О необходимости комплектации парка спецтехники и грузовых автомобилей современными автономными отопителями салона, предпусковыми подогревателями двигателя, подогревателями дизтоплива и моторного масла сказано немало. Одним из весомых аргументов в пользу этого климатического оборудования является фактор эффективности – за счет экономии топлива и расходов на ремонт, что полностью окупает все вложения. О том, насколько выгодна эксплуатация спецтехники и грузовых автомобилей, оснащенных подогревателями и отопителями, корреспонденту Авто Медиа рассказали специалисты по системам автономного отопления.
Технический директор компании «Элтра-Термо» Роман Кислицын приводит конкретные цифры экономии при использовании предпусковых подогревателей/отопителей Элтра-Термо на грузовых автомобилях.
«Ночная стоянка. Грузовой автомобиль на холостом ходу потребляет в среднем 10 литров в час дизельного топлива. При отсутствии подогревателя/отопителя водители на ночных стоянках не глушат двигатель. При условии отдыха 8 часов в день расход топлива составит: 8 час. х 10 л. = 80 л. При наличии автономного предпускового жидкостного подогревателя/отопителя не требуется заводить двигатель. Потребление топлива таким подогревателем как, например, Элтра-Термо (модель 15.8106) - 1,83 литра в час. За те же 8 часов расход топлива у него составит 15 литров. На самом деле расход топлива меньше, так как подогреватель, в отличие от двигателя, работает не постоянно, а циклично: прогрев – выход на заданный режим – режим остывания – снова прогрев. Но поскольку цикличность зависит от конкретной температуры воздуха, мы не будем к ней привязываться и посчитаем, что на улице -40 С и он работает постоянно.
При текущей стоимости дизельного топлива 24 рубля/ литр ночная стоянка без подогревателя обойдётся в 1920 рублей, а с подогревателем - 360 рублей. Экономия - более 1500 руб. в сутки. В России ночная температура ниже +5 (когда рекомендована работа подогревателя) - 9 месяцев в году или 270 дней. 1500 руб. х 270 дн. = 405000 руб.
Таким образом, подогреватель Элтра-Термо за один год окупает себя минимум 20 раз. При этом сохраняется здоровье водителя, так как подогреватели Элтра-Термо позволяют заранее, до прихода водителя и подогреть двигатель, и отопить кабину. Кстати, вопросы загрязнения окружающей среды работающим всю ночь вхолостую двигателем мы даже не затрагиваем - хотя в Европе такой «режим» работы грузовика просто запрещён! Другой пример - обычный холодный запуск двигателя. При холодном запуске двигатель работает в жестком режиме, потребляя около 30 литров топлива в час. Прогрев двигателя занимает примерно пол-часа, итого расход топлива - 15 литров. Выход на нормальный режим при помощи подогревателя Элтра-Термо занимает те же 30 минут, но при потреблении 1,83 литра в час; расход топлива составит менее 1 литра за прогрев. Разовая экономия: 14 л х 24 руб. = 336 рублей. Если исходить из того, что предпусковой подогрев проводится в среднем 1 раз в день, то за 6 мес. экономия составит более 60000 руб. (336 руб. х 6 мес. Х 30 дн.).
Технический директор компании «Элтра-Термо» Роман Кислицын приводит конкретные цифры экономии при использовании предпусковых подогревателей/отопителей Элтра-Термо на грузовых автомобилях.
Пример выгоды использования подогревателя
«Ночная стоянка. Грузовой автомобиль на холостом ходу потребляет в среднем 10 литров в час дизельного топлива. При отсутствии подогревателя/отопителя водители на ночных стоянках не глушат двигатель. При условии отдыха 8 часов в день расход топлива составит: 8 час. х 10 л. = 80 л. При наличии автономного предпускового жидкостного подогревателя/отопителя не требуется заводить двигатель. Потребление топлива таким подогревателем как, например, Элтра-Термо (модель 15.8106) - 1,83 литра в час. За те же 8 часов расход топлива у него составит 15 литров. На самом деле расход топлива меньше, так как подогреватель, в отличие от двигателя, работает не постоянно, а циклично: прогрев – выход на заданный режим – режим остывания – снова прогрев. Но поскольку цикличность зависит от конкретной температуры воздуха, мы не будем к ней привязываться и посчитаем, что на улице -40 С и он работает постоянно.
При текущей стоимости дизельного топлива 24 рубля/ литр ночная стоянка без подогревателя обойдётся в 1920 рублей, а с подогревателем - 360 рублей. Экономия - более 1500 руб. в сутки. В России ночная температура ниже +5 (когда рекомендована работа подогревателя) - 9 месяцев в году или 270 дней. 1500 руб. х 270 дн. = 405000 руб.
Таким образом, подогреватель Элтра-Термо за один год окупает себя минимум 20 раз. При этом сохраняется здоровье водителя, так как подогреватели Элтра-Термо позволяют заранее, до прихода водителя и подогреть двигатель, и отопить кабину. Кстати, вопросы загрязнения окружающей среды работающим всю ночь вхолостую двигателем мы даже не затрагиваем - хотя в Европе такой «режим» работы грузовика просто запрещён! Другой пример - обычный холодный запуск двигателя. При холодном запуске двигатель работает в жестком режиме, потребляя около 30 литров топлива в час. Прогрев двигателя занимает примерно пол-часа, итого расход топлива - 15 литров. Выход на нормальный режим при помощи подогревателя Элтра-Термо занимает те же 30 минут, но при потреблении 1,83 литра в час; расход топлива составит менее 1 литра за прогрев. Разовая экономия: 14 л х 24 руб. = 336 рублей. Если исходить из того, что предпусковой подогрев проводится в среднем 1 раз в день, то за 6 мес. экономия составит более 60000 руб. (336 руб. х 6 мес. Х 30 дн.).
Довольно сложно сразу подсчитать в деньгах широко известный факт: при запуске непрогретого дизельного двигателя происходит ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы. Каждый холодный пуск по износу равносилен для мотора пробегу 200-400 км в нормальных температурных условиях — а сколько их бывает каждый зимний день?».
Юрий Колесников, руководитель представительства ЭЛТРА-ТЕРМО в Сибирском регионе и регионального представительства Brano-Ateso (Чехия), предоставил таблицу, с помощью которой каждый может рассчитать экономический эффект от использования автомобильных подогревателей/отопителей:
Юрий Колесников, руководитель представительства ЭЛТРА-ТЕРМО в Сибирском регионе и регионального представительства Brano-Ateso (Чехия), предоставил таблицу, с помощью которой каждый может рассчитать экономический эффект от использования автомобильных подогревателей/отопителей:
№ п/п |
Расчёт экономии и окупаемости подогревателей двигателя 15.8106 (Элтра-Термо) и отопителей кабины Breeze (Brano, Чехия) |
Ед. |
Подогрев двигателя с помощью подогревателя 15.8106 (элтра-Термо) |
Отопленние кабины |
|
подогревателя 15.8106 (элтра-Термо) | отопителя Breeze (Brano, Чехия) | ||||
1 | Расход топлива на холостом ходу двигателя а/м за 1 час. | л. | 30* | 10 | 10 |
2 | Время подогревателя/отопителя в течение 1 дня | час. | 0,5 | 8 | 8 |
3 | Расход топлива двигателя за 1 день | л. | 15 | 80 | 80 |
4 | Цена топлива за 1 л. | руб. | 24 | 24 | 24 |
5 | Стоимость топлива, израсходаванного двигателем за 1 день | руб. | 360 | 1 920 | 1 920 |
6 | Расход топлива подогревателем/отопителем за 1 час | л. | 1,83 | 1,83 | 0,1 |
7 | Расход топлива подогревателем/отопителем за 1 день |
л. | 0,92 | 14,64 | 0,80 |
8 | Стоимость топлива, израсодованного подогревателем/отопителем за 1 день | руб. | 22 | 351 | 19 |
9 | Экономия на топливе за 1 день | руб. | 338 | 1 569 | 1 901 |
10 | Период использования подогревателя/отопителяв году |
дни | 180 | 270 | 271 |
11 | Экономия на топливе за год | руб. | 60 847 | 423 533 | 515 117 |
12 | Стоимость (розничная) подогревателя/отопителя (с монтажем) | руб. | 39 800 | 39 800 | 34 000 |
13 | Окупаемость стоимости подогревателя/отопителя (с монтажем) за год |
раз. | 1,5 | 11 | 15 |
Виктор Чубаров, главный инженер ЗАО «ОТЕМ Сибирь» — регионального представителя компании «Эбершпехер» (J.Eberspacher GmbH&Cо) — предоставил расчеты по экономической эффективности подогревателей и отопителей. «Автономные отопители для спецтехники могут решать следующие проблемы: гарантированный запуск двигателя в мороз; экономия ресурса двигателя; экономия топлива на прогреве двигателя; экономия топлива на поддержании рабочей температуры двигателя во время перерывов в работе; экономия времени, затрачиваемого на прогрев двигателя; безопасная эксплуатация техники; комфортная эксплуатация и здоровье работников. Кроме этого, жидкостные «гидроники» используются в системах отопления больших туристических автобусов и грузовых отсеков, в которых перевозятся грузы, боящиеся заморозков.
Возьмем для примера технику МАЗ и Scania
Во-первых, руб. рассмотрим экономию ресурсов двигателя. Двигатель ЯМЗ 238 Б-1 (МАЗ) стоит 220 тыс. руб., ресурс двигателя составляет 15000 часов. Двигатель Scania (380 л.с.) стоит 700 тыс. руб., а ресурс двигателя составляет 30000 часов. Производители двигателей приравнивают холодный запуск по износу к 25-35 часам работы двигателя. Стоимость одного холодного запуска составляет для МАЗ – примерно 440 рублей: (220 000 руб. : 15 000 час.) х 30 час. Для Scania – примерно 700 рублей: (700 000 руб : 30000 час)х30 час. Если за зимний период произойдет 100 запусков, то соответственно получим 44 тыс. руб. и 70 тыс. руб.
Во-вторых, экономия топлива при прогреве двигателя. Двигатель МАЗ расходует прядка 8 л час на холостом ходу. Двигатель Scania расходует около 10 л час на холостом ходу. Допустим, что на прогрев двигателя после запуска тратится 20 мин. (1/3 часа). МАЗ израсходует 2,7 литра дизтоплива или 57 руб., а Scania - 3,3 литра или 70 руб. Соответственно, в год за 100 запусков расходы составят 5700 руб. и 7000 руб. «Гидронику Д10» для прогрева этих двигателей потребуется менее одного литра.
В-третьих, экономия топлива при перерывах в работе. Просчитаем только перерывы на обед – 1 час. Для МАЗ {8 лчас – 1 лчас («гидроник»)}х21 рублитр=147 рублей. За 100 рабочих дней затраты на дизтопливо составят 14700 руб. Для Scania {10 лчас – 1 лчас}х21 рублитр=189 руб. За 100 рабочих дней затраты на дизтопливо составят 18900 руб.
В-третьих, экономия времени. На прогрев и запуск холодного двигателя уходит не менее 30 минут. (100 рабоч. Днейх30 минут):60=50 часов рабочего времени.
Какие проблемы помогают решать воздушные отопители Airtronic? Они могут отапливать: кабины автотехники; салоны минивэнов. автобусов; катеров и яхт; грузовых отсеков; передвижных автомастерских. Эти отпители экономят топливо при автономном отоплении кабины. Создают комфорт, тепло, берегут здоровье. Решают проблемы безопасности за счет возможности длительного отопления в случае поломки двигателя.
Рассчитаем экономию топлива при отоплении кабины водителя. Расход топлива на холостом ходу автомобиля Scania с двигателем 380 л.с. около 100 лчас. Если автомобиль используется как магистральный тягач и если принять, что за зимний период водитель спит в автомобиле 50 раз, то одна ночевка в автомобиле: 10лчас х 8 часов=80 литров х 21=1680 руб. ; за 8 часов Airtronic Д2 израсходует 2,24 л (округлим до 3 л.): (80л. – 3л.). Таким образом, суточная экономия составит - 1617 руб. А за один зимний сезон вы сэкономите около 80 000 рублей!
AIRTRONIC D2 |
Ступени нагрева |
|||
Максимум | Большая | Средняя | Малая | |
Напряжение, В | 12/24 |
|||
Мощность нагрева, Вт | 2200/4000 | 1800/3000 | 1200/2000 | 850/1000 |
Расход Воздуха, м3/час | 90/160 | 75/130 | 52/95 | 36/55 |
Потребляемая эл. мощность, Вт | 34/40 | 23/24 | 12/13 | 8/7 |
Расход топлива, л/час | 0,28/0,51 | 0,23/0,38 | 0,15/0,25 | 0,10/0,13 |
Размеры: Дл х Шир х Выс, мм | 310 х 115 х 122/371 х 150 х 140 |
|||
Вес, кг | 2,7/4,5 |
Андрей Толстик, региональный менеджер по продажам «Термо Кинг – Сибирь»:
— Экономический эффект от применения предпускового подогревателя принято оценивать в сэкономленных литрах топлива. Безусловно, - это самый существенный и самый ощутимый фактор экономии. Однако преимущества, в том числе и экономические, от применения жидкостного независимого подогревателя заключаются не только в экономии топлива. Надо учитывать, что автономный предпусковой прогрев обеспечивает: гарантированный запуск двигателя автомобиля/экскаватора/спец.техники при низких температурах, возможный исключительно с применением независимого подогревателя. Как результат: отсутствие простоев техники, срывов дневных планов работ, прямая экономия и эффективное использование дорогостоящей техники. Если вы хотите перевести всё это в цифры, можно выяснить стоимость аренды аналогичной единицы техники и оценить прямые потери от простоя вашего автомобиля при невозможности запуска двигателя при низких температурах. Второй фактор — экономия мото/часов при гарантированном запуске после предварительного автономного прогрева двигателя. Один холодный запуск двигателя при температуре - 200С приравнивается инженерами заводов-изготовителей к 15-36 мото/часам работы, при том что всего техника, как правило, рассчитана на 6 - 12 тыс. мото/часов. Таким образом, применение дополнительного климатического оборудования продлевает срок службы техники в 1,5 - 2 раза! Сюда ещё можно добавить дополнительное сокращение издержек, связанное с экономией рабочего времени (на утренних и дневных прогревах) и повышением производительности труда водителя.
Отопители салона создают комфортные условия во время ночевок водителей. Если грузовик не укомплектован отопителем, водитель вынужден спать при включенном двигателе. В этом случае происходит загрязнение окружающей среды, шум от двигателя так же наносит вред. Более того, двигатель на дизтопливе, работающий на холостом ходу, не способен создать комфортную температуру в кабине, что отрицательно влияет на здоровье водителя.
В свою очередь, комплектация предпусковыми подогревателями исключает форс- мажорные ситуации в зимний период эксплуатации – в случае, если двигатель не заведется или выйдет из строя, груз не будет доставлен вовремя. Нарушения условий контракта грозит в лучшем случае неустойкой, в худшем – расторжением контракта с грузоперевозчиком и потерей выгодного клиента. Это значит, что оснащение предпусковыми подогревателями имеет прямое отношение к деловой репутации грузоперевозчика и развитию бизнеса.