+79139857900

Автопоезд самосвального назначения

22 мая 2013 в 13:03
Сегодня самосвальные полуприцепы – наиболее востребованный тип спецтехники для транспортных компаний, специализирующихся на массовых перевозках сыпучих строительных грузов. Отечественные производители полуприцепов в условиях острой конкуренции с ведущими европейскими кузовопроизводителями сейчас в целом удовлетворяют спрос на эту технику.

 

Самосвальный автопоезд на дорогах давно перестал восприниматься как экзотическое транспортное средство. Самый распространенный самосвальный автопоезд состоит из седельного тягача (6х4) и трех-, четырехосного полуприцепа грузоподъемностью от 40 тонн.

Сейчас во многих транспортных компаниях, специализирующихся на перевозках сыпучих грузов и инертных материалов, именно самосвальный автопоезд стал основным в парке, поскольку он имеет весомые преимущества как перед обычным строительным трехосным самосвалом, так и перед четырехосником.

Главным фактором подобного выбора транспортных компаний является не только высокая грузоподъемность самосвального полуприцепа, но и возможность его эксплуатации в пределах нормируемой осевой нагрузки.

Первые модели самосвальных полуприцепов появились в нашей стране, как и в европейских странах, еще 30–40 лет назад. Однако настоящий рыночный бум пришелся на рост строительной отрасли нулевых годов прошлого десятилетия. Именно тогда грузоперевозчики оценили преимущества трехосных самосвальных полуприцепов для решения своих транспортных задач. «Голова» самосвального автопоезда – тягач колесной формулой 6х4. Считается, что такой автомобиль оптимален в сравнении с тягачом (4х2) в составе автопоезда, хотя последний обладает большей маневренностью. Еще один плюс: тягачи, используемые для работы с самосвальными полуприцепами, в случае необходимости могут работать и с полуприцепами другого типа, что делает их универсальными в использовании автомобильного парка транспортной компании. В плане грузоподъемности полуприцепы экономичнее, и при наличии в парке тягачей проще купить самосвальный полуприцеп, чем грузовик-самосвал.

Сергей Карчевский, начальник отдела продаж самосвальной продукции машиностроительного завода «ТОНАР», отмечает:

«Одно из главных преимуществ использования в парке самосвальных полуприцепов – их мобильность. С экономической точки зрения, полуприцеп выгоден на больших расстояниях. Перевозчик, в свою очередь, используя полуприцеп вместо одиночного самосвала, получает большую грузоподъемность и, соответственно, несет меньшие расходы».

 

Типовая конструкция

Что касается собственно конструкции самосвальных полуприцепов, то сейчас наиболее востребованы модели с кузовом полукруглого сечения (half pipe – полутруба). Кузов именно такой формы лучше всего подходит для перевозки строительных сыпучих грузов. Его сложнее повредить твердым гравием или щебнем с острыми краями. Когда происходит погрузка сыпучих инертных материалов, то камни или порода ударяются о борт и кузов по касательной, тем самым снижаются ударные нагрузки. Во-вторых, полукруглый кузов прочнее и легче, чем его аналог с вертикальными бортами, который необходимо усиливать ребрами жесткости, что, в свою очередь, увеличивает собственный вес полуприцепа. В-третьих, сыпучие инертные материалы в полукруглом самосвальном полуприцепе не залипают по углам кузова. Как правило, кузов самосвального полуприцепа выполняется из высокопрочной стали с толщиной стенок 6 мм. Для полуприцепов, перевозящих сельскохозяйственную продукцию (зерно) или песок, возможно использование алюминиевых кузовов. 

Еще одним плюсом самосвальных полуприцепов является возможность использования их в качестве автопоездов. К примеру, во многих странах такие перевозчики грузов не являются чем-то уникальным.

Строительный бум середины прошлого десятилетия показал небывалый спрос на самосвальные полуприцепы в строительном комплексе. На рынок первоначально вышли зарубежные, а затем и отечественные производители. Как оказалось, всем хватило места на рыночном «поле деятельности». Помимо ставших уже традиционными трехосных полуприцепов с односкатной ошиновкой, производители разрабатывают различные модификации с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками, увеличенной грузоподъемностью.

На рынок выходят отечественные производители, выпускающие востребованную продукцию. При этом типовое решение по производству самосвальных полуприцепов можно представить на примере дочернего предприятия крупнейшего отечественного автопроизводителя «КАМАЗ»ОАО «НефАЗ» выпускает модель полуприцепа-самосвала 9509-10-30. Это стандартный трехосный полуприцеп с осями (односкатная ошиновка) производства компании BPW. Кузов сварной из трех частей в виде полутрубы вместимостью 30 куб. м с откидным задним бортом. Максимальная масса перевозимого груза – 33 тыс. кг. По индивидуальному заказу предприятие может изготовить борт из высокопрочной стали финского производителя Ruuki. Усиленная рама с лонжеронами сохраняет свои прочностные характеристики при низких отрицательных температурах. Передняя ось выполнена подъемной. Опрокидывающий механизм платформы – гидравлический с пневматическим дистанционным управлением. Гидроцилиндр – телескопический, односторонний производства фирмы HYVA.

 

Кто везет сыпучие грузы?

Одно из направлений развития данного сегмента – создание совместных предприятий и выпуск на территории страны моделей зарубежных разработок. Это позволяет, с одной стороны, использовать проверенные решения, с другой – организовать выпуск на территории страны востребованной машиностроительной продукции. Так, ЗАО «Новотрак» (Великий Новгород) использует в конструкции кузовов усиления: дополнительный элемент жесткости в районе оси опрокидывания и три пары элементов усиления по всей длине кузова. Предприятие выпускает кузова, как прямоугольного сечения, так и полукруглого. Самая старая модель имеет грузоподъемность 48 тонн. На одной из недавно прошедших строительных выставок представлена новая разработка – модель грузоподъемностью 50 тонн.

Одно из новых предприятий отрасли, в модельном ряду, которого имеются самосвальные полуприцепы, – завод «Манак-Авто» (Старый Оскол). Полуприцеп-самосвал его производства (индекс 946836) применяется для перевозок сыпучих грузов (гравий, щебень, асфальт, грунт, руда и т.д.). Евгений Черных, начальник отдела по маркетингу и сбыту ООО «Манак-Авто», отмечает: «Нашу продукцию отличает ряд конструктивных решений, таких как увеличенная прочность лонжеронов рамы для эксплуатации полуприцепов в жестких дорожных условиях России, которая достигается путем применения стали повышенной прочности OVAKO и двухстороннего провара поясов. Коэффициент запаса прочности составляет 2,25 (1,5 – коэффициент неравномерности загрузки; 1,5 – коэффициент динамичности). Два лонжерона двутаврового сечения соединены между собой поперечными балками и способны работать в температурном режиме от -40 °С до +70 °С».

Модель 946836 завода «Манак-Авто» имеет кузов полукруглой формы, при изготовлении которого сварка бортов с днищем производится внахлест. Днище кузова изготовлено из высокопрочной стали толщиной 8 мм, по выбору заказчика используется сталь производства фирм Финляндии (Raex 450), Швеции (Hardox 450), а также российских. Задняя стенка закреплена на шарнирах в верхней части и закрывается автоматическими замками снизу. Рабочая площадка с лестницей находится спереди слева. В стандартную комплектацию полуприцепа-самосвала МАНАК-АВТО входят: передняя подъемная ось, шины Michelin XZY 3, стальные дискиLemmerz (Германия), модулятор EBS с электронной системой стабилизации транспортного средства.

Гидрооборудование полуприцепа состоит из пятисекционного телескопического гидроцилиндра HYVA с нижним креплением, обеспечивающего угол разгрузки 45о.

«Из­-за перегруза полуприцепов, что часто встречается при эксплуатации отечественными грузоперевозчиками, возникают проблемы с амортизаторами пневмоподвески, гидроцилиндрами, поворотным шарниром кузова, – отмечает Евгений Черных. – На полуприцепах­самосвалах «Манак­Авто» установлена система BPW Trailer Monitor, с помощью которой можно контролировать степень загрузки на оси, что и помогает избежать проблем, поскольку все поломки возникают из­за перегруза и несвоевременного обслуживания».

Среди аксессуаров, облегчающих работу водителя, бак для воды (объемом 30 л), съемная алюминиевая лестница с элементами крепления, пластмассовый ящик для инструментов, установленный справа за осевым агрегатом и набор для водителя (ключ, накидка светоотражающая, перчатки).

 

Как увеличить объем?

Четыре года назад впервые на рынок самосвальных полуприцепов вывел свою продукцию Челябинский завод автоприцепной техники (ЧМЗАП). Его самосвальный полуприцеп с типом кузова half pipe помимо базовой версии грузоподъемностью 30 тонн «Носорог» имеет несколько модификаций. Одна из них – модель ЧМЗАП 9520-030. Этот самосвальный полуприцеп адаптирован к российским условиям эксплуатации, в том числе к бездорожью. Для повышения проходимости на нем установлены двускатные шины и рессорная балансирная подвеска.

Еще одна модификация самосвального полуприцепа этого производителя прицепной техники – модель 9520-030Б, имеющая увеличенную кубатуру кузова. Объем кузова этой модификации полуприцепа был увеличен за счет наращивания бортов на 0,5 м по заказу угольной компании. В сравнении со стандартным «Носорогом»объем кузова увеличен до 40 куб. м, а грузоподъемность – до 42 тонн. Модель оснащена скручивающимся тентом. В угольном разрезе/складе из-за длины автопоезду с четырехосным самосвальным полуприцепом сложно развернуться. Второй фактор – безопасность при разгрузке, поскольку бывают случаи опрокидывания. Инженеры-конструкторы челябинского завода разработали специальные выдвижные механические аутригеры, с помощью которых полуприцеп при разгрузке сохраняет устойчивость.

Но, несмотря на изыски конструкторской мысли, производство четырехосных полуприцепов продолжается, они пользуются спросом у перевозчиков.

 

Тонаровский подход

Судя по числу автопоездов с самосвальными полуприцепами на дорогах Сибири, одним из лидеров отечественного производства этого вида самосвальной техники является подмосковный машиностроительный завод «ТОНАР». Это предприятие отличает более широкий ассортимент выпускаемой продукции.

«Наш завод выпускает полуприцепы, предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов. Отраслевой состав предприятий­заказчиков сильно дифференцирован», – говорит Сергей Карчевский, начальник отдела продаж самосвальной продукции ООО «Машиностроительный завод «ТОНАР». 

Самая распространенная модель, выпускаемая ООО «МЗ «ТОНАР», – трехосный полуприцеп-самосвал.

«Наибольшим спросом пользуются модели полуприцепов­самосвалов с тремя осями, примерное соотношение – три к одному. Предприятие освоило выпуск четырехосных полуприцепов, сейчас уделяется внимание моделям с боковым свалом», – отмечает Сергей Карчевский.

На предприятии налажен серийный выпуск трех-, четырехосных полуприцепов-самосвалов марки «ТОНАР». Модельный ряд серийных полуприцепов включает трехосные модели с объемом кузова 28 и 32 куб. м, четырехосные – объемом 37–44 куб. м. Для легких сыпучих грузов производятся кузова большого объема.

Отличительная черта полуприцепов отечественной марки, что уже смогли оценить потребители, – устанавливаемые оси собственного производства (модель 9042). Для обеспечения безопасной разгрузки применяется покрытие специальным материалом из высокомолекулярного полиэтилена – OKULEN, – которое минимизирует примерзание груза в зимних условиях. Свал начинается при намного меньшем угле опрокидывания. Материал покрытия обладает высокой прочностью, износо- и водостойкостью.

«Все поломки полуприцепов происходят по одной причине – перегруз. Недавно на заводе проведены работы по обновлению серийных моделей», – отметил Сергей Карчевский.

Изменения моделей 9532 и 95234 коснулись конструкции крыльев и заднего бампера. Для повышения надежности и долговечности полуприцепов конструктивно изменены рамы и кузова – в частности: на 2 мм увеличена толщина полок лонжеронов рамы; введен усилительный лист в передней части рамы (над шкворневой плитой); усилены швеллеры в лонжеронах рамы в районе кронштейнов рессор; изменена схема приварки усиленной косынки между боковым и передним бортом; введен дополнительный поддерживающий кронштейн энергоаккумулятора на балке оси.

МЗ «ТОНАР» разработал линейку самосвальной техники с боковой разгрузкой – от одиночного автомобиля-самосвала до автопоезда. Полуприцепы с боковой разгрузкой специалисты завода считают более удобным, безопасным и экономически выгодным транспортным средством. Значительно сокращается время разгрузки. А кроме того самосвалы с боковой разгрузкой абсолютно устойчивы, нет необходимости подбирать ровную площадку для разгрузки, есть возможность выгрузки в ограниченном по высоте пространстве.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Что вытянет КАМАЗ в будущее

Камский автомобильный гигант входит в мировой ТОП-20 крупнейших производителей...

6 янв 2020 в 15:38

Подробнее >
Photo

Вытянут ли новые тягачи МАЗ в России

Белорусский автопроизводитель выбрал многовекторную стратегию. Он не только пытается...

28 окт 2019 в 07:31

Подробнее >
Photo

Сможет ли минский фургон потеснить Газель NEXT

Цельнометаллический фургон и микроавтобус марки «МАЗ» вскоре появятся на...

9 май 2019 в 15:21

Подробнее >