+79139857900

Авторынок, нажимающий на тормоз

6 декабря 2021 в 07:38

 Противоречивый год – так можно  охарактеризовать ситуацию на современном российском автомобильном рынке. В нашем материале приведены первые итоги развития автомобильного рынка Российской Федерации в 2021 году, рассмотрены его структурные изменения и новые тренды.

Такую ситуацию, которая наблюдается сейчас на автомобильном рынке России, да и большинства стран мира, можно твердо назвать уникальной. Если прошлогодний спад был вызван пандемией и теми мерами, которые предпринимались правительствами разных стран, что напрямую отразилось на автомобильных рынках, то сегодня картина сильно отличается от классической. Как известно, за спадом следует подъем – это классика жанра. Но сегодня вместо подъема авторынки разных стран «ушли в минус». И виной здесь уже не продолжающаяся вакханалия с короновирусом, а самые настоящие производственные проблемы.

 

Оживление на автомобильном рынке, начавшееся во второй половине 2020 года, было вызвано так называемым отложенным спросом. Это настроило представителей отечественного автобизнеса на позитивный лад.

Другим немаловажным фактором стало не просто восстановление экономики, но и  некоторая макроэкономическая стабилизация. Прежде всего, наблюдался достаточно устойчивый курс рубля, продлившийся до конца ноября. Эти факторы психологически воздействовали на поведение автомобилистов. Укрепившийся курс национальной валюты должен был способствовать замедлению роста цен на автомобили в салонах официальных дилеров. Но... этого не произошло.

Уже в третьем квартале неожиданно оказалось, что этот восстановительный рост был временным, и рынок снова начал демонстрировать отрицательную динамику. Вообще, 2021 год не закончен, чтобы говорит о всех его итогах и рисовать полную картину «Рынка 2021».

Чиновники, курирующие автомобильный сектор экономики, пока еще не теряют оптимизма и по итогам года ждут небольшого роста. Так, Министерство промышленности и торговли РФ сохраняет прогноз по росту российского авторынка в 2021 году на 5-6%. Об этом недавно сообщил глава ведомства Денис Мантуров. Прогноз по производству легковых и грузовых автомобилей в России также оптимистичен - по итогам текущего года будет превышен уровень 2020 года на порядка 10%, добавил министр.

Но независимые консалтинговые агентства не столь оптимистичны. Согласно прогнозу PicewaterhouseCooper, в текущем году при сохранении сложившейся конъюнктуры ожидается незначительное снижение уровня продаж. В России в этом году будет продано 1,47 млн легковых автомобилей, т. е. на 1,2% меньше прошлогоднего.

Пока же нам предстоит детально изучить, что происходит на нашем российском авторынке. За прошедший период с начала года уже определились ряд  ключевых индикаторов, подверглась трансформации структура отечественного автомобильного рынка. Вот об этом у нас и пойдет речь. Важно очистить кратковременные флуктуации и колебания и выявить долговременные тенденции, которые влияют на фундаментальные основы нашего автомобильного рынка.

 

Сегодня, после того как появились цифры и обнародованы показатели различных структурных, классовых, марочных особенностей, можно все эти данные сложить в пазл и получить более-менее полную картину отечественного автомобильного рынка. Каким войдет в автомобильную историю страны 2021 год? Сегодня можно уже давать первые ответы. .

 transervice_08_2021_CMYK-300

Падающие на росте 

Пока за первые три квартала года общий прирост российского рынка составил +15%. Падение рынка началось в июле и, по всей видимости, данный негативный тренд будет наблюдаться до конца текущего года. Поэтому интересно посмотреть на те бренды, которые уже сегодня демонстрируют отрицательную динамику. И тут нам открывается интересная картина. «В минус» ушли пять брендов из mass-market и один премиальный бренд  (Jaguar), если сравнивать их продажи с аналогичным периодом прошлого года. Неудачниками оказались сразу 4 японских бренда. Это Mitsubishi (-5,4% к АППГ), Nissan (-11,7%), Honda (-15,2%) и Isuzu (-16,7%).

 

У каждого бренда свои причины столь плачевной ситуации. Например, продажи японского бренда  Mitsubishi на российском рынке зависят фактически от продаж одной модели – среднеразмерного кроссовера Mitsubushi Outlander, доля которого превышает 63%. Понятно, что это локализованная в России модель. Но, с другой стороны, в модельной линейке японского автопроизводителя целый фейерверк кроссоверов, которыми славится данный бренд, имеющий среди российских автолюбителей заслуженную репутацию, но они продаются ни шатко ни валко. Поэтому задержка с выводом на российский рынок обновленного Outlander сказывается на динамике продаж.

Такая же ситуация складывается и у другого японского бренда Nissan (падение – 11,7%). Только в этом случае задержка с выходом обновленных автомобилей Nissan Terrano, Nissan Qashqai и Nissan X-Trail масштабируется в более глубокий спад, продолжающийся уже несколько лет.

 transervice_08_2021_CMYK-31

Сегодня российский рынок для участников франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, по крайней мере двух последних участников, находится на периферии интереса. Напомним, что в мае прошлого года была обнародована стратегия развития данного альянса, разделившего мировой авторынок на географические зоны, в котором должен доминировать каждый из участников. Российский рынок отошел в зону  приоритетных интересов Renault. В свою очередь, Nissan должен сконцентрироваться на домашнем, китайском и северо-американском рынках. Mitsubishi отводилась роль «локомотива» на австралийском рынке и в странах Юго-Восточной Азии и Океании. Поэтому российский рынок стоит в очереди на обновление моделей в последних рядах.

Впрочем, самый большой спад продаж показал премиальный бренд Jaguar (-36%). Другие премиальные бренды пока находятся в положительной зоне роста.

Традиционно наиболее высокий рост продаж у китайских брендов (Haval, Chery, Geely) и неожиданно – у французских (Peugeot, Citroen) и немецкого Opel, входящие в группу Stellantis. Но если марки из Поднебесной  уже несколько лет демонстрируют потрясающую динамику, то рост брендов новой группы Stellantis объясняется низкой базой (Peugeot и Citroen у нас всегда плохо продавались) и началом реализации обновленной стратегии на российском рынке, где ставка сделана на легкие грузо-пассажирские модели.

 

transervice_08_2021_CMYK-32

 

Кто сменит американские бренды

Ни для кого не является секретом, что сегодня в российском автопарке все большую и большую роль  играют иномарки местной сборки. Таких автомобилей в России уже насчитывается более 12,7 млн. Они составляют более 28% от общего количества легковых автомобилей в РФ. Возглавляет список иномарок KIA Rio, которых насчитывается 939 тыс. автомобилей (с учетом версий X и X-Line). Впервые производство этой модели в РФ стартовало в конце 2006 года, а по полному циклу она выпускается на территории РФ с середины 2011-го.

Второе место занимает другой «кореец» – Hyundai Solaris, которых в российском автопарке насчитывается 873 тыс. единиц. Выпуск этих автомобилей начат в 2010 году на заводе «Хёндэ Моторс Мануфактуринг рус» в Санкт-Петербурге.

Эти две корейские модели стремятся к символическому миллионному рубежу.

А тройку лидеров российского парка отечественных иномарок замыкает Renault Logan с показателем 755 тыс. экземпляров (с учетом версии Stepway). Производство этого седана стартовало у нас еще в 2005 году.

Мы специально привели данные по автопарку, поскольку на корейские и европейские марки приходится более половины российского автомобильного рынка (диаграмма 1).

В этом аспекте интересно проследить как изменялся «вес» марок. Так, еще 10 лет назад началась мощная экспансия на российский рынок корейских брендов – Hyundai и KIA. Прочной основой такого продвижения стал запуск завода в Санкт-Петербурге. Тогда подавляющая часть корейских автомобилей импортировалась в страну. Помимо импорта был начат их выпуск на калининградском «Автоторе» отверточным способом.

Всего же по итогам 9 мес. 2011 года на российском рынке корейские марки заняли долю в 16,3 %. Правда, следует учесть, что помимо Hyundai/KIA автопром Страны утренней свежести был представлен марками Daewoo и Ssangyong, которых сегодня официально нет в продажах на нашем авторынке.

И вот, по прошествии десятилетия, эти два корейских бренда занимают четверть российского рынка. И это происходит в период, когда российский рынок сжимался как «шагреневая кожа».

Но если доля корейских брендов выросла на 9 процентных пунктов, то японские бренды снизил свою долю. По итогам 9 мес. 2011 года доля японских автомобилей составила 17%, с объемом продаж более 320 тыс. автомобилей. Десять лет спустя продано всего 177,6 тыс. «японок», а их доля снизилась до 15,2%.

Но самый впечатляющий обвал в американском сегменте. Если 10 лет назад в России было продано 212,5 тыс. автомобилей Chevrolet, Ford, Jeep, Chrysler и т.д., и они показывали долю в 11,3%, то сегодня доля американцев здесь на уровне погрешности (0,3%).

«Десятилетие стабильности» - так можно охарактеризовать сегмент отечественных марок автомобилей. Правда, сегодня в нем остались только две марки – Lada и UAZ. А ведь 10 лет назад помимо них, предпринимались попытки восстановления отечественных брендов Иж, ТагАЗ, Vortex, но они потерпели неудачу.

По сути, прошедшее десятилетие на российском рынке демонстрирует укрепление корейских и  европейских автопроизводителей, которые смогли нарастить свою долю и занять более половины авторынка.

Наш анализ будет неполным, если не обратить внимание на рост китайских марок.  

Десять лет назад автопром Поднебесной предпринял первую волну освоения российского рынка. Уже тогда доля китайских автомобилей составила 2%. Из известных марок 10 лет назад  «засветились» Geely и Chery. Помимо них за кошельки покупателей боролись  такие бренды как BYD, Haima, Brilliance и другие. Предпринятая ими в прошлом попытка закрепиться в РФ оказалась неудачной. Тогда, 10 лет назад, было продано 41 тыс. авто китайских марок. Сегодня их доля выросла и составляет более 6,5% российского рынка, а объем продаж составил более 76 тыс. автомобилей.

transervice_08_2021_CMYK-33

 

Два столпа российского авторынка 

Еще один существенный тренд, который уже несколько лет наблюдается на российском автомобильном рынке, заключается в обеднении модельных рядов автопроизводителей. Пик наибольшего присутствия количества  моделей на нашем рынке пришелся на 2014 год, когда в автосалонах официальных дилеров насчитывалось 442 модели легковых и легких коммерческих автомобилей. За 7 лет, прошедших после всех политических событий, связанных с санкциями и изоляцией РФ от мировой финансовой системы, количество предлагаемых дистрибьюторами моделей снизилось до 299. Это данные АА «Автостат». То есть российский авторынок потерял в общей сложности 143 модели.

 

Причем, этот сокращающийся для россиян выбор затронул практически все бренды, работающие в РФ. В условиях падения объема продаж, а с 2014 года российский рынок уменьшился примерно на 30%, автопроизводители вынуждены сокращать свои модельные линейки в России. Практически все они сделали ставку на более «ходовые» модели.

Конечно, сильнее всего «пострадали» американские марки. Сегодня они представлены 14 моделями, а 7 лет назад их было 40. Довольно ощутимо сократилось число моделей японских производителей (на 41 шт.) – сейчас «японцев» насчитывается 54.

Но так же шел отток и европейских машин. В абсолютном значении наш рынок покинуло их больше всего (61 шт.). Европейцы в текущем году представлены 144 моделями, что на 30% ниже значения 2014 года. Достаточно стабильны оказались корейские автопроизводители, число их марок практически осталось на том же уровне – с 33 до 31 шт. Количество моделей российских марок за семилетний период снизилось с 26 до 16, китайских – с 43 до 40.

 

Существенное обеднение модельных рядов, ставка автопроизводителей на «ходовые» модели привели к такому явлению как структурные перекосы по сегментам авторынка. Произошло усиление одних классов автомобилей и практическое вымывание с рынка других. Так, на российском рынке практически исчез класс малых автомобилей (размерный класс А). Продажи бестселлера этого класса KIA Picanto составили за три квартала 2021 года всего …1 638 автомобилей.

Впрочем, на текущий год пришлось самое главное и долго ожидаемое событие российского рынка. Наконец, класс автомобилей SUV превысил на нем заветный рубеж в 50%. За три квартала  2021 года в России было продано около 587 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, что составило 50,2% от общего объема реализации легковых автомобилей в стране. Таким образом, каждый второй проданный за 9 месяцев автомобиль относится к сегменту SUV. Причем такая ситуация на нашем рынке наблюдается в течение всего года. По всей видимости, 2021 год войдет в историю авторынка благодаря этому событию. Теперь на российском рынке представлен довольно широкий модельный ряд автомобилей SUV (135 моделей).

 

transervice_08_2021_CMYK-322

 

 

В 2021 году продолжилось «сжатие» размерного класса С. Если в 2019 году доля данного класса составляла около 5%, то сегодня она уменьшилась почти вдвое (2,8%) (диаграмма).

Бестселлеры С-класса Skoda Octavia, KIA Cerato, KIA Ceed в текущем году покинули рейтинг ТОП-25 моделей России. Также в этом году покинули российские шоурумы официальных дилеров такие модели С-класса как Volkswagen Jetta и Mazda 3.

В принципе, это долговременный тренд: напомним, что еще 10 лет назад размерный класс С занимал 30% – на долю российского рынка. А его бестселлеры Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Toyota Corolla неизменно находились в топ-рейтинге.

Интересна ситуация в других классах, занимающих небольшую долю российского рынка. Как правило, в них доминирует одна-две-три модели, которые лидируют с большим отрывом по объемам продаж от иных представленных в данном классе автомобилей. Например, в размерном классе D звание бестселлера удерживает корейская модель KIA K5 с результатом 24 150 автомобилей. Второе место у бизнес-седана Toyota Camry, которая ранее несколько лет была бессменным лидером. За три квартала объем продаж японской модели составил 23 127 шт. На третьем месте в сегменте D еще одна корейская модель – Hyundai Sonata, которая разошлась тиражом в количестве 5 568 штук с большим отрывом от лидеров.

Деньги все же есть 

За 9 месяцев 2021 года на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 2 трлн 291 млрд рублей. Это на 34% больше, чем за тот же период прошлого года. Как отмечают эксперты АА «Автостат», рост финансовой емкости рынка объясняется увеличением как средневзвешенной цены, так и ростом продаж новых автомобилей (в январе – сентябре).

 transervice_08_2021_CMYK-333

Больше всего денег за отчетный период было потрачено на покупку машин корейской марки KIA – 261 млрд рублей. Второе место в данном рейтинге занимает японская Toyota с результатом в 213 млрд рублей. Следом два немецких премиум-бренда – Mercedes-Benz и BMW (211 млрд и 208 млрд руб. соответственно). Замыкает ТОП-5 отечественные Lada, на покупку которых российские автомобилисты потратили 204 млрд рублей. Показатели каждой из оставшихся марок составили менее 200 млрд рублей.

При этом, суммарно на пять перечисленных брендов приходится около половины (48%) финансовой емкости российского авторынка (по итогам 9 месяцев текущего года).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автопром России: кардинальная смена парадигмы

Российский автопром меняет стратегию и тактику

9 окт 2022 в 06:41

Подробнее >
Photo

Самый кризисный год

Что спровоцировало беспрецедентный спад российского авторынка в 2022 году

8 окт 2022 в 06:40

Подробнее >
Photo

Развитие российского рынка электротранспорта

Автомобильная индустрия сегодня  характеризуется ...

26 фев 2022 в 11:32

Подробнее >