+79139857900

Автопром России: кардинальная смена парадигмы

9 октября 2022 в 06:41

Автомобильная промышленность Российской Федерации испытывает серьезные проблемы после объявления санкций и прекращения поставок автокомплектующих. Как оказалось, российская автоиндустрия за прошедшие два десятилетия весьма глубоко интегрировалась в мировой автопром. Наш материал о текущем состоянии отрасли, последствиях и новых трендах, которые будут в ближайшей перспективе определять развитие этой важнейшей отрасли российской экономики.

Остановленный автопром

Такой массовой остановки автозаводов, которая случилась в России весной текущего года, в истории мирового автопрома давно не наблюдалось. Даже аналогичный прецедент, произошедший в Иране в период ужесточения против него санкций в 2018-2019 гг, когда из страны ушли Volkswagen, Peugeot и Renault, был не таким масштабным. По большому счету, в результате произошедших событий, была фактически «обнулена» вся проводимая промышленная политика РФ в течение последних двух десятилетий.

 Это сказалось и на кадровых перестановках в профильном федеральном ведомстве - Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. В мае в отставку ушел заместитель министра Александр Морозов, а в сентябре директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак, руководившие направлением в последние годы. Новым куратором автомобильной индустрии и авторынка назначен Альберт Каримов.

В течение весны-лета текущего года были остановлены сборочные заводы зарубежных автопроизводителей на территории РФ. Затем, ряд зарубежных автопроизводителей разорвали соглашения о контрактной сборке своих моделей, также начался процесс переговоров о продаже российских активов зарубежных компаний. Первый прецедент произошел 16 мая, когда об уходе из России объявил французский автопроизводитель Renault. Тогда в руки государства перешли и АвтоВАЗ, и московский завод «Рено Россия». Сумму сделки тогда не сообщили. Но через некоторое время в полугодовом отчете Renault Group была зафиксирована цифра в €2,3 млрд, которая указывала на убытки, образовавшиеся из-за ухода из России.

В результате АвтоВАЗ стал полностью государственным предприятием. Сегодня доля Renault (67,7%) перешла к ФГУП НАМИ, при этом доля госкомпании Ростех (32,3%) сохранилась. Для компании Renault предусмотрена возможность обратного выкупа свой доли в АвтоВАЗе в течение шести лет.  

Примечательно, что для бывшего московского завода «Рено Россия» такого опциона не предусмотрено, то есть с этой площадкой, в которую автопроизводитель вложил более €400 млн, французы распрощались навсегда. Теперь завод «Рено Россия» передан правительству Москвы. 

Второй прецедент произошел 25 мая с.г. Вступление в силу американских санкций против Группы ГАЗ привело к тому, что немецкая компания не смогла продолжать сборку автомобилей Volkswagen и Skoda на площадке в Нижнем Новгороде. Группа ГАЗ была включена в SDN-список Минфина США еще 6 апреля 2018 года, но срок постоянно переносили.

Согласно соглашению между Volkswagen и российской Группой ГАЗ на его мощностях в Нижнем Новгороде велась контрактная сборка кроссоверов Skoda Karoq и Skoda Kodiaq, лифтбека Skoda Octavia, а также кроссовера Volkswagen Taos. Контракт с нижегородским предприятием действовал до 2025 года. После объявления о вступлении в силу санкций VW Group вынужден его разорвать.

Пока неясной остается и судьба завода Volkswagen в Калуге. В Volkswagen Group  информацию не комментируют. По сведениям различных источников, рассматривают разные сценарии. При этом завод в Калуге с марта находится в простое. Немецкий автопроизводитель является вторым по вложениям инвестором в российский автопром. Его инвестиции в российский автопром оцениваются в €1,8 млрд.

Другой немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz продает свой завод в подмосковном Есипово. Площадка принадлежит «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», где 20% у СП «Даймлер КамАЗ Рус», остальное — у головной Mercedes-Benz AG. Сегодня завод выставлен на продажу. Сделка находится на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер Mercedes-Benz.

О том, что больше не будут выпускать в РФ автомобили Toyota на заводе в Санкт-Петербурге, стало известно
22 сентября. Завод компании в Шушарах (Санкт-Петербург) проработал 15 лет. Здесь был освоен выпуск бизнес-седана Toyota Camry и кроссовера Toyota RAV4. Завод находился в простое с начала марта, причиной его остановки называли логистические сложности. Японский автоконцерн так и не смог наладить поставки комплектующих в РФ. Теперь площадка будет законсервирована и впоследствии продана, но выпуск автомобилей Toyota на ней не возобновится. 

Другой японский автопроизводитель Nissan, который тоже имеет завод в Санкт-Петербурге, до сих пор тоже не смог решить проблемы с логистикой и нехваткой комплектующих. Это стало причиной приостановки предприятия в марте. Первоначально руководство завода планировало возобновить сборку в сентябре, но теперь объявлены новые сроки – завод будет простаивать до конца 2022 года. Ситуация тяжелая, и сможет ли предприятие японского автопроизводителя возобновить выпуск кроссоверов Qashqai, X-Trail и  Murano, находится под большим сомнением. 

И еще один японский автопроизводитель Mazda обсуждает возможность выхода из совместного предприятия «Соллерс-Мазда» во Владивостоке. Здесь находятся автосборочный завод и моторный завод производственной мощностью 50 000 двигателей  в год. Причину прекращения производства объясняют проблемами с цепочками поставок и возможными финансовыми санкциями на фоне продолжающейся специальной военной операции» на Украине. (В состав «Соллерс Групп» входит УАЗ, против которого введены санкции). 

В конце сентября представитель Mazda Motors в интервью говорил: «Мы находимся в процессе консультаций об уходе из России с нашим партнером компанией Sollers и другими заинтересованными организациями. С весны на наше предприятие перестали поступать детали и узлы, с апреля там было из­за этого остановлено производство. Перспективы возобновления выпуска продукции не определены. Поэтому был сделан вывод о том, что вести производство в России теперь затруднительно». На предприятии во Владивостоке велась сборка кроссоверов Mazda CX-5, CX-9, а также седана Mazda 6. Причем их выпуск был приостановлен только 30 апреля, тогда как большинство зарубежных автопроизводителей остановили свои производства еще в марте.

По словам представителя компании Sollers, рассматривается возможность выкупа «Соллерсом» доли Mazda в совместном предприятии. При этом в Sollers разработали план перезапуска завода под производство автомобилей других брендов.

В составе СП «Соллерс-Мазда» работало моторное производство. Заготовки двигателей приходили из японской Хиросимы во Владивосток, здесь их дособирали и отправляли снова на острова. Также недавно было смонтировано оборудование по механической обработке 2-литровых двигателей SkyActive. Судьба моторного производства обозначена в пресс-релизе «Соллерс Авто». Было уточнено, что продолжать выпуск двигателей во Владивостоке не будут: «Оборудование завода двигателей будет релоцироваться на наши предприятия в европейской части РФ».

Вряд ли в новый 2023 год войдет действующим предприятием завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус». Предприятие было остановлено в марте. В конце каждого месяца руководство завода продлевало режим простоя. Так произошло в последний раз 26 сентября. Корейский автопроизводитель Hyundai специально «тянет» в надежде дождаться нормализации ситуации и быстро занять долю рынка ушедших автоконцернов, тех, кому не хватило ресурсов переждать СВО и санкции.

хёндэ_завод

Интересно, что во время простоя завод время от времени запускают, чтобы поддерживать оборудование в исправном состоянии и чтобы работники не теряли навыки. В июле сделали около 300 автомобилей, а в сентябре – почти 700. Но эти машины не получат статуса товарных, то есть не прошли финальную точку готовности. Это может быть при недостатке каких-то компонентов. Несмотря на то, что всю логистику переориентировали на Корею и Китай, проблема регулярности поставок все равно не решена.

Как известно, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» два года назад приобрел бывший завод General Motors в Шушарах под Петербургом. В предприятие планировалось вложить €200 млн и выпускать там более 100 000 автомобилей в год. Предполагалось, что завод готовился выпускать только три модели кроссоверов Hyundai - Tucson, Palisade и KIA Sportage. Сегодня этот проект не имеет ни одного шанса на реализацию, а инвестиции придется списать в убытки.

Вот такая нерадостная картина вырисовывается  в российском автопроме. Как известно, сегодня в нормальном режиме работают только три предприятия – АвтоВАЗ, УАЗ и завод китайского автопроизводителя Haval, расположенный в Тульской области («Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус»). 

 

АвтоВАЗ восстанавливается

С уходом Renault из России, разрывом логистических цепочек, крупнейшему российскому автозаводу на некоторое время пришлось уйти в простой, как и другим заводам, расположенным в Российской Федерации. Но затем был начат выпуск «упрощенной» модели Lada Granta, без ABC, ESP, подушек безопасности, а недавно и без электроусилителя руля. Эта модель оказалась самой локализованной, и ее перезапуск был произведен в короткий промежуток времени. Затем на конвейере АвтоВАЗа в августе появились внедорожники – Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. Рестарт еще одной модели Lada Largus состоится до конца текущего года.

И наконец, на март 2023 года запланировано начало выпуска Lada Vesta NG. Таким образом, со временем будет продолжен выпуск практически всего модельного ряда отечественного автогиганта. 

Также в производственном плане на текущий год предусмотрены инвестиции в размере 1 млрд руб. на перенос производства в Тольятти автомобиля Lada Vesta, который ранее сходил с конвейера завода «Лада Ижевск». Рестарт автомобиля Lada Vesta NG планируют на март 2023 года, сборка модели будет осуществляться на конвейере В0 в Тольятти.

Немаловажно, что модель ничем не будет отличаться от той Vesta NG нового поколения, которая была презентована в феврале текущего года. Будут сохранены максимум опций, включая АБС и подушки безопасности. Только система ESP будет внедрена позже.

Автомобиль постараются сделать менее импортозависимым. Если говорить о поставщиках первого уровня, то локализация Lada Vesta составит около 85%.

Единственной потерей в модельной линейке АвтоВАЗа станет хэтчбек Lada XRay. Этот автомобиль был создан на платформе B0 альянса Renault-Nissan и фактически представляет собой разновидность модели Renault Sandero. Но его адаптировали под эксплуатацию в российских условиях. Производство XRay было остановлено еще весной из-за недостатка импортных комплектующих. Именно высокая зависимость от компонентов альянса и стала причиной его отставки. На этот счет высказался Максим Соколов, руководитель АвтоВАЗа:  «Мы не планируем возобновлять его производство, поскольку слишком большой комплект автокомпонентов, используемый в данном автомобиле, заблокирован сегодня для поставок».

авторынок

Планы и проекты

План на 2023 год достаточно амбициозный. Отечественный автогигант запланировал выпустить 500 тыс. автомобилей. напомним, что в прошлом 2021 году АвтоВАЗ на двух предприятиях (в Тольятти и Ижевске) в сумме выпустил 430 тысяч машин марок Lada и Renault.

 «В среднесрочной перспективе - на 2026 год и далее - Минпромторгом ставится [задача] по увеличению объема выпуска продукции до 800 тыс. автомобилей в год. Это позволит сделать площадка, существующая в Тольятти», - рассказал Максим Соколов, выступая в сентябре в Совете Федерации.

В целом, мощности АвтоВАЗа составляют порядка 950 тыс. автомобилей в год без учета законсервированного завода Лада Запад в Тольятти (бывший завод GM-АвтоВАЗ).

Напомним, что на АвтоВАЗе в предыдущие годы прошел процесс трансформации мощностей. Сначала была проведена реконструкция первой конвейерной линии В0 по стандартам альянса Renault-Nissan, с доведением ее мощности до 350 тысяч автомобилей в год. Затем была реконструирована под самые современные стандарты третья нитка конвейера. Ее перестроили в соответствии с требованиями производственной системы AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan. В свою очередь, вторую нитку главного конвейера разобрали. Также на тольяттинской площадке еще в нулевые годы построен корпус СКП, где ведется сборка
Lada Granta.

Таким образом, если планы по выпуску 800 тысяч автомобилей в год на тольяттинской площадке окажутся реальными, то хроническая проблема АвтоВАЗа по недостаточной загрузке производственных мощностей будет снята с повестки. Поскольку загрузка на уровне 80-85%, как предполагают в Минпромторге, для мирового автопрома отличный показатель.

 

Самостоятельные технологии

Уход зарубежных автопроизводителей и остановка их сборочных конвейеров открывает возможность по захвату российского рынка крупнейшим отечественным автопроизводителем, в отсутствии серьезных конкурентов. В предыдущие годы, когда пакет акций АвтоВАЗа находился в руках Renault Group, российскому предприятию, чтобы не потерять домашний рынок, приходилось вкладывать большие инвестиции в производство. Нужно было совершенствовать производственные процессы, расширять модельный ряд, повышать качество сборки и даже изменять имидж марки, поскольку пришедшие в РФ зарубежные автопроизводители стремительно занимали весьма не малые доли на российском рынке. И французский автопроизводитель был идеальным партнером для развития предприятия, передачи современных технологий, ноу-хау и т.п.

Сегодня, чтобы занять освободившуюся рыночную нишу, АвтоВАЗ планирует масштабные инвестиции в разработку модельного ряда и локализацию производства. В этом стратегическом плане самой емкой станет программа по разработке автоматической коробки передач, которую оценили в 30 млрд рублей. На создание системы полного привода потратят 20 млрд руб. А вот новая механика обойдется в 10 млрд. Где возьмут финансы? Через систему государственной поддержки автомобильного рынка.

Максим Соколов раскрыл некоторые подробности по автоматической коробке. Он отметил: «На разработку своего автомата уйдет не менее трех-четырех лет. Чтобы это было рентабельно, требуется большой объем выпуска, а до этого нужно дорогостоящее оборудование. Но возможен выпуск по лицензии — в России или на территории Таможенного союза, в том числе в кооперации с другими производителями. Но и это не меньше полутора лет».

Сегодня уже не секрет, над какими моделями будет работать АвтоВАЗ в самой ближайшей перспективе. Прошедший в начале сентября Совет директоров предприятия под руководством вице-премьера правительства Дениса Мантурова утвердил создание двух новых моделей Lada. Они должны встать на конвейер в 2024-2025 гг. Речь идет о кроссовере на платформе Lada Vesta, а также семействе моделей в размерном классе В на глобальной платформе CMF-B (проект XJO, или Granta 2.0).

 Lada_crossover2

Есть подозрение, что в Минпромторге не надеются на скорое возвращение и возобновление выпуска «народных» иномарок таких как VW Polo и  Skoda Rapid, Hyundai Solaris и KIA Rio, не говоря уже о моделях Renault. И эту рыночную нишу оставляют за АвтоВАЗом, где будут доминировать Lada Vesta и Lada Granta 2.0.

Проект Granta 2.0 (или заводское обозначение XJO) к весне имел высокую степень готовности (90%), работа над ним шла к завершению. Ранее Максим Соколов заявлял, что в линейке новой Lada будет седан, универсал и «повышенный универсал» (версия Cross). Новую модельную линейку проекта Granta 2.0 (XJO), которую строят на глобальной платформе CMF-B, предстоит доработать в связи с новыми сложившимися условиями.

Автомобиль на платформе CMF-B займет нишу между текущей версией Lada Granta и Lada Vesta NG.

Далее, в более далекой перспективе, после доработки платформы Lada Vesta, следующее поколение Vesta уйдет в более высокий класс, таким образом, эти модели несколько разведут.

Что касается перспективного кроссовера на платформе Lada Vesta. Удивительно, но летом прошлого года прежнее руководство АвтоВАЗа заявляло, что на платформе Lada Vesta невозможно построить кроссовер. Потому оно прочило «в отставку» платформу Lada B/C, на которой построено нынешнее семейство Lada Vesta. Понятно, что французский топ-менеджмент «расчищал» место под свою платформу CMF-B. Что в конце концов и подтвердилось положениями стратегического плана Renaulution, в котором предполагалась унификация и создание всего модельного ряда АвтоВАЗа на единой платформе альянса CMF-B.   

А теперь нынешнему руководству АвтоВАЗа ничего не остается как модернизировать  свою собственную платформу Lada B/C и создавать на ней новый кроссовер марки Lada. Предполагаем, будет серьезная доработка платформы. Но вообще-то, новому отечественному кроссоверу придется несладко, поскольку сегмент класса SUV на российском авторынке уже заполнен китайскими конкурентами.

И еще один штрих. Текущую версию Lada Granta оставят в модельной линейке на длительный период времени, как самое низкобюджетное предложение на российском рынке. Производство семейства Lada Granta перенесут на третью нитку главного конвейера, где сегодня выпускают внедорожники Niva Legend и Niva Travel. Эти автомобили также на неопределенное время оставят в модельной гамме. В свою очередь, производственный корпус СКП Kalina будет отдан под выпуск автомобилей на глобальной платформе CMF-B. Подготовительные работы здесь проводились с 2020 года.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >