Вот как можно объяснить феномен 40-летней давности, когда с конвейера отечественного АвтоВАЗа начали сходить переднеприводные хэтчбеки ВАЗ-2108/2109, пользовавшиеся бешенной популярностью на протяжении длительного времени? Напротив, их эволюционная модель Lada XRay, которую специально адаптировали к отечественным условиям, не поддержала реномэ двухобъемных автомобилей, и почила в бозе.
На прошедшем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально объявлено о «кончине» проекта приподнятого хэтчбека Lada XRay. Хотя из производственной программы эта модель выбыла еще весной 2022 года. И в первый раз руководство АвтоВАЗа осенью 2022 года придало этот факт гласности.
Максим Соколов, руководитель российского автогиганта тогда в интервью ТАСС заявил:
«Коротко — никогда. Мы не планируем возобновлять его производство, поскольку слишком большой комплект автокомпонентов, используемый в данном автомобиле, заблокирован сегодня для поставок».
Но по прошествии почти двух лет такие модели, как Lada Vesta и Lada Largus, которые как XRay, имели большой комплект автокомпонентов, заблокированных для поставок, вернулись на конвейеры АвтоВАЗа. Но только не XRay.
Несколько дней назад в Санкт-Петербурге тот же Максим Соколов еще жестче высказался по поводу этой модели, мол, автомобиль не будет возрождаться ни при каких обстоятельствах.
«Нет, Lada XRay не будет. Умерла, так умерла», - особо подчеркнул топ-менеджер.
Возникает вопрос – почему? Указывают на низкий спрос. Но почему сорок лет назад автомобили хэтчбеки пользовались бешенным спросом? Другие времена на дворе, рынок трансформировался, изменились предпочтения потребителя.
Немаловажно, что этим самым шагом, российский автогигант отрекся от такого типа кузова как хэтчбек, в то числе приподнятый, то есть с повышенным клиренсом. Ранее, как известно, в семействе Lada Granta исчез хэтчбек. А если копнуть еще глубже на несколько лет назад, то при начале производства и выводе на рынок модели Lada Vesta в 2015 году, тоже отказались от двухобъемной версии в модельной линейке.
Сразу хочется задастся вопросом – насколько велика данная потеря? Насколько потерял российский автолюбитель с усечением модельного ряда?
Да, если бы это произошло на европейском рынке или южноамериканском, то это по позициям автопроизводителя это нанесло бы серьезный удар. Но мы живем в своих реалиях. В предкризисном 2021 году, например, хэтчбек Lada XRay и соплатформенный Renault Sandero оказались на 17 и 18 месте соответственно в модельном зачете российского авторынка. Всего было продано 44,1 тыс. автомобилей двух марок. В тоже самое время Lada Vesta разошлось 113 тыс. Наверняка, можно эту сумму можно было прибавить к этому итогу, если гипотетически в модельном ряду находился бы хэтчбек Vesta.
Напротив, на авторынках Старого континента хэтчбеки самые популярные автомобили. Вот только что информационная лента принесла новость, что в прошедшем апреле самым популярным автомобилем в Европе стал Dacia Sandero – хэтчбек и приподнятый хэтчбек Stepway. Статистика их складывает вместе. Наш канал недавно рассказывал о том, где производят эти популярные машины.
Тут следует вскрыть ответ на вопрос – почему россиянин не жалует хэтчбеки, а автопроизводители в результате должны закрывать свои проекты. Ответ прост – потому что наши соотечественники предпочитают более просторные автомобили. А внутренне пространство салона хэтчей ограничено и этот фактор приходится учитывать в ежедневной эксплуатации. Все же хэтчбек создан для таких категорий как матери-одиночки, либо молодые семьи, которые не завели еще детей, одинокие люди, которым нужно доставить себя перевезти из точки А в точку Б. А вот для другого типа аудитории нужен более просторный автомобиль, в кот ором внутренне пространство не такое тесное. Не зря у нас бОльшее распространение получили универсалы. Из 113 тысяч проданных в вышеуказанном году Lada Vesta 54 тыс. автомобилей оказались универсалами.
Сегодня не ведется речи о том, чтобы на базе Vesta сделать хэтчбек. Хотя в 2015 году на первой презентации «Весты», присутствующие журналисты рассмотрели на баннерах изображение такого автомобиля.
В модельной политике АвтоВАЗа сегодня сделана ставка на седаны и универсалы. В ближайшей перспективе также появится городской переднеприводный кроссовер отечественной марки на платформе Lada B/C (Vesta).
Что же касается универсалов, то в модельном ряду АвтоВАЗа их уже пять: Lada Vesta SW, Vesta SW Cross, Granta Cross, Largus VP, а вскоре появятся Largus Cross и семейство универсалов Iskra.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz