+79139857900

Все на борьбу с контрафактом

1 декабря 2020 в 13:44

Рынок автозапчастей, наряду с табачным, лекарственных препаратов и электроники, обуви и аксессуаров, а также сигарет и алкоголя, является наиболее «засоренным» нелегальной продукцией. По оценкам экспертов, сегодня продажа такой продукции растет в среднем на 20% в год, нанося существенный ущерб правообладателям. Проблеме контрафакта на рынке автозапчастей была посвящена онлайн-панельная дискуссия «Проблема контрафактной продукции на рынке автозапчастей».

Эксперты статьи

Антон Губницын,

генеральный директор и руководитель «ТИАР центра»

Алексей Стрючков,

старший специалист по продажам ООО «Денсо Рус»

Артем Нуриахметов,

менеджер по продукту OSRAM

Казимиерас Саржицкас,

региональный директор по Северо-Восточной Европе и Центральной Азии

 

Незаконный оборот нелегальной продукции в последнее десятилетие приобрел массовый характер и стал острейшей проблемой для правообладателей. Сегодня фактически все игроки рынка автозапчастей столкнулись с этим явлением. Существующий набор инструментов, противодействующих распространению такой продукции, позволяет бороться с этой «эпидемией». Специалисты, участвующие в панельной дискуссии, организатором которой выступила компания OSRAM, отмечали, что пока данный инструментарий не идеален. Но даже в таком виде воздействие на ситуацию имеющимися средствами и подходами, как показывает опыт ряда компаний, приводит к положительному результату и определенному прогрессу борьбы с контрафактом.

В последнее время на проблему оборота нелегальной продукции стали обращать внимание государственные органы. Немаловажно, чтобы и сами правообладатели разрабатывали и реализовывали собственные стратегии борьбы с контрафактной продукцией.

Все о контрафакте и его негативных проявлениях 

На панельной дискуссии были обнародованы результаты масштабного исследования, проведенного OSRAM и «ТИАР центром»  по распространению контрафактной продукции на российском рынке автозапчастей. Результаты оказались неутешительными. По данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). С этих цифр начал свое выступление Антон Губницын, генеральный директор и руководитель «ТИАР центра».

«Важно определить, что такое контрафакт. Контрафактом  называем ту продукцию, на которой размещен чужой товарный знак, либо обозначение, сходное с товарным знаком. В большинстве случаев, контрафакт является фальсификатом, товаром который не соответствует техническим регламентам и качеству оригинала, содержит недостоверную информацию о своих технических характеристиках», - отметил Антон Губницын.

По его словам, самые «популярные» подделки на рынке запчастей – это «расходники», то есть регулярно заменяемые детали: фильтры, тормозные комплектующие, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. Как правило, в зоне риска находятся автомобили бюджетных брендов либо  средней ценовой категории.

Поддержка спроса со стороны автомобилистов обусловлена стоимостью такой продукции, которая в среднем на 30 - 50% дешевле оригиналов, а также степенью толерантности к контрафакту в обществе.

Руководитель «ТИАР центра» отметил, что проблему контрафакта следует рассматривать с точки зрения, прежде всего, безопасности движения. Сегодня в стране насчитывается более 53 млн автомобилей. Это огромная «армия машин», от технического состояния которой зависит безопасность дорожного движения. Контрафактные детали производятся с серьезными нарушениями стандартов качества, так как используются более дешевые материалы и при их производстве применяется несоответствующее производственное оборудование. В результате такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо раньше оригинальных, а также могут привести к повреждению других систем автомобиля. Это также влечет за собой финансовые потери автомобилиста.

Второй аспект. Проблема контрафакта это проблема социально-экономическая. Она заключается в том, что незаконный импорт и производство контрафактных автокомпонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. По оценке, объем недополученных налогов за 2019 год только в части НДС составил более чем в 24 млрд руб. Только упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году оценены в 461 млн руб.

Также эта проблема касается автомобилистов, которые при покупке получают автозапчасти, которые выходят из строя раньше ожидаемого срока. Вдобавок, это экономическая проблема для производителей оригинальных автокомпонентов, которая напрямую влияет на их конкурентоспособность.

Антон Губницын отметил: «Есть еще один аспект, о котором мало кто говорит. Это экология. Приведу простой пример, если мы с вами говорим о «расходниках», или например, о лампах, то контрафакт выходит из строя в два­три раза быстрее, чем оригинальные расходные автокомпоненты. Таким образом, получается в два­три раза пропорционально больше отходов, в том числе опасных, содержащих ртуть, свинец и другие тяжелые металлы и примеси». Руководитель «ТИАР центра» привел такие данные. Использование поддельных деталей в двигателе приводит с увеличению расхода топлива на 15%, показатель выбросов углекислого газа возрастает на 180 тыс.тонн. Контрафактное моторное масло увеличивает расход в 2,6 раза, повышает объем отходов на 40 тыс. тонн и приводит к загрязнению почвы и воды из-за попадания нефтепродуктов. 

Объем рынка контрафакта в РФ, по оценкам «ТИАР центра», составил 348 млрд руб. при общем объеме рынка автозапчастей в объеме 1,1 трлн руб. При этом динамика роста рынка контрафакта выше динамики роста рынка автозапчастей. Это тревожная тенденция.

Антон Губницын контрафактные детали разделил на три типа. К самому массовому относятся запчасти, произведенные в кустарных условиях, а также восстановленные запчасти. Вторая категория контрафакта - это неоригинальные запчасти из таких стран как Китай, Турция и ряд других стран. И совсем небольшую долю в контрафакте составляют те детали, которые произведены на крупных автокомпонентных производствах, но пакуются заказчиком в упаковку, содержащую чужие опознавательные знаки. 

Также можно выдели три основных канала поставки контрафакта на отечественный розничный рынок запчастей. Подделки попадают через несетевые автомобильные сервисы, оптово-розничные рынки, наподобие «Кунцево» в Москве, а также через онлайн-маркетплейсы. При этом опрошенные участники исследования отмечают, что крупные площадки электронной коммерции готовы к сотрудничеству и реагируют на обращения правообладателей.

Происхождение контрафактных деталей имеет как отечественное происхождение, так и зарубежное. Отечественные модели автомобилей рискуют получить контрафактные детали, которые произведены в основном в России. Контрафактные детали для локализованных моделей иномарок - примерно «50 на 50» – половина производится в РФ, другая половина ввозится из-за границы. Контрафакт для импортируемых моделей, не производимых в РФ, имеет зарубежное происхождение.

 

автомагазин

 

Корпоративная борьба 

Опыт борьбы с контрафактной продукцией в России связан с приходом на рынок автозапчастей крупных игроков. Алексей Стрючков, старший специалист по продажам ООО «Денсо Рус», отметил, что в 90-ые годы прошлого столетия произошло зарождение и хаотичное развитие рынка автозапчастей. На нем не было никакого контроля со стороны государства и его контролирующих и регулирующих органов. Рынок захватил «серый» импорт. Уже позже в 00-ые годы сформироваться пул официальных поставщиков, обозначился тренд на уход с рынка «серых» импортеров.  В текущее десятилетие наблюдалось усиление контроля со стороны государственных служб, а также дальнейший рост рынка. Именно тогда крупные производители озадачились причинами потерь продаж от наличия на рынке контрафакта.

Алексей Стрючков на панельной дискуссии сформулировал общие проблемы российского рынка, тормозящие борьбу с контрафактом. Это, прежде всего, недостаточное внимание со стороны правоохранительных органов к так называемым «серым продавцам», у которых идет реализация товара  за наличные, платежи без документов, без чеков. Это основной канал сбыта контрафакта.  Бесконтрольные поставки контрафактных запчастей идут с территории сопредельных государств, и прежде всего стран-членов Таможенного союза. Существенная доля контрафакта реализуется через магазины автозапчастей, которые совершенно не заботятся о репутации, предпочитают заработок сегодня вместо стратегического развития своего бизнеса. Не способствуют борьбе с подделками и низкие штрафы при выявлении контрафакта или незаконного использовании товарного знака. Потери «серых импортеров» невелики. Новый тренд – повышение качества подделок, которое можно выявить только через профессиональную экспертизу. 

Опыт борьбы с контрафактной продукцией компании Denso оказался весьма удачным. Сегодня результатом этой работы является цифра: контрафакт по продукции Denso на российском рынке составляет менее 1%.

Какие же мероприятия были проведены, способствующие столь впечатляющему результату? Компанией  были выявлены все импортеры продукции Denso, заявляющие товар под данным брендом на таможне. Далее, рынку был «подан сигнал» о наличие контроля со стороны Denso. Это дало первый положительный эффект. Подан иск к индивидуальному предпринимателю, ввозившему контрафактную продукцию из Китая под маркой Denso. Были также разработаны информационные блоки по отличиям оригинальной продукции и контрафакта. Эти отличия демонстрировались в презентационной части компании на технических семинарах. Выпущены ряд статей о подделках в автомобильных изданиях.

Алексей Стрючков отметил, что ситуация на рынке автозапчастей медленно, но улучшается. Емкость российского рынка серьезно возросла и привлекает еще больше производителей компонентов, которые уделяют внимание вопросам искоренения контрафакта. Для чего должен быть налажен обмен информацией между производителями, усилен контроль над интернет-магазинами, которые являются сегодня одним из основных каналов сбыта контрафакта. Как одно из средств, препятствующих появлению подделок, является развитие розницы дистрибьюторами. 

 Практически у всех поставщиков-правообладателей на российском рынке схожие проблемы и методы и инструментарий их решения. Как отметил Артем Нуриахметов, менеджер по продукту OSRAM, в компании выстроена целая система по борьбе с контрафактом, ведь использование некачественных подделок может привести не только к финансовым потерям из-за поломок автомобиля и проблемам на этапе технического обслуживания после истечения срока гарантии, а также к аварийным ситуациям на дорогах из-за искажения освещения. То есть можно сэкономить незначительную сумму здесь и сейчас, а потом потратить в разы больше на решение проблемы.

Артем Нуриахметов рассказал о программе OSRAM по введению маркировки продукции.  С осени 2015 года каждая ксеноновая лампа имеет свой уникальный неповторяющийся семизначный код на упаковке. Клиент может проверить оригинальность лампы на сайте. Более того, такую же программу внедрили весной 2020 года на галогенные лампы. Все эти действия помогают существенно снизить количество подделок на рынке.

Борьба с контрафактом ведется компанией OSRAM по всем  главным направлениям. Работа с конечными клиентами позволяет проводить мониторинг и выявление подделок в розничной сети в разных регионах страны. Анализируются также интернет-ресурсы на предмет выявления дешевого товара под знаком OSRAM. При выявлении сразу начинается расследование.

 

контрафакт2

 

Интернациональный вопрос 

Проблема контрафакта не является чисто российской проблемой или проблемой стран СНГ, образовавшихся на месте Союза, для которых характерно позднее развитие рыночных отношений. Намного ранее с ней столкнулись ведущие западные страны по обе стороны Атлантики. Еще тридцать лет назад была создана Международная ассоциация по борьбе с контрафактом (React). Инициатором выступила Торговая палата Амстердама.  Это некоммерческая организация, имеющая представительства в более чем 100 странах мира. Членами React являются более 300 правообладателей. О международном опыте борьбы с контрафактом на панельной дискуссии рассказал региональный директор по Северо-Восточной Европе и Центральной Азии Казимиерас Саржицкас.

Деятельность международной организации происходит в трех направлениях: контроль на таможне, контроль на рынке и в сети интернет. В составе React работает подразделение по проведению расследований, выполняющее титаническую работу. Организация покрывает рынки 105 стран, где работают ее члены и партнеры. За прошлый год организация обработала порядка 50 000 дел по выявлению и изъятию контрафакта, не считая дел по нарушениям в интернет сети. В интернете было удалено 1 млн 800 тыс. объявлений. С «Али Экспресс» с аукционных сайтов было закрыто порядка 47 тыс. объявлений,  в том чисел в социальных сетях и приложениях. В итоге было изъято порядка 35 млн единиц контрафактной продукции. Эти цифры характеризуют масштаб работы.

Глобальные тенденции, которые наблюдают специалисты организации – смещение контрафакта в интернет. И это долговременный тренд, к которому должны внимательно отнестись и контролирующие органы, и правообладатели.

По словам Казимиераса Саржицкаса, наблюдается также приход контрафакта в социальные сети и скрытые интернет-магазины. Также растет число задержаний на таможне, но размер груза благодаря электронной коммерции уменьшается. В связи с этим растет число административных и уголовных дел.

Контроль рынка осуществляется по ряду направлений. Помимо традиционных проверок на местах продаж, инициирования участия в них правоохранителей, контрольных покупок, организация инициировала пилотный проект в Чехии. Было открыто дело  против арендодателя, администратора рынка, где продавались контрафактные автозапчасти. После многократных предупреждений о недопустимости торговли контрафактом, юристы организации обязали администрацию включить в договоры аренды пункты о том, чтобы продавцы и бизнесмены не имели права торговать контрафактом. В конце концов, это дело дошло до суда Евросоюза, который подтвердил и принял данное прецедентное решение о том, что арендодатель несет ответственность за то, что продается в его помещениях.

И в завершении Казимиерас Саржицкас рассказал об одном примере эффективного  сотрудничества государственных органов и правообладателей. Долгое время внушал тревогу оптовый рынок возле Варшавы, с которого контрафакт распространялся по всему региону Восточной Европы. Несколько лет назад была проведена масштабная операция по очистке рынка. В ней приняли участие более 150 сотрудников полиции, таможни, также были представители правообладателей. Сотрудники правоохранительных органов были наделены особыми полномочиями: они могли вскрывать торговые точки, изымать товар и т.д. В итоге было возбуждено более 100 уголовных дел. Но через некоторое время   продавцы контрафактной продукции вернулись на свои места на рынке.    

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >