+79139857900

Автопарк иномарочного периода

11 декабря 2018 в 04:43

Сегодня в отечественном автопарке иномарки одержали «победу» над отечественными. Это заметно по модельному ряду машин, заезжающих для обслуживания на автосервисы. В каком направлении будет эволюционировать отечественный парк легковых автомобилей, что ждет его в ближайшей перспективе – разбирался аналитический отдел нашего издания.

 

Сегодня парк эксплуатируемых автовладельцами машин весьма разнообразен. Он состоит из автомобилей отечественных марок, даже тех, которые ушли в историю, и из огромного числа легковых автомобилей зарубежных марок, имеющих разное происхождение. За короткий по историческим меркам период российский парк легковых автомобилей стал в значительной степени иномарочным. При этом большая часть иномарок была ввезена из-за рубеж, как в виде новых, так и подержанных автомобилей. Другая часть иномарок была выпущена на сборочных предприятиях, расположенных в РФ. Продолжается рост числа иномарок на дорогах России, и как следствие, их доля в парке автомобилей растет.  

 

transervice_09_32_cmyk

 

Иномарки прорвались через границу   

Сегодня уже мало кто помнит, каким был отечественный рынок и автопарк легковых автомобилей в начале прошлого десятилетия, когда начался процесс иномарочной экспансии. Напомним: тогда на рубеже веков население Российской Федерации имело очень низкую покупательную способность: оно отходило от шока 90-ых. И это, в свою очередь, определяло спрос на внутреннем авторынке. Продажи иномарок были минимальны. Тогда на нем  доминировала продукция отечественной марки Lada. Суммарно объем продаж отечественных автомобилей составлял чуть более одного миллиона штук. Это был феномен – бедное население после мощнейшей девальвации национальной валюты в результате дефолта августа1998 года покупало дешевые по мировым меркам автомобили. Тогда для изучения данного явления в Москву прибыл руководитель альянса Renault-Nissan Луи Швейцер, который хотел подробно разобраться в сложившейся ситуации. Он посетил салоны дилеров отечественного автопроизводителя и авторынки, где продавались подержанные автомобили. В результате данного визита родился «проект 5000» - бюджетного автомобиля для развивающихся рынков стоимостью не более 5 тыс.у. е., который альянс начал воплощать после покупки румынского автопроизводителя Dacia.    

Если проанализировать состояние отечественного автопарка легковых автомобилей в историческом разрезе, то обнаруживаются кардинальные изменения его структуры. Так, в 2005 году автопарк легковых автомобилей в Российской Федерации составлял более 25 млн штук, из которых на иномарки приходилась 25% или порядка 6,5 млн штук. Сегодня парк вырос практически вдвое и составляет 42,2 млн автомобилей. Но еще быстрее, чем парк в целом, росло количество иномарок. Их сегодня насчитывается около 25 млн.

Лавинообразный рост числа иномарок начался в прошлом десятилетии. Годовые объемы продаж новых иномарок взлетели в 24 раза (!) с 85 тыс. штук в 2001 году до двух миллионов в 2008 г. (диаграмма 2). Затем  произошел спад продаж. Но рынок иномарок быстро восстановился в течение 2011-2012 гг, достигнув, а затем превысив 2-миллионный уровень. Это был своеобразный рекорд, о котором теперь с ностальгией вспоминают официальные дилеры иномарок. Но картина будет неполной, если не отметить тот факт, что в прошлом десятилетии высоким был также объем импорта подержанных иномарок, внесший свою лепту в «иномарочную» трансформацию автомобильного парка РФ. Таким образом, за небольшой временной период в Российской Федерации случилась «иномарочная» революция. Впрочем, следует отметить, что в дальнейшем, в течение текущего десятилетия  изменились источники пополнения отечественного парка иномарок.

Импорт новых и подержанных автомобилей уступил количественное первенство иномаркам, произведенным на сборочных мощностях внутри страны, созданных  зарубежными автоконцернами. Это произошло в результате предпринятых правительством страны мер, в числе которых заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок. А также целенаправленная политика по привлечению зарубежных инвестиций в автостроение. В результате в последнее время прирост иномарочного автопарка идет в основном за счет автомобилей локальной сборки. 

 

transervice_09_33_cmyk

 

Иномаркам показали место 

Курс на привлечение инвестиций в организацию выпуска иномарок на территории РФ привел к тому, что автомобили местной сборки постепенно заместили импортные модели, а затем фактически «захватили» местный авторынок. Наращивая выпуск автомобилей на территории РФ, зарубежные автопроизводители существенно изменили структуру автопарка страны. Сегодня, согласно данным аналитического агентства «Автостат», в стране числится 9,7 млн иномарок российского производства. Это составляет 22,6% от всего парка легковых автомобилей в РФ. При этом учитывая довольно «молодой» возраст этой категории автомобилей, практически все они находятся в активной эксплуатации. Соответственно, они являются клиентами станций технического обслуживания автомобилей. 

Однако при более детальном анализе структуры легкового автопарка страны выявлено, что парк до сих пор сохраняет «родовые черты» периода взрывного роста иномарок, когда при отсутствии заградительных барьеров ввоз подержанных автомобилей в страну достигал весьма высоких объемов. Напомним: в тот период практически беспошлинно ввозили в страну автомобили как частные, так и юридические лица. В результате появился безусловный «лидер» иномарок российского автопарка, которым оказался  японский бренд Toyota (диаграмма 3).

Автомобилей данной японской марки на территории РФ насчитывается более 3,8 млн единиц. Фактически, отечественный парк «тойот» был сформирован за счет импорта новых леворульных, но в большей степени подержанных праворульных автомобилей. К тому же марка Toyota длительное время являлась лидером в импорте новых автомобилей. Их поставки осуществлялись из Японии, Турции, Великобритании и Франции, где работают заводы концерна. Сегодня, в количественном выражении, импорт новых, не говоря уже о подержанных автомобилях Toyota, сильно уменьшился, из-за кризиса, а также благодаря вводу производственных мощностей завода Toyota в Санкт-Петербурге. Первоначально они  были рассчитаны на выпуск 50 тыс. автомобилей в год, а два года назад были увеличены вдвое – до 100 тыс. автомобилей. На мощностях этого сборочного завода выпускаются две модели – бизнес-седан Toyota Camry и кроссовер Toyota RAV4. Фактически, таким же образом был сформирован и автопарк иномарки №2 в РФ – японского бренда Nissan.

На третьем месте в автопарке страны корейский бренд Hyundai. У него уже несколько другая история экспансии. Автомобили корейской марки имеют не только «импортное» происхождение. Их значительное количество произведено на сборочных заводах Санкт-Петербурга и Калининграда. Такой же генезис автопарка и другого корейского бренда KIA, входящего в ТОП-5. Примечательно, что высоких мест в автопарке корейским маркам удалось достичь за короткий период текущего десятилетия, когда было развернуто производство популярных моделей легковых автомобилей на предприятии «Хендэ Мотор Мануфактуринг рус» и на калининградском «Автоторе». Благодаря выверенной маркетинговой политике доля каждой корейской марки на авторынке России уже длительное время держится на уровне 10% и фактически не снижалась все это время.

Другие лидерские марки, попавшие в рейтинг легкового автопарка России, такие как Renault, Volkswagen, Ford, также представлены в большей степени автомобилями  локальной сборки. Стратегия переноса выпуска автомобилей дала свои результаты и отражается на позициях марки на отечественном авторынке.

 

transervice_09_33_cmykcSD

 

Иномарки толкаются в парке 

Даже в сложные кризисные годы на авторынке страны продается большое число иномарок российской сборки. По данным издания «Авторевю», в прошлом году автомобилей такого происхождения было продано 937 тыс. штук, что составило львиную долю из более чем одного миллиона проданных иномарок. Прирост, в сравнении с позапрошлым годом, составил 22%. В свою очередь, импорт новых иномарок сократился фактически до исторического минимума и составил около 200 тыс. штук. Таким образом, суммарно иномарочный автопарк в РФ прирос на более чем один миллион сто тысяч единиц.

Поскольку такая картина наблюдается из года в год, то в автопарке страны уже сформировался пул моделей-лидеров (диаграмма 4).

Самой распространенной иномаркой отечественной сборки является Hyundai Solaris, которых на середину текущего года зарегистрировано более 704 тыс. штук. Ее производство началось в конце 2010 года. С тех пор в течение 4 лет объемы продаж этой иномарки превышали 100 тыс. штук в год, рекордным стал 2014 год, когда россияне приобрели 114,6 тыс. «солярисов». Сегодня продажи этой модели снижаются. А ее место лидера занимает одноплатформенная модель KIA Rio, общая численность которых подошла к уровню 673 тыс. штук. Объем продаж Rio, сборка которой стартовала на петербургском предприятии в 2011 году, не превышала планки 100 тыс. штук (в пределах 84-97 тыс. в разные годы). Но сегодня эта модель перехватила эстафетную палочку и стала лидером среди иномарок в РФ.

Во второй половине прошлого десятилетия лидерами отечественного авторынка были Ford Focus, Renault Logan, Toyota Corolla. Их лидерство сказалось на количественных показателях автопарка. Так, если взять для анализа период 2006-2012 гг., автомобиль Ford Focus расходился объемами примерно на уровне сегодняшних продаж KIA Rio петербургской сборки. Поэтому между этими иномарками сегодня символическая разница в 50 тыс. единиц. Аналогичная картина и по первой бюджетной модели Renault Logan. Сегодня эти две модели-первопроходцы отечественной сборки (производство  Focus стартовало в 2002 году на предприятии во Всеволожске) по разным причинам потеряли свою популярность. Текущее поколение Ford Focus не входит даже в ТОП-25 авторынка, а продажи Renault Logan скатились за последние три года до уровня 30 тыс. штук в год. Напомним: рекордным для Logan был 2011 год, когда удалось реализовать 82 тыс. единиц, а для Ford Focus самым «урожайным» стал 2007 год с объемом в 97 тыс. единиц.

Впрочем, лидерство Ford Focus и его одноклассника Toyota Corolla обусловили два факта. Первый – доминирование в автопарке иномарок размерного класса С. И второй факт: эти автомобили оказались довольно многочисленными, имеют статус «рабочих лошадок», обладают завидной надежностью, поэтому они стали моделями-лидерами на рынке подержанных автомобилей.           

 

transervice_09_34_cmyk

 

Запредельная Corolla 

Из этого ряда моделей-лидеров иномарок отечественного парка несколько «выбивается» такая популярная модель, как Toyota Corolla. Общая численность данной японской модели в Российской Федерации сопоставима с самыми популярными иномарками и составляет 683,6 тыс. штук. Из дилерских центров новые автомобили неплохо расходились в прошлом десятилетии – на уровне 30-40 тыс. «королл» в год. Рекордным по продажам стал 2008 год, когда своих владельцев нашли 63 тыс. новых Corolla. Но в еще большем количестве в то же самое время ввозились праворульные автомобили из Японии. Это и отражается на официальной статистике модели в парке. Более половины автопарка Toyota Corolla (53%) приходится на Сибирь и Дальний Восток. На дорогах Сибири насчитывается 234,1 тыс. этих «японок», на дальневосточных – 130,8 тысяч. При этом, сибирский и дальневосточный парк представлен почти полностью праворульными автомобилями, ввезенными из «Страны восходящего солнца» в основном в течение прошлого и начале текущего десятилетия. На эту модель приходится 7,5% автомобильного парка Дальнего Востока и 6,9% автопарка Сибири. Поэтому Toyota Corolla – это модель-лидер двух зауральских округов.

Еще один важный момент. При анализе автопарка иномарок  важен региональный аспект. При огромных размерах территории Российской Федерации региональные различия весьма велики.

Так, в самом крупном автопарке страны – в Центральном округе – сложился наиболее разнообразный марочный и модельный состав, лидерство у модели Ford Focus (269,7 тыс. шт.). На долю этого автомобиля приходится 3,2% автопарка ЦФО. Эта модель-лидер и в парке Северо-Западного округа (100,6 тыс. шт.). В других округах, моделями-лидерами являются корейские автомобили российской сборки - KIA Rio и Hyundai Solaris. Первая лидирует в Приволжском округе (188,2 тыс. шт.), а также на Урале (71,6 тыс. шт.). Поразительно, что за столь короткий срок автомобили, выпуск которых начался шесть-семь лет назад на территории РФ, уже достигли высшей ступени в ряде федеральных округов.

 

transervice_09_35_cmyk

 

Чем станут нашемарки? 

Сегодня доля отечественных автомобилей, так называемых «нашемарок», в российском парке составляет немногим более трети (39%). В дальнейшем их доля будет постепенно уменьшаться. Ведь уже сегодня на рынке новых автомобилей лишь каждый пятый является отечественным. По заявлениям руководителей крупнейшего отечественного автопроизводителя АвтоВАЗа, их стратегическая цель – 20% местного рынка.

Но в дальнейшем отечественные автомобили, сходящие с конвейеров в Тольятти и Ижевске постепенно станут…иномарками. Руководство альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, которое является акционером ПАО «АвтоВАЗ», планирует перевести весь отечественный модельный ряд Lada на новую платформу зарубежного альянса, то есть фактически сделать иномаркой. В начале октября на Международной выставке-форуме «Автопром. Автокомпоненты» вице-президент «АвтоВАЗа» Венкатран Мамиллапале заявил: «Те модели, которые сейчас находятся в производстве, к 2021 году значительно изменятся. С внедрением новой промышленной платформы изменится Lada Vesta, изменится весь современный модельный ряд». 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >