+79139857900

Вытяжка. От минимализма до максимума

16 января 2012 в 08:15

Вытяжное оборудование – головная боль для владельца СТО. Совсем обойтись без вытяжки невозможно. А тратить на неё деньги не хочется, потому что вытяжка – это не подъемник и не стенд «развал-схождения». С помощью вытяжного оборудования нельзя заработать деньги. Именно поэтому многие СТО монтируют вытяжку из элементов самостоятельно.

Термоустойчивый шланг, врезанный в централизованную систему вентиляции либо выведенный напрямую за пределы помещения. Именно так выглядит до 80% вытяжных систем на сибирских автосервисах. Причина — нехватка оборотных средств.

«У нас вообще все оборудование финансируется по остаточному принципу. Практически каждая беседа с клиентом начинается со слов: «Я построил СТО и у меня только что закончились деньги, а оборудования нет вообще». Поэтому даже основное оборудование нередко покупается в кредит, чего уж говорить о вытяжке», — заявляет генеральный директор компании «АДЭКС-Сервис» Вячеслав Афанасьев.

По его мнению, среди владельцев сервисных предприятий превалирует очень легкомысленное отношение к данному вопросу. Вытяжные рукава попросту встраиваются в вентиляцию, и считается, что этого достаточно. А между тем для создания нормального рабочего климата в производственной зоне необходим точный расчет мощности вентиляторов, в зависимости от длины и диаметра рукавов. Если сэкономить на вентиляторе, то выхлопные газы попросту не будут удаляться из рабочей зоны. Такими же наблюдениями поделился с вашим корреспондентом и директор новосибирского филиала компании «ТрансТехСервис» Евгений Филипчук:

«Чаще всего мы наблюдаем такую комплектацию: к каждому посту подведен обычный рукав, который просто выведен на улицу. Вентилятор отсутствует. Когда этот рукав не нужен, он попросту валяется на полу. В некоторых случаях, после того, как автосервис уже заработает какие-то деньги, владельцы задумываются о покупке более удобного вытяжного оборудования. Но таких – единицы».

И все же мы решили исходить из того, что ваше сервисное предприятие уже зарабатывает столько, что может позволить себе сменить валяющиеся на полу шланги на полноценную систему вытяжки хотя бы «эконом-класса». Поэтому сегодняшний разговор посвящен оптимальной комплектации среднего по размерам автосервиса (5-8 постов) вытяжным оборудованием.

Балансир

Наиболее простым и экономичным решением для небольшого ремонтного бокса может стать устройство, состоящее из вытяжного шланга с газоприемной насадкой, снабженное балансиром. Балансир поддерживает шланг, чтобы он не мешал работе. Сам шланг крепится на кронштейне к стене. На этом же кронштейне должен крепиться и вентилятор, выводящий выхлопные газы в магистраль вытяжки либо непосредственно на улицу. Такая вытяжка проста в использовании, удобна и не занимает много места, но у неё есть один очень существенный минус. Фактически она рассчитана на обслуживание одного рабочего места. Если речь идет о посте диагностики, то такая комплектация себя оправдывает.

«Дело в том, что, как правило, этот пост стоит не в общем ряду, а отдельно. Кроме того, на данном посту автомобиль большую часть времени находится с включенным двигателем, поэтому для диагностического поста мы всегда рекомендуем устанавливать отдельный комплект вытяжного оборудования», — отмечает Вячеслав Афанасьев (АДЭКС-Сервис).

Консоль

Другим относительно дешевым решением является комплект вытяжного оборудования на консоли. Такой комплект идеально подходит для организации вытяжки выхлопных газов на 2-3 постах, расположенных не в ряд, а, к примеру, напротив друг от друга. Консоль передвигается на шарнирах от одного поста до другого. Система не стесняет движение автомобилей по ремонтной зоне, поскольку вытяжной шланг также подвешивается на балансире, и в неработающем состоянии он удерживается на определенной высоте от пола. Кстати, в некоторых системах с помощью консоли можно сэкономить на длине шланга. Вытяжные термостойкие рукава стоят довольно дорого, а металлическая труба дешевле.


Катушка

При рядном расположении слесарных постов наиболее оптимальной комплектацией системы газоудаления считается барабанная катушка. Вытяжной шланг намотан на катушку, за счет чего максимально освобождается рабочее место. Если автомобиль поднимают или опускают на подъемнике, то шланг перемещается вслед за ним.

 
Катушка может быть конструктивно объединена с вентилятором и крепиться на потолке либо на специальной поворотной консоли, которая также позволяет расширить зону обслуживания. Однако поворотные консоли в комплектации с катушками применяются довольно редко. Такая конструкция считается довольно громоздкой и недешевой. Чаще встречаются катушечные комплекты, расположенные между двумя постами, расположенными в ряд.

«Катушка весьма интересна при рядном размещении постов. Одна катушка может обслуживать два поста. Это довольно недорогой вариант комплектации для автосервиса на 8-10 постов», — отмечает Евгений Филипчук (ТрансТехСервис).

Рельсы

На самом деле большую часть времени автомобиль на постах общего ремонта стоит с неработающим двигателем. Следовательно, если предусмотреть возможность подачи катушки с вытяжным рукавом сразу на все посты ремонта, то можно с помощью двух комплектов вытяжного оборудования обслуживать до 10 постов. Сделать это можно с помощью рельсовой системы, по которой будут передвигаться катушки.

«На мой взгляд, при рядном расположении постов – это идеальное техническое решение. Мы предлагаем в данном случае вытяжной тоннель, по которому могут передвигаться 1-2 и более кареток с катушкой и шлангом. Одной катушки достаточно, чтобы обеспечить вытяжку отработавших газов на 4-5 постах. Отдельная катушка с рукавом нужна только для поста диагностики. Получается, что если грамотно подойти к решению данного вопроса, то при оснащении среднего по размерам автосервиса достаточно будет двух комплектов вытяжного оборудования», — говорит Вячеслав Афанасьев.

Рельсовые системы, безусловно, очень удобные, но в то же время и самые дорогие. Именно поэтому они чаще всего встречаются на дилерских сервисных центрах, а также на крупных ремонтных предприятиях. С другой стороны, рельсовая система позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы. Вместо 3-4 катушек с рукавами, вы покупаете 1-2, снижая свои расходы на электроэнергию. Кстати, об эксплуатационных расходах следует поговорить отдельно.
Не все то дешево…

Продавцы автосервисного оборудования сетуют на то, что представители сервисной индустрии часто делают выбор в пользу самого доступного предложения, не задаваясь вопросом, какими будут последующие затраты на монтаж и поддержание данного оборудования в рабочем состоянии.

«Это очень важно, поскольку первоначальная экономия на более доступном оборудовании, как правило, оборачивается более высокими затратами в процессе эксплуатации», — заявляет Дмитрий Лопарев, директор Сибирского дивизиона компании «ТехноАльянс».

Его компания продает на российском рынке далеко не самое дешевое вытяжное оборудование шведской фирмы Nederman. Тем не менее, продажи идут довольно успешно. «Катушку Nederman спокойно поднимает один человек, кладет её в багажник своего автомобиля и везет к себе на СТО. Конструктивная особенность этой катушки такова, что позволяет максимально снизить и размер, и вес. Если же посмотреть на катушки основного конкурента нашей фирмы, то они раза в два тяжелее. Для их транспортировки уже нужна более серьезная машина и два человека» — заявляет Дмитрий. Так ли важен весь катушки? Оказывается, очень важен. Легкую катушку запросто может закрепить на потолке или специальном кронштейне один мастер, а может быть даже и сотрудник СТО. Для установки более тяжелой катушки нужно более тщательно выбирать место для установки и думать, как вы будете поднимать её к потолку. Очень важно также, чтобы вытяжной шланг легко отсоединялся от катушки, иначе его замена доставит немало хлопот.

«Представьте, что в процессе работы шланг прогорел или повредился. Чтобы поменять шланг на катушке Nederman, его нужно просто отцепить от катушки и заказать у продавца новый. На более дешевых системах катушка со шлангом представляют собой единое целое, и снимать вам придется весь комплект, а потом его же снова поднимать к потолку. Трудовые и временные затраты – на порядок выше. Когда клиенту предлагаешь подумать о том, как в дальнейшем ему предстоит эксплуатировать данное оборудование, то он, как правило, выбирает более технологичное оборудование, которое не доставит хлопот в дальнейшем», — уверяет Дмитрий Лопарев («ТехноАльянс»).

По его мнению, первичная экономия на покупке более доступного по цене оборудования очень быстро сводится к нулю.
По той же самой причине не следует пренебрегать предложением укомплектовать вашу вытяжную систему автоматикой включения и выключения вентиляции. Комплектация каждого вытяжного рукава собственным вентилятором нецелесообразна. Эксплуатационные расходы будут очень высокими. По мнению продавцов оборудования, намного выгоднее правильно рассчитать необходимую мощность вентилятора и установить один вытяжной прибор на 4-5 катушек, оснастив его необходимым набором автоматики. Таким образом, вы можете значительно снизить расходы на электроэнергию. Ещё один хороший пример: не самый мощный вентилятор вытягивает через вытяжной шланг за 1 час работы до 800 кубометров теплого воздуха. А ведь каждый киловатт тепла — это ваши расходы. Соответственно, если вы пренебрегаете автоматикой и полноценной комплектацией вытяжного оборудования необходимыми воздушными клапанами и заслонками, вы попросту выбрасываете на улицу свои деньги. И чем больше ваше предприятие, тем выше эти будут эти необязательные расходы.

Завершая данный обзор, хотелось бы привести общую мысль, которую высказали практически все респонденты. Способы комплектации СТО системами вытяжки необходимо решать с каждым клиентом индивидуально и, желательно, еще на стадии проектирования. Если же по-прежнему продолжать финансировать данное направление по остаточному принципу, то в дальнейшем переделок не избежать.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >