+79139857900

Автобусы национального масштаба

1 марта 2023 в 15:50

Самым устойчивым сегментом автомобильного рынка страны в текущий непростой период оказался городской пассажирский транспорт. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно назвать реализацию федеральных и региональных программ обновления подвижного состава.

Другим важным фактором стало правительственное постановление №656, которое было принято летом 2014 года. Его главный посыл – импортозамещение. Суть данного документа заключалась в том, чтобы дать «зелёный свет» производству отечественной  машиностроительной продукции. В документе перечислены 57 позиций, которые при госзакупках должны быть выпущены в странах Таможенного союза РФ, РБ и Казахстана.  В результате именно отрасль автобусостроения, как и «родственные» ей отрасли по производству троллейбусов и трамваев, стали наиболее устойчивы к ударам, последовавшим в 2022 году. Впрочем, не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Даже сегодня состояние подвижного состава общественного транспорта во многих городах страны характеризуется высоким износом. Региональные власти часто не имеют возможности выделять средства из бюджета для его обновления. Тем более, что по федеральному законодательству вся ответственность за эту отрасль городского хозяйства возложена на муниципалитеты, средства бюджетов которых не могут позволить крупных приобретений партий автобусов, троллейбусов и трамваев.  Поэтому во многих российских мегаполисах в регулярных городских перевозках задействованы перевозчики, эксплуатирующие автобусы малого класса, либо маршрутки.

Федеральные органы активно взялись за поддержку российского производства пассажирской техники в 2020 году и инициировали целый ряд мероприятий,  которые поддерживают «на плаву» эту отрасль машиностроения и даже дают возможность ряду автопроизводителей начинать новые проекты развития.

Так, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги 2.0» появился отдельный проект, при помощи которого городские агломерации могут обновлять парк городского пассажирского транспорта. В 2020 году таких агломераций насчитывалось14,
а в период 2022-2024 гг число участников увеличилось до 21. Эти городские агломерации получат федеральные средства в размере 10 млрд руб. для покупки нового подвижного состава пассажирского транспорта в рамках нацпроекта. Транспорт будет поставляться в Астрахань, Брянск, Владивосток, Волгоград, Ижевск, Курск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пермь, Петрозаводск, Рязань, Саратов, Сочи, Томск, Тулу, Уфу, Улан-Удэ, Чебоксары и Челябинск.

За три года 2022-2024 гг в эти населённые пункты поступит 1 161 единица подвижного состава городского транспорта, из них 934 автобуса, 200 троллейбусов и 27 трамваев.

Впрочем, следует отметить, что отбор участников на федеральное финансирование достаточно жёсткий. Свои заявки и пакеты документов на конкурс подавали в общей сложности 44 региона. Однако в ходе выбора часть участников была отсеяна по разным критериям. Среди тех, кто не смог попасть в программу, такие города как Владимир, Казань, Ульяновск, Хабаровск и др.

Ещё одна федеральная программа, которая помогает мегаполисам решить проблему обновления парка городской пассажирской техники – это проект «Чистый воздух». Первоначально Минприроды РФ составило список из 12 городов «с самым грязным атмосферным воздухом». На федеральные средства здесь закупали газомоторные автобусы и подвижной состав электротранспорта. Теперь же правительством Российской Федерации принято распоряжение №1852-р от 7 июля 2022 г. об увеличении количества городов, участвующих в этом федеральном проекте с 12 до 41. Для производителей газомоторных автобусов и горэлектротранспорта открываются дополнительные возможности для поставок своей продукции.

Кроме того, ряд регионов самостоятельно разрабатывает и реализует собственные программы. Таким образом, под проекты обновления подвижного состава автобусной техники подведена солидная финансовая база.

Наращивание автобусных «мускулов» 

Большие финансовые вливания в сферу пассажирских перевозок породили две проблемы.

Первая проблема — недостаток производственных мощностей по выпуску автобусов. Первым, кто с этим столкнулся, оказался камский автогигант КАМАЗ. Его дочернее предприятие в Нефтекамске (НефАЗ) полностью загружено выпуском автобусов, а также выполнением заказа для Москвы по выпуску электробусов. Частично проблему решили за счёт переноса производства электробусов на столичную площадку Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ).

 

Сейчас завод в Нефтекамске может выпускать около полутора тысяч единиц пассажирской техники. Основной объем приходится на автобус городского типа большого класса КАМАЗ-5299 с дизельным двигателем, а также в газомоторной версии. Эти автобусы закупаются как по федеральным программам, так и по региональным заказам.

Сегодня в планах камского автогиганта удвоить годовой выпуск пассажирской техники и довести его до 3000 единиц в год. Это позволит расширить модельный ряд камских автобусов  за счёт начала производства сочленённой 18-метровой модели КАМАЗ-6299-40-5Т, автобуса среднего класса КАМАЗ-4299, а также освоить выпуск собственных троллейбусов КАМАЗ-62825. Инвестпрограмма этого проекта в начале прошлого года оценивалась в 4,1 млрд руб.

волгабас_1

Также во Владимирской области были расширены производственные мощности компании Bakulin Motors Group, выпускающего автобусы Volgabus. Строительство этого автобусного завода было начато в 2014 году, а первый автобус выкатился из заводского цеха в 2017-м. На текущий момент в комплекс инвестировано более 4 млрд руб. А в 2022 году была открыта вторая очередь производственного комплекса, и производственные мощности увеличились до 2000 автобусов в год.

 автобус_3

 

Производственные мощности по выпуску автобусов за последние годы в РФ выросли, и идёт их наращивание. Если в ближайшем будущем потребности городов России в новой пассажирской технике будут финансироваться на текущем уровне, то ни о каком избытке мощностей речи быть не может.

Столкнулись с дефицитом производственных мощностей и на Минском автомобильном заводе, где производство рассчитано на выпуск 1500 автобусов в год. Чтобы справиться с ситуацией, МАЗ приступил к реализации проекта нового автобусного завода. Это завод полного цикла: от заготовки металла до испытаний техники. Производственные площади нового предприятия будут находится на площадке МАЗа.

 нефаз_вейчай

Вторая проблема в российском и белорусском автобусостроении – замещение западных агрегатов и компонентов. Несмотря на постановление правительства от 2014 года об импортозамещении, в отрасли начал наблюдаться следующий процесс. Для повышения технических характеристик, надёжности техники, приведения к современным стандартам, в том числе полной низкопольности, российские и белорусские транспортные средства начали оснащаться узлами европейских производителей — это дизельные двигатели Mercedes-Benz, портальные мосты ZF, коробки передач Alisson и ZF и многое другое. Однако санкции внесли свои корректировки, и производство столкнулось с дефицитом комплектующих.

Первым в сложившихся непростых условиях сумел наладить выпуск антисанкционных автобусов минский МАЗ. Причём западные компоненты были заменены не только на автобусах второго поколения, но и на новейших автобусах третьего поколения. Так, на них устанавливаются передние оси собственного производства, белорусские системы управления электрооборудованием. Силовые агрегаты и задние мосты — китайского происхождения, но выпускаются они на совместных предприятиях МАЗ-Weichai и Фаст Гир под Минском.

Аналогичные антисанкционные автобусы планирует выпускать Ликинский завод  автобусного дивизиона Группы ГАЗ. Сегодня в планах дивизиона создание линейки унифицированных автобусов различных размерных классов длиной от 9 до 18 метров. В конце 2022 года началось серийное производство младшей модели на Павловском автобусном заводе. Это городской автобус среднего класса CityMax 9 с уникальным дизайном и характеристиками, удовлетворяющими современным требованиям к пассажирским перевозкам. 

 CityMax_9

Есть у CityMax 9 одно достоинство, которое и определит его судьбу – это антисанкционный автобус с широкой унификацией по многим агрегатам. Задний мост от «Газона», двигатель ЯМЗ-530 серии, автоматическая коробка разработана специалистами ГАЗа и т.д.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Кто придет на смену европейскому тягачу

Уход европейских автопроизводителей спровоцировал дефицит седельных тягачей

9 окт 2022 в 06:38

Подробнее >