов. - Его основные преимущества как базовой машины в высокой несущей способности, позволяющей применять различные типа молотов, а также в возможности перемещения с максимальным грузом. Дополнительный плюс - компактные транспортные габариты (ширина - 3,2 м и высота - 3,07 м). Независимость на объекте от другой грузоподъемной техники, т.к. кран является самомонтируемым».