+79139857900

Авторынок периода пандемии

3 июля 2020 в 19:38

Хронология спадов 

За последние два десятилетия нынешний кризис на отечественном авторынке стал третьим по счету. Первый кризис 2009-го года, связанный с мировым кризисом, начавшимся в США, был быстротечен. Напомним, что он характеризовался резким спадом объема продаж новых автомобилей в 2009 году (диаграмма).

Предыдущий 2008 год стал последним из череды так называемых «тучных» лет в Российской Федерации, которые наступили после тянущегося затяжного спада в течение всех 90-ых годов прошлого века. В 2008-м в РФ впервые за долгие годы было продано рекордное количество автомобилей – 2 млн 928 тыс. штук. Первые признаки кризиса проявились в декабре. А в следующем 2009 году произошел обвал рынка практически вдвое: спад составил 56%. Соответственно показатель проданных легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, снизился до 1 460 тыс. штук. Правда, уже в следующем 2010 году тренд сменился на противоположный и начался восстановительный рост. Всего в течение того года было реализовано 1 910 тыс. автомобилей, или плюс 30% к предыдущему году. Такова хронология и цифры  первого кризиса в истории нового авторынка Российской Федерации.

 Следующим серьезным испытанием на прочность стал посткрымский кризис, обусловленный санкциями и девальвцией национальной валюты, а также снижением цены на нефтяном рынке. Первые признаки стали наблюдаться до произошедших событий. В течение 2013-2014 гг произошло незначительное падение спроса, что стало предвестником последующих негативных событий. Тогда аналитики рынка начали говорить о надвигающемся кризисе, поскольку спрос несмотря на устойчивые макроэкономические показатели, начал снижаться. В 2013 году после рекордного (2 938 тыс. авто) 2012-го он снизился на 5%, а в 2014 году, в сравнении с предыдущим, упал еще на 10%. 

Но самым критичным стал следующий 2015 год, емкость рынка снизилась сразу на 35%, а в следующем 2016 году - еще на 11%. То есть второй кризис по масштабам сжатия емкости рынка  сопоставим с 2009 годом, отличие состояло лишь в том, что падение растянулось на два года, достигнув аналогичного дна. Одна из причин в девальвации национальной валюты.  Мы говорим только о количественных показателях, но на рынке происходили и качественные перемены, выявлялись новые доселе неизвестные тренды. Таких как уход автопроизводителей из России,  закрытие ряда сборочных проектов и ряд других новых явлений на отечественном автомобильном рынке. 

В последующий двухгодичный период начался восстановительный рост (2017-2018 гг). Однако он оказался очень неустойчивым и непродолжительным. Авторынок не восстановился до докризисных значений. Объемы продаж оказались на уровне 60-65%. Таким образом, авторынок оказался в совсем иной ситуации. Но в 2019 году наметился новый спад, хотя он был незначительным и по итогам года рынок упал на 2,4%. Но уже тогда самые прозорливые аналитики и специалисты начали предупреждать о новом витке кризиса, главной причиной которого они видели снижение платежеспособного спроса населения. Все эти события оказались прелюдией к 2020 году.

 

transervice_03_2020-13

 

Грозные ворота 2020-го 

Первый квартал текущего года преподнес несколько сюрпризов. Продажи автомобилей в марте выросли сразу на 4%. Это была реакция автомобилистов на девальвацию рубля. А в целом рост за квартал составил 1,8%.

Но далее на рынке произошли драматические события. В конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, связанными с ситуацией с COVID-19. И после относительно высокого уровня продаж в марте 2020 года, в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские центры были вынуждены приостановить или существенно ограничить свою деятельность. Поэтому уже в апреле случился резкий спад - продажи упали на 72,4% в сравнении с апрелем 2019-го (АППГ). Российский автомобильный бизнес столкнулся с крупнейшим месячным падением розничных продаж автомобилей за всю историю современной России. Этот месяц уже получил название «черный апрель» 2020-го. Закрытие автоцентров нанесло сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности работать с клиентами, дилеры начали использовать новые форматы коммуникации и продаж, в частности онлайн продажи.

Но в мае, по решению  региональных органов власти деятельность автодилерских центров была разрешена и были открыты автосалоны. Это сразу сказалось на показателях. Если в «черный апрель» объем продаж был зафиксирован на уровне 38 922 авто, то уже в мае продажи составили 63 033 автомобиля. Однако это вдвое меньше, чем в не слишком удачном феврале текущего года (таблица).

 

transervice_03_202g0-13

 

Сегодня сложно прогнозировать, насколько упадет рынок за весь текущий год, будет ли «пробито дно» двух предыдущих кризисов. Аналитики и специалисты рынка называют различные показатели и тренды. Несомненно одно – автомобили будут дорожать. Тенденция эта надолго, она может усилиться, если в перспективе произойдет очередная девальвация национальной валюты. Напомним, что с  марта курс рубля относительно доллара США снизился на 15% и отечественная валюта не планирует укрепляться. Есть надежда, что рынок далее не будет пикировать вниз, а остановится на каком-то уровне. Поскольку есть надежда на меры, которые предпримет государство. Уже сегодня на рынке есть интересные кредитные предложения. Плюс небольшой отложенный из-за пандемии спрос. Следует также учитывать и ситуацию с ценой на нефть на мировом рынке ‑ она указывает, что 2020 год будет трудным.   

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >