+79139857900

Автогрейдеры. Анализ рынка

26 февраля 2014 в 14:34

Автогрейдер как универсальная специальная техника помимо дорожного строительства используется в коммунальной сфере при уборке снега, грейдеровке дорог. Рост продаж новой техники простимулировал ряд ведущих зарубежных производителей открыть представительства и создать официальных дилеров на территории Западной и Восточной Сибири. Увеличили объемы продаж дилеры отечественной техники. Как и в других сегментах спецтехники, здесь активность проявили поставщики китайской дорожно-строительной техники. Все эти факторы позволяют говорить об обострении конкуренции на этом рынке.

По данным издания «Строительная техника и технологии», структура сегмента автогрейдерной техники в прошлом году была распределена между отечественными марками, на которые пришлось 638 единиц техники, и зарубежными марками (импорт составил 408 автогрейдеров). Таким образом, небольшое доминирование отечественной техники на рынке сохранилось. Но структура рынка претерпевает медленную трансформацию: от преимущественно отечественного парка дорожно-строительной техники, доминировавшего в Сибири еще десятилетие назад к современному парку автогрейдеров с разнообразием различных зарубежных брендов. Хотя на дорожных объектах до сих пор можно встретить древние отечественные автогрейдеры, особенно там, где не требуется выполнение ювелирной работы по созданию дорожных одежд. Впрочем, на масштабных дорожных стройках, где инвестиции в новый парк спецтехники достигают огромных сумм, уже не редкость современная высокопроизводительная зарубежная техника.

Олег Селиванов, руководитель проекта New Holland ООО «НТК форклифт», отмечает:

«Возрастание спроса на автогрейдеры в России характеризуется планами государства по капитальному ремонту и строительству дорог. Еще в середине 2000­х годов поставки автогрейдеров из зарубежных стран были практически неощутимы – не более 1%. Сейчас данная техника пользуется стабильным спросом ­ множество европейских и американских машин работают на дорогах России».

Однако функционал автогрейдеров не исчерпывается лишь дорожным строительством. Еще один тип работ, на которых необходим автогрейдер — коммунальная сфера, в том числе содержание автодорожной сети. Сергей Трусевский, директор компании «Запсибстройдормашсервис», отмечает:

«Особенности эксплуатации коммунальными (дорожными) службами автогрейдеров таковы, что часто в зимний период при загруженности дорог автотранспортом – дороги вовремя не убираются от снега. КДМ (коммунально­дорожные машины) не справляются с накатами и наледью дорожного покрова, и в этом случае без автогрейдеров не обойтись.  Отвал грейдера срезает наледь и накаты снега, кромку проезжей части до поребрика на дорогах общего пользования».

В летний период в нашем регионе не хватает дорожных машин со щетками и вакуумной уборкой. Высота обочины часто превышает высоту поребрика, и после дождей на проезжую часть попадает грунт. Опять выручают автогрейдеры, которые корректируют профиль обочин автодорог.

При выборе автогрейдеров на сегодняшний день покупатели отдают предпочтение не только их конструктивным особенностям, наличию линейки навесного оборудования, но и выбирают продавца, у которого есть ремонтная база и сервисное обслуживание в послегарантийный период. Из навесного оборудования наиболее востребованы кирковщики (рыхлители) на автогрейдеры.

Рынок автогрейдеров развивается, но по динамике довольно сильно уступает рынку других сегментов строительных и дорожных машин. Причин тому несколько. Во-первых, грейдер – это довольно специализированная машина, которая предназначена в первую очередь для профилирования дорожного полотна, отсюда вытекает и определенная сезонность эксплуатации. Во-вторых, приобрести грейдер может позволить себе достаточно крупная компания, потому что на мелкие подряды ее привлекать бессмысленно. Особенно если говорить о машинах world class. Поэтому грейдеры – это покупка серьезная, продуманная. Дорожно-строительные компании, как правило, приобретают грейдеры либо на замену отслужившей свой срок техники, либо если компании удается получить крупный подряд в дорожном строительстве и она нуждается в расширении парка. В процессе эксплуатации это обычная строительная техника, но использоваться она должна строго по назначению. Не секрет, что в России грейдеры часто используют как бульдозеры, между тем, автогрейдер – это более тонко настроенный механизм, если можно так выразиться, очень точный и надежный. И использовать его нужно правильно, тогда он прослужит долго и эффективно.

Олег Шакиров, старший продакт-менеджер по технике Джон Дир, отметил:

«Автогрейдер – уникальная дорожно­строительная машина, ни одно строительство дорожного полотна не обходится на первоначальной стадии без автогрейдера. В первую очередь, к машине данного типа предъявляется целый комплекс требований, и если они выполняются, то быстрее, легче и качественнее дорожники смогут выполнять свою работу».

Еще одна особенность сегмента - сезонность на приобретение автогрейдеров оказывает не большое влияние. Автогрейдеры приобретаются круглый год  равномерно. Приобретение в основном зависит от финансовой обеспеченности  дорожников и коммунальщиков, т.к. они завязаны на федеральном или местном бюджете.

Олег Селиванов из «НТК-форклифт» отмечает такие особенности выбора:

«Выбирая автогрейдер, клиент хочет, чтобы машина удовлетворяла российским реалиям. В частности, работа на российских дорогах (например, ремонт дорожного полотна, уборка снега и др.), обусловленная ПДД РФ, подразумевает использование автогрейдеров, ширина которых менее 2 550 мм. Соответственно, первое, на что обращают внимание клиенты, ­ габариты машины. Если автогрейдер планируется эксплуатировать на плотных грунтах, то заказчик предпочитает тяжелые машины с полным приводом. Здесь большое значение имеет тяговое усилие на грейдерном отвале, которое, при прочих равных характеристиках с заднеприводным грейдером (массе, мощности двигателя, размерах и др.), имеет тягу в полтора раза больше».


Брянский бастион

Отечественным лидером-производителем  в сегменте грейдеров остается предприятие «Брянский арсенал». Отечественная машиностроительная группа проводит согласованную маркетинговую политику. В ее рамках автогрейдер ДЗ-98В класса 250, который выпускается челябинским предприятием ЧСДМ, является модернизацией автогрейдера ДЗ-98 и представляет самый тяжелый класс отечественных автогрейдеров. В свою очередь завод «Брянский арсенал»  выпускает грейдеры класса 100, 140, 180, модели ГС-10.01, ГС-10.07, ГС-14.02, ГС-14.03, ГС-18.05, ГС-18.07 и ГС-25.09.

Сергей Трусевский отмечает:

«Наиболее востребованы на сегодняшний день автогрейдеры среднего класса ГС­14.02, т.к. средний класс автогрейдеров предназначен в основном для содержания автомобильных дорог или капитального ремонта дорог, когда насыпь возведена и необходимо подготовить полотно под новое асфальтобетонное покрытие, т.к. строительство новых автомобильных объектов в нашем регионе крайне незначительно».

Причина популярности отечественной техники заключается скорее в том, что муниципальные заказчики, которым нужно иметь такую технику в парках предприятий для содержания улиц и дорог в городах, при проведении муниципальных конкурсов включают в техническое задание именно отечественные модели. Они проигрывают по качеству и надежности, хотя в последние годы предприятия много делают для повышения качества выпускаемой техники.

Особенностью эксплуатации автогрейдеров строительно-дорожными организациями является, прежде всего, удаленное местонахождение от сервисных центров по обслуживанию машин и, естественно, более тяжелые условия эксплуатации по сравнению, к примеру, с коммунальными службами. Эти два фактора являются решающими при выборе этого вида спецтехники. Строителям нужны надежные и неприхотливы в эксплуатации модели.

Сегодня «Брянский арсенал» реализует масштабный инвестиционный проект в рамках совместного предприятия RM-Terex. В начале декабря 2013 года на заводе «Брянский арсенал» были начаты работы по организации серийного производства автогрейдеров нового поколения компании «РМ-Терекс». Программа инвестирования в производство мощностью 1600 машин в год рассчитана на три года и составит более 500 миллионов рублей. Производство будет выпускать новое поколение автогрейдеров Terex серии TG. Впрочем, планы у совместного предприятия амбициозные. По заявлению руководства СП, к 2016 году они планируют сформировать конкурентоспособный модельный ряд техники, а за счет локализации продукции Terex выйти в наиболее перспективные сегменты российского строительно-дорожного рынка и занять в России долю не менее 10%.

Сергей Трусевский отмечает:

«На рынок в прошлом 2013 году вышли три модели автогрейдеров локализованной сборки компании RM­Terex, дилером которой мы являемся. Это модели автогрейдеров TG 140, TG 180, TG 200 и TG 250».

Еще один отечественный производитель автогрейдеров - орловский завод ЗАО «Дормаш», который выпускает грейдеры ДЗ-122 и ДЗ-298. Сейчас, дабы не упустить сегмент, российские производители идут на ряд мер, которые способны улучшить качество продукции, среди которых применение зарубежных двигателей, гидравлики и т.д. Установка импортных комплектующих, в частности на орловские грейдеры марки «Дормаш» дизельных двигателей Deutz, трансмиссий ZF и немецких балансирных тележек, повысило качество орловских машин, о чем заявляет производитель. А наиболее востребованной моделью являются автогрейдеры среднего класса ДЗ-122 с двигателем ЯМЗ и Deutz (141 л.с), они пользуются спросом как у коммунальщиков  так и у дорожных компаний. 


Американская сила

При строительстве современных автодорог грейдеры, которые способны с высокой производительностью выполнять большой объем работ, становятся все более и более востребованными. В дорожно-строительной отрасли региона все больше грейдеров ведущих зарубежных марок. Сейчас на отечественном рынке доминируют американские марки – Caterpillar, John Deere и New Holland. В меньшей степени представлены и другие западные производители — Volvo, HBM, Komatsu. 

«Компании, занятые в области дорожного строительства, предпочитают машины класса 20 тонн (140К, 140M, 140M AWD, 160К), как с приводом на задние колёса, так и полноприводные, -­ говорит Максим Можейкин, технический эксперт по строительной технике из компании «Восточная Техника». –Компании, занятые в коммунальной сфере, доверяют только полноприводным машинам, плюс желательно, чтобы машина была более компактной. В скором времени в линейке грейдеров Caterpillar появится 18ти­тонная машина 120M AWD, которая станет отличным решением для коммунальной сферы».

Выбор машины определяет специфика выполняемых работ. Если в дорожно-строительной отрасли это, как правило, профилирование протяжённых участков, создание кюветов, то в коммунальной сфере это уборка снега, распределение строительных материалов при обслуживании дорог. Грейдеры Caterpillar - это машины, созданные и оборудованные по последнему слову техники.

Максим Можейкин продолжает:

«На грейдерах серии М установлена система управления машиной с помощью двух джойстиков (уменьшает утомляемость оператора) и система управления мощностью и тягой ДВС. Все грейдеры снабжены складывающейся рамой и системой наклона передних колёс(увеличение маневренности, расширение спектра выполняемых работ), есть энергоаккумуляторы гидроцилиндров основного отвала (позволяют избегать ударных нагрузок на гидроцилиндры и повышают скорость выполнения работ). На машинах, оснащённых системой полного привода, реализована возможность использования для движения только передних колёс (это обеспечивает скорость перемещения машины в диапазоне 0­8 км/ч). На любой грейдер Caterpillar можно установить различные системы нивелирования компании Trimble, обеспечивающие точность до 5 мм при использовании роботизированного тахеометра».

Корпорация John Deere предлагает дорожным строителям широкую линейку грейдеров серии G различных классов мощности. Особенностью автогрейдеров John Deere является наличие полноприводных моделей с колесной формулой 1х3х3. Тяговое усилие на отвале больше, чем у автогрейдеров с приводом только на задние колеса — это означает повышенную производительность машины. Самыми востребованными являются полноприводные модели 672G, 772G,  872G, так как могут выполнять широкий спектр работ — силовые, точные и скоростные.

«В нашей линейке американского производителя John Deerе – полноприводные машины с колесной формулой 6х6, среднего класса, модели 672G и 772G, -­ говорит Олег Шакиров, старший продакт­менеджер по технике Джон Дир. ­- Автогрейдеры John Deere превосходят все аналогичные машины конкурентов по целому ряду параметров, таких как: максимальный угол поворота грейдерного отвала в обоих направлениях, складная несущая рама, полный привод, эластичная и мощная трансмиссия во всем диапазоне скоростей и др».

На данный момент компания John Deere не анонсировала выход новых моделей на российский рынок, так как существующая линейка скомплектована и включает в себя шесть моделей:  мощностью от 188 л.с. до 275 л.с., тягой на отвале до 19849 кг.

Каждый производитель world class техники старается позиционировать свою продукцию по-своему. Конкуренция среди поставщиков зарубежной техники обостряется, поскольку собственно сегмент не такой объемный, в сравнении с другими видами спецтехники дорожно-строительного назначения.

«Автогрейдеры премиум класса New Holland – это машины, обладающие множеством преимуществ. Например, инволютный многорадиусный отвал грейдеров New Holland уникален в отрасли. Его конструкция с тремя радиусами изгиба обеспечивает лучшее резание, смешивание и распределение грунта по сравнению с конкурентами, -­ отмечает Олег Селиванов из компании «НТК форклифт». -­ Также можно отметить такие преимущества, как пяти точечное седло с углом поворота отвала 270° и расположение кабины грейдера на задней раме, что обеспечивает высокий уровень функциональности.  Вся линейка грейдеров New Holland состоит из габаритных и тяжелых модификаций».


Грейдер из Поднебесной

Для отечественных производителей сильным конкурентом становится продукция из Китайской Народной Республики. Крупные российские поставщики техники из Поднебесной стали осознанно подходить к выбору партнеров и производителей. В частности, в регионе уже успешно работают поставщики таких марок китайских автогрейдеров как XCMG, Tiangong, Wbest и др. У китайского производителя Tiangong самый широкий модельный ряд автогрейдеров – 10 моделей различных классов мощности. Wbest не самый крупный производитель дорожно-строительной техники в Китае, однако он уже хорошо зарекомендовал себя.

Олег Селиванов отмечает:

«Клиенты, предпочитающие экономичную спецтехнику, выбирают машины, произведенные в Китае. В этом сегменте мы сотрудничаем с компанией XGMA.  Прочная конструкция машины в совокупности с низким уровнем износа повышают срок службы этих грейдеров».

Линейка XGMA состоит из легких габаритных модификаций и тяжелых полноприводных. Автогрейдеры этой марки оснащены мощными дизельными двигателями Cummins с турбонаддувом, имеют минимальный расход топлива и низкий уровень шума при работе. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >