«Народные», они же бюджетные, седаны в автосалонах Новосибирска оказались популярны настолько, что за ними стали выстраиваться очереди. Время ожидания автомобиля - от месяца до года. Однако недалек тот день, когда спрос будет насыщен и автосалоны, где выставлены эти народные машины, начнут ожесточенную борьбу за каждого покупателя.
Эксперты статьи:
Андрей Назаренко, директор автосалона «Сибтрансавто- Новосибирск»
Ирина Лосева, и.о. руководителя отдела продаж «Мир Авто»
Василий Возилкин, старший менеджер продаж марки Renault ТСК «Автомир-Новосибирск»
Начало 2011 года преподнесло неожиданную новость: в ведущую тройку самых популярных новых автомобилей стремительно ворвался новичок - Volkswagen Polo Sedan, который был запущен в производство менее полугода назад в Калуге. Этот факт показателен: конкуренция в сегменте так называемых «народных седанов» усиливается. Однако на этом дебюты доступных седанов не закончились: только что отгремели фанфары по случаю начала продаж Hyundai Solaris. А в ближайшей перспективе - знакомство с новыми иномарками из категории массовых и доступных от других автопроизводителей: Kia, Nissan, Ford. Возможно, скоро в России появится и бюджетная Toyota.
Чем руководствуются круп-нейшие мировые автомобильные компании, стремясь выпускать массовые и доступные для россиян автомобили? Во-первых, низкий уровень автомобилизации способствует быстрому росту авторынка, в отличие от стран Европы или Японии. Во-вторых, японцы и европейцы традиционно отдают предпочтение местным брендам, между тем как у отечественных потребителей пока более-менее устойчивых предпочтений по брендам все еще нет, и все марки находятся примерно в равном положении. Отсюда и стремление практически всех зарубежных компаний иметь в своей гамме «народный седан» - массовый и в высокой степени доступный автомобиль. Исторически так уж сложилось, что автомобили в кузове седан наиболее популярны на так называемых развивающихся рынках, и Россия в этом смысле не исключение. Практичные европейцы предпочитают легковые автомобили в кузове хэтчбек. Не менее практичные японцы выбирают небольшие минивэны. В России, где автомобиль часто является единственным, выбор зачастую падает на седан. Поэтому наличие в модельной гамме автомобиля с таким кузовом зарубежные автопроизводители, пришедшие с инвестициями в Россию, воспринимают как само собой разумеющееся. Статистика подтверждает: седаны занимают верхние строчки рейтинга иномарок. В Новосибирске данный сегмент широко представлен в автосалонах города, и за «народными седанами» образовались очереди.
Найти свой Chance за Уралом
В борьбе за умы и кошельки отечественного автолюбителя особняком стоит модель Chance. Она показала самую высокую динамику продаж в этом классе автомобилей в Новосибирске (+ 4000 %). Однако в абсолютных продажах успех был намного скоромнее. Андрей Назаренко, директор автосалона «Сибтрансавто-Новосибирск» отмечает:
«В прошлом году автомобили Chance в Новосибирске разошлись тиражом в 178 экземпляров».
Истоки этого автомобиля восходят к разработке пятнадцатилетней давности Daewoo Lanos в европейском центре корпорации. После банкротства корейского автопроизводителя права на модельную гамму Daewoo перешли к американской General Motors (бренд Chevrolet). Сейчас модель производит Запорожский автомобильный завод – в прошлом партнер американского концерна GM по производству и продаже в России модели Chevrolet Lanos. В июне 2009 года срок контракта между украинским автопроизводителем и GM истек, в связи с чем дальнейшее производство автомобилей под брендом Lanos стало невозможным.
«Процесс производства, детали и комплектующие автомобиля остались прежними. Двигатели объемом 1,5 литра по-прежнемузакупаются в Южной Корее. Эксклюзивный дистрибутор марки в России «Квингруп» принял решение об установке на автомобиль двигателя объемом 1,3 л украинского производства. Это самый доступный вариант Chance в Новосибирске - его цена 258 тыс.руб.», - отмечает Андрей Назаренко.
Самый дорогой Chance (седан, 1,5 л, комплектация SX) имеет кондиционер, подушку безопасности водителя, ГУР, противотуманные фары, электропакет, центральный замок и аудиосистему. Андрей Назаренко считает:
«Автомобиль хорошо приспособлен для эксплуатации в российских условиях, например, клиренс составляет 170 мм. Покупатели автомобиля Chance в Новосибирске – это люди в возрасте за 40, которые эксплуатировали отечественные автомобили. Модель более популярна у физических лиц - соотношение частных и корпоративных продаж - 80/20».
Volkswagen Polo
Примерно в одно время с Chance в Новосибирске стартовали продажи немецкого седана Volkswagen Polo. Его презентация состоялась в начале сентября прошлого года, а производство началось на новом заводе в Калуге еще в мае. Volkswagen Polo Sedan оснащен хорошо знакомым по другим моделям двигателем объемом 1,6 л (105 л.с.), потребляющим 8,7 л бензина на 100 км в городском режиме и 5,1 л - на трассе. Поскольку Polo Sedan разрабатывался специально (!) для России, немецкие конструкторы учли состояние отечественных дорог - дорожный просвет Polo составляет 170 мм. В базовой комплектации Trendline - передние подушки безопасности, бортовой компьютер, иммобилайзер, электропакет, магнитола с 4 динамиками и электроусилитель руля. В 2011 году появится возможность заказывать кондиционер в качестве опции к комплектации Trendline, которая сейчас является самой популярной у новосибирцев. Самая богатая комплектация Highline c автоматической коробкой передач. В ней – «полный фарш» опций, среди которых и противотуманные фары, и легкосплавные диски, и даже незаменимый фирменный ключ. Есть и средняя версия – Comfortline, по цене приближающаяся к 480 тыс. руб.
«В прошлом году в Новосибирске были проданы первые 50 экземпляров Volkswagen Polo Sedan, а заключено договоров —свыше 150, - отмечает Ирина Лосева, и.о. руководителя отдела продаж «Мир Авто» (дилер Volkswagen). — Портрет покупателя — это те, кто пересаживается с отечественных автомобилей марки Lada, и с бюджетных иномарок — таких как Kia Rio, Renault Logan, так что конкурентами на рынке мы считаем именно эти автомобили».
Однако на доступность этого «народного седана» сегодня влияют растянувшиеся очереди в автосалонах.
«Наиболее популярен автомобиль в комплектации Treadline, - говорит Ирина Лосева. - Седан в базовой комплектации придется ждать до конца года, в версии же Comfortline и Highline – около полугода».
В производственной программе Volkswagen на базовую версию запланировано лишь 20% от объема выпуска Polo Sedan.
Renault Logan и Renault Sandero
Однако бестселлером на рынке в сегменте доступных автомобилей вот уже несколько лет в России в целом, и в Новосибирске в частности, несомненно, является Renault Logan. Успех этой бюджетной модели не дает покоя другим именитым автопроизводителям. С другой стороны, машина стала эталоном массового седана, наиболее приспособленного к условиям России.
«Logan надежен, доступен по цене, вместителен и имеет комфортную подвеску, что, с учетом сибирских реалий, предопределяет выбор покупателя, – говорит Василий Возилкин, старший менеджер продаж марки Renault ТСК «Автомир-Новосибирск». – В прошлом году удалось продать более 500 автомобилей. Примерно половина покупателей Logan выбирает среднюю комплектацию - Expression. Самая богатая комплектация – Prestige, ее выбирают порядка 20% покупателей, это в основном люди в возрасте 35- 45 лет, которые ранее эксплуатировали отечественный автомобиль. И порядка 30% продаж приходится на модель в минимальной комплектации Authenique. При этом автомобили в самой бедной комплектации покупают таксомоторные фирмы и корпоративные заказчики (около 60% продаж). В наличии всегда имеется 1-2 автомобиля, но заказы на ряд комплектаций принимаются на март-май».
Однако «особенная любовь» российского автолюбителя к седанам постепенно уступает место симпатии к более практичным автомобилям, характерной для развитых стран: хэтчбекам, кроссоверам, MPV и универсалам. Этот факт приходится учитывать автопроизводителям. В гамме Chance уже есть хэтчбек с двигателем 1,3 л (70 л.с.). Французы тоже представили хэтчбек Sandero — как модель, построенную на платформе Logan, которая унаследовала все его характеристики и преимущества. Но при этом он обладает более привлекательным дизайном и отвечает вкусам и потребностям водителя в городской среде. По словам Василия Возилкина, пока потребитель распробует Renault Sandero - нужно время, чтобы этот автомобиль набрал популярность, как Logan.
Хэтчбек Volkswagen Polo, который стал «донором» для калужского седана, является, по факту, европейским автомобилем, уменьшенной копией сверхпопулярного Golf, отсюда и его цена. Ирина Лосева из автотехцентра «Мир Авто» отмечает:
«Появление в модельной гамме немецкого «народного седана» не повлияло на объем продаж хэтчбека Polo, поскольку у них разные аудитории».
В середине февраля в Новосибирске состоялась презентация нового «народного седана» - Hyundai Solaris. Выход на рынок еще одной новинки говорит об ужесточении конкуренции в этом сегменте.