По мере того как независимые автотехцентры стали пользоваться дилерским ПО, добытым легальными и нелегальными путями, многие автопроизводители наблюдают отток клиентов из дилерских центров. Даже несмотря на гарантийный период, автовладельцы стали чаще обращаться в независимые СТО, поскольку стоимость обслуживания там гораздо ниже.
Такая ситуация не нравится локальным дистрибьюторам брендов, поскольку прибыль от продажи нового автомобиля не велика, а основная доля дохода дилерских СТО приходится на продажу запчастей и сервисные работы. Ответной реакцией стало внедрение в бортовые блоки управления специальной защиты, которая блокирует доступ неавторизованного диагностического устройства в область проведения сложных специальных функций.
Иными словами, независимые СТО смогут читать и удалять коды ошибок, проверять текущие параметры и делать активационные тесты, но провести, например, адаптацию нового компонента уже не получится, поскольку бортовой блок управления потребует разрешение на доступ к этой функции в режиме онлайн. Дилер разрешение получит. Независимый сервис – нет.
Такая защита получила название SGW (Security gateway), и впервые её стали применять на автомобилях Fiat/Chrysler в 2018 году. Их примеру последовали Hyundai, Kia, VAG, Mercedes-Benz, Toyota, Nissan. С каждой новой платформой система защиты расширяется на большее количество моделей и модулей. Теперь, к примеру, независимый сервис не заменит сцепление или тормоза на свежем Tucson или Santa Fe. Его прибору просто будет отказано в выполнении нужной функции.
Автоконцерны якобы радеют за безопасность управления автомобилем и доверяют только своей дилерской сети. Хотя на деле блокируют не только функции, связанные с безопасностью. Действия автопроизводителей по сути направлены против китайских диагностических приборов (ведь клоны дилерских приборов и взломанные программы приходят к нам в основном из этой страны). И хоть они нарушают антимонопольное право, «привязывая» автомобили к ДЦ, но существуют варианты для легального доступа к спецфункциям, защищенным SGW.
Производители готовы давать легальный и даже бесплатный доступ на обход SGW в обмен на информацию о том, кто, что и когда делал с автомобилем их производства. Для этого они сертифицируют оборудование, предназначенное для независимых сервисов, в числе которого приборы AUTOCOM, DELPHI, BOSCH, G-SCAN, CARMANSCAN, ZENITH, VCDS. Китайские марки пока не приветствуются.
Как же работает эта система? У каждой марки приборов обход SGW реализован по-разному. Для получения разрешения, как правило, требуется регистрация не только техстанции, но и диагноста персонально в базе данных автопроизводителя. Например, корейские ZENITH и CARMANSCAN требуют обязательную регистрацию приборов после приобретения и передают эту информацию автопроизводителям по специальному договору. Далее при выборе защищенной функции на экране прибора появляется просьба подключиться к сети интернет и войти в свою учетную запись. Только после этой процедуры владелец сканера может прописать, например, новые ключи в систему иммобилайзера или провести замену блока управления.
В американской программе VCDS для диагностики автомобилей Audi/VW/Skoda/Seat иной подход. Защита у VAG называется Schutz der Fahrzeugdiagnose (SFD). Идея её в том, что сканер позволяет создавать лог связи с автомобилем, и после отправки лога на портал немецкой компании диагност получает виртуальный токен для входа в систему, привязанный к определённому ВИН-коду. DELPHI создала свой портал, на котором регистрируются пользователи приборов. Затем им даётся разрешение для обхода SGW при работе со Smart, Mercedes-Benz, Fiat и некоторыми другими марками. Вся информация о проделанных операциях отправляется на сервер автопроизводителя.
С одной стороны, автоконцерны берут под контроль процесс ремонта и анализируют работу независимых станций. С другой, владельцы легального диагностического оборудования получают полноценный доступ к заблокированным системам и могут завершить процесс диагностики и ремонта. В обмен – передают информацию о себе и проведенных операциях, а также недорого платят за доступ. Главное в этой системе связи – работа проверенным оборудованием от надежного поставщика. Китайские производители сканеров пока в этот список не входят.
Станислав Светозаров, компания «Интерлакен Рус»
Сайт компании