+79139857900

Ваша тепловая автономия

24 января 2012 в 11:04

Интерес к автономному теплоснабжению растет пропорционально росту тарифов в коммунальном секторе экономики. Тарифы растут ежегодно, а качество услуг, предоставляемых централизованными поставщиками тепла, тем не менее, остается на довольно невысоком уровне.

Необходимо также принять во внимание и тот факт, что подключиться к центральным коммуникациям в последние годы все сложнее. Особенно если речь идет о крупном помещении, расположенном на городской окраине, или за чертой города.

Между тем именно в этих зонах сегодня наблюдается активное строительство новых станций технического обслуживания, складов с автотоварами, автомобильных торговых центров и даже автосалонов. Для многих из них автономное отопление является наиболее простым и доступным способом решения проблемы. Современные автономные источники теплоснабжения максимально автоматизированы. Они не требуют постоянно внимания. Стоимость некоторых энергоносителей достаточно комфортна для представителей бизнеса. Более того, у станций технического обслуживания имеется практически бесплатное топливо — отработанное масло, используя которое можно одновременно решить сразу две проблемы — утилизацию масла и отопления ремонтной зоны. В общем, автономное тепло составляет сегодня серьезную конкуренцию централизованным источникам. И хотя момент для конструктивного диалога на тему создания автономной системы отопления в какой то степени уже упущен, как никак на дворе конец октября, мы решили задать несколько вопросов поставщикам оборудования о том, как создать оптимальную систему автономного отопления для предприятия, работающего в сегменте автобизнеса.

Выбор топлива

По большому счету отапливаться можно чем угодно. Все зависит от того, какие вложения компания готова сделать на старте, при создании автономной системы отопления. К примеру, оборудование для работы с электричеством — самое простое и недорогое. Если у вас есть необходимый запас выделенных электромощностей, то вам даже не придется проходить, какие-либо согласования. Можно обращаться напрямую в компанию, торгующую необходимым оборудованием, заказывать проект, закупать оборудование и устанавливать. Проблема в том, что стоимость электричества довольно высока. Соответственно, сэкономив на стадии создания системы отопления, компания рискует понести большие затраты в процессе эксплуатации. Отапливаться дизельным топливом дешевле, чем электричеством, однако цена оборудования для работы с этим энергоносителем сопоставима со стоимостью газовых котлов. А газ, как известно почти в два раза дешевле «солярки». Следовательно, газ предпочтительнее. По словам, заместителя директора по сбыту компании «Инженерные сети» (г. Новосибирск) Юрия Бауэра, если рядом с объектом проходит газовая магистраль, то установка газового котла, или строительство котельной (когда речь идет о крупном объекте) будет оптимальным решением. «Сам энергоноситель стоит недорого, оборудование тоже можно выбрать довольно демократичное по цене. Процесс согласований не сложен». Ну а как быть, если газ провести невозможно, или слишком дорого, что часто бывает при строительстве объектов за городской чертой. По мнению Юрия Бауэра, в этом случае единственно возможным вариантом остается уголь. Твердотопливные котлы стоят недорого. Цена самого топлива также невысока. Единственный минус — на зимнее время необходимо нанимать кочегара. Зато, если построить полноценную угольную котельную, то можно отапливать не только себя, но и «соседей». Этот вариант оптимально подходит для очень крупных складских модулей и производственных помещений, которые расположены за городской чертой. Чтобы построить такую котельную в черте города, придется получать дополнительные разрешения.

Менее всего проблема выбор топлива должна волновать владельцев автосервисов, имеющих в своей структуре пункт замены масла. У них топливо, в буквальном смысле этого слова, лежит под ногами. Согласно статистике, ежегодно собираемые в России объемы использованных масел превышают 2 млн. тонн. Из них только 40% используются в народном хозяйстве, судьба остальных 60% неизвестна. Между тем, отработанные масла имеют энергетическую ценность, более чем в 2 раза превышающую показатели угольного топлива и более чем на 10% — дизельного. Качественное сжигание одного литра отработанного масла позволяет выделять порядка 11 кВт тепловой энергии.

Виды оборудования на отработанном масле

На сегодняшний день российский рынок предлагает порядка десятка марок оборудования, в основном зарубежного производства. Это воздухонагреватели и водогрейные котлы. Следует отметить, что пока в сфере авторемонта наиболее широкое распространение получили нагреватели воздуха. Они более доступны по цене, не требуют сложного монтажа и очень быстро прогревают воздух в крупных помещениях с высокими потолками. К простейшим нагревательным устройствам относятся, так называемые, капельно-испарительные аппараты. Принцип их работы практически тот же, что и у обычной «буржуйки». Печь имеет встроенный топливный бак, из которого масло подается на испарительную тарелку, расположенную внутри камеры сгорания. Масло поджигается вручную, затем тарелка постепенно разогревается и начинает в свою очередь греть масло, которое образует легковоспламеняемые пары. Как только печь разогреется до нормальной температуры, процесс испарения стабилизируется, и образующиеся пары сгорают. Корпус камеры сгорания, выполняющий функцию теплообменника, обдувается снаружи вентилятором (в самых маломощных моделях даже вентилятор отсутствует); нагретый таким образом поток воздуха направляется в помещение.

Минусов у таких «печей» не меньше, чем плюсов. Полного сгорания масла при такой технологии добиться невозможно. Следовательно, вы фактически не столько отапливаете помещение, сколько занимаетесь утилизацией масла. Несгоревшие остатки масла в виде смолистого нагара остаются на испарительной тарелке, которую необходимо чистить ежедневно. Это крайне неудобно. Печь надо тушить, ждать пока остынет тарелка и снимать нагар.

Весь мир уже давно отказался от такого варварского сжигания масел и перешел на использование полностью автоматизированных отопительных систем, работающих на масле. Принцип действия таких теплонагревателей следующий. Отработанное масло через фильтры перекачивается насосом из внешнего топливного бака к горелке. Перед попаданием в форсуночный блок для уменьшения вязкости масло нагревается в блоке подогрева. Далее топливо распыляется через форсунку и смешивается с вторичным воздухом, нагнетаемым вентилятором горелки, создается легковоспламеняющаяся смесь, которая поджигается электроразрядом. Камера сгорания обдувается снаружи мощным вентилятором. Нагретый таким образом поток воздуха направляется в отапливаемое помещение. Данная технология позволяет осуществлять максимально полное сгорание топлива, а операции по сервисному обслуживанию теплогенераторов сводятся к удалению пепла из камеры сгорания и чистке нагревательного элемента, которые необходимо производить не чаще одного раза в сезон. КПД подобных систем доходит до 85%. Тот же самый принцип используется и в водогрейных котлах. К сожалению, пока эти отопительные системы крайне слабо представлены на нашем рынке, но положительные сдвиги есть. В этом году в продуктовой линейке компании «Импакт-Сибирь» (Новосибирск) появились воздухонагреватели и водогрейные котлы всемирно известной американской компании Energy Logic, которая сегодня занимает лидирующие позиции в производстве отопительных систем на отработанном масле. Как заявили нам в компании «Импакт-Сибирь», стоимость этих устройств довольно высока, но учитывая нулевую стоимость топлива, любая станция технического обслуживания сможет окупить эти затраты уже в ближайшие годы работы.

Кстати, в том, что затраты на автономное отопления окупают себя убежден и Юрий Бауэр (Инженерные системы): «Как быстро? Это зависит от каждого конкретного проекта. Однако, вне всяких сомнений, затраты на автономное отопление существенно ниже, чем при использовании центрального отопления. И проблем меньше. Все что нужно — это заключить договор на сервисное обслуживание с компанией, которая занималась комплектацией и монтажом оборудования. Этот договор предусматривает регулярный осмотр объекта и оперативный выезд при возникновении любых внештатных ситуаций».

Варианты комплектации

Варианты комплектации системы отопления напрямую зависят от типа помещения. Если речь идет об автомагазине или офисном помещении с невысокими потолками, то можно использовать самую обычную водяную систему отопления с традиционными батареями. Для отопления крупных производственных и складских помещений продавцы климатического оборудования, рекомендуют использовать водяные калориферы, которые более эффективно и быстро прогревают воздух.

Если необходимо прогреть лишь небольшой участок помещения, то можно вообще ограничиться инфракрасными отопителями, которые будут нагревать только ту зону, на которую направлен излучатель.

Воздушное отопление эффективно в том случае, если мы имеем дело с помещением, имеющим высокие потолки и большую площадь. В этом случае прогрев будет более быстрым и эффективным.

Для того, чтобы составить оптимальный комплект, следует обращаться в компанию, которая имеет лицензию на проектирование зданий и сооружений. Вообще, если речь идет об оснащении строящегося помещения большой площади, то лучше всего заранее, ещё на первой стадии строительства составить проект теплоснабжения предприятия, чтобы вы могли представлять себе будущие затраты.

Когда начать?

Если речь идет о покупке воздушного нагревателя, как дополнительного источника тепла, то приобрести и запустить его в работу можно довольно быстро. Как уже было отмечено выше, это оборудование не требует сложного монтажа. Совсем другое дело, если речь идет о создании полноценной автономной системы с нуля. В этом случае необходимо заказывать проект, согласовывать его в контролирующих органах, укомплектовывать необходимым оборудованием и монтировать. На создание такой системы уходят месяцы. И, к сожалению, конец осени не самый лучший момент для старта. Дело в том, что сейчас у всех компаний, работающих в данной сфере, идет завершение основных работ. Лучше всего задуматься о решении данной проблемы летом, либо даже в конце весны, чтобы у нас была возможность в спокойном режиме создать проект, пройти все согласования, произвести комплектацию, монтаж, запустить и проверить оборудование до прихода первых холодов.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >